Просмотр содержимого документа
«Урок по теме «Основное свойство дроби», 6 класс»
Урок по теме «Основное свойство дроби», 6 класс
Цели урока: ввести понятие основного свойства дроби; учить применять основное свойство дроби; формировать навык нахождения наибольшего общего делителя и наименьшего общего кратного чисел; воспитывать аккуратность.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Устный счет
1. Прочитайте числа:
(Дробь, числитель которой а, а знаменатель с.)
— Назовите числитель и знаменатель каждой дроби.
— Что показывает знаменатель дроби? (На сколько равных частей разделили целое.)
— Что показывает числитель дроби? (Сколько таких равных частей взяли.)
2. Переведите дроби в неправильную дробь:
— На какие группы можно разделить данные числа? (Дробные — обыкновенные и десятичные дроби; натуральные; число нуль.)
3. Расскажите, как получаются дроби:
(Целое разделили на 10 равных частей и взяли 7 таких частей; целое раздели на b равных частей и взяли а таких частей.)
— Какие значения могут принимать а и b? (а — любое натуральное число или нуль, b — любое натуральное число.)
III. Сообщение темы урока
— Сегодня мы познакомимся с основным свойством дроби и научимся его применять. А знаете, в каком веке в русском языке появилось слово «дробь»? (В VIII веке.)
IV. Изучение нового материала
1. Подготовительная работа (устно).
— Найдите наибольший общий делитель числителя и знаменателя дробей:
— Давайте вспомним, когда и как возникают дроби. У людей с древних времен появилась необходимость измерять время, расстояния, площади, углы и другие величины. Потребность в более точном измерении привела к тому, что используемые единицы измерения стали делить на части. А это привело к появлению дробей.
Дроби образуются:
1) в результате деления предмета (единицы или целого) на равные части;
2) при измерении величин, когда единица измерения не укладывается целое число раз в измеряемом объекте;
3) при делении натуральных чисел.
2. Работа над новой темой.
— Прочитайте в учебнике информацию по теме урока.
— На сколько равных частей разделили круг сначала? (На 4 части.)
— Сколько частей закрасили? (3 части.)
— На сколько равных частей потом разделили четвертую часть круга? (На 5 частей.)
— На сколько частей оказался разделенным весь круг? (На 20 частей.)
— Сколько частей в трех закрашенных четвертях круга? (9 частей.)
— Прочитайте основное свойство дроби.
— Запишем в тетрадь:
где с — натуральное число;
где d — натуральное число и d — общий делитель а и b.
Определение. Равные дроби — различные обозначения одного и того же числа:
— Приведите примеры равных дробей. (Записать на доске.)
3. Работа с учебником.
— Прочитайте текст в учебнике на стр. 35 под рубрикой «Говори правильно».
— Прочитайте равенство двух дробей, записанных на доске, разными способами.
VI. Физминутка
VII. Работа над задачей
1. №№ из учебника: (у доски и в тетрадях).
— Прочитайте задачу. Зная расстояние и скорость, что можно найти? (Время.)
— Зная весь путь и расстояние, которое прошли до привала, что можно найти? (Путь, который пройдут школьники после привала.)
— Зная расстояние, которое проедут школьники со скоростью 15,3 км/ч, что можно найти? (Время на путь после привала.)
— Как найти, сколько времени школьники были в походе? (Сложить время до привала, время после привала и время, затраченное на привал.)
3) 30,6 : 15,3 = 2 (ч) — были в пути после привала.
4) 4 + 2,5 + 2 = 8,5 (ч) — были в походе.
(Ответ: 8,5 ч.)
2. Решите устно задачу.
Торт разрезали на 8 равных частей. Одну из них разрезали еще на 2 равные части. Какую часть пирога составляет одна маленькая часть? (1/16.)
VIII. Закрепление изученного материала
1. №№ из учебника: (устно).
Можно разобрать решение по вопросам вместе с учителем, а можно дать возможность учащимся самостоятельно объяснить, почему дроби равные.
Разбор по вопросам учителя:
— Что обозначает дробь 3/5? (Целое или круг разделили на 5 равных частей и взяли 3 такие части.)
— На сколько равных частей мы потом разделили пятую часть круга? (На 3 части.)
— На сколько частей оказался разделенным весь круг? (На 15 частей.)
— Сколько частей в 3 взятых пятых круга? (9 частей.)
Развернутый ответ учащихся:
Мы круг раздел или на 5 равных частей и закрасили 3 такие части, затем каждую пятую часть круга мы разделили еще на 3 равные части. Тогда весь круг оказался разделенным на 5 · 3 = 15 частей, а в трех пятых круга будет 3 · 3 = 9 таких частей, поэтому
IX. Самостоятельная работа (с последующей проверкой)
а) №№ из учебника: (ученики работают цветными карандашами).
Проверка:
— Что обозначают дроби 3/4 и 6/8? (Целое или отрезок разделили на 4 равные части и взяли 3 такие части и второй отрезок такой же длины разделили на 8 равных частей и взяли 6 таких частей.)
— Что можете сказать о цветных частях данных отрезков? (Равны.)
— Что можете сказать о данных дробях? (Дроби равны.)
— Какой вывод можно сделать? (Равные дроби изображаются равными отрезками.)
б) № 217 стр. 36.
— Что применяли при решении? (Основное свойство дроби.)
X. Закрепление изученного материала
1. Не выполняя вычислений, объясните, почему возведение в квадрат выполнено неверно: