kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок "Область определения функции"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по теме "Область определения функции".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Область определения функции"»

«Область определения функции» (слайд 1)

Цель урока: (слайд 2) организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению материала


Ход урока.


Организационный момент.

Учитель: Сегодня у нас необычный урок, к нам в гости пришли посмотреть, как мы работаем. Постараемся работать как обычно и даже лучше.


Проверка домашнего задания

Учитель: На предыдущем уроке проводилась контрольная работа, поэтому домашнего задания не было.


Актуализация знаний(слайд 5)

Учитель: Почти все, что происходит с нами или вокруг нас связано с понятием «функция», потому что все вокруг взаимосвязано, а «функция»- это зависимость между двумя величинами, которая обладает определённым свойством, которое сегодня мы должны выяснить.

Сначала мы выполним разминку в виде графического диктанта. Нужно определить верными или неверными являются высказывания.


Задания для диктанта (слайд 6)

  1. Возраст человека зависит от его роста.

  2. Урожайность зависит от количества полезных веществ в почве.

  3. Суточный привес телёнка зависит от количества потребляемого молока.

  4. Количество плохих оценок зависит от количества пасмурных дней в году.

  5. Длина волос зависит от промежутка времени между стрижками.

« ^»-утверждение неверно

«_»- утверждение верно


Ключ: (слайд 7)

^

-

-

^

-


Учащийся сверяет свои результаты с ключом. Проводится обсуждение полученных результатов.


Учитель: Мы рассмотрели зависимости между двумя величинами. Они могут быть представлены различными способами:

  1. Графиком

  2. Таблицей

  3. Формулой

Все они обладают одним свойством: каждому значению независимой переменной соответствует единственное значение зависимой переменной.

Именно такие зависимости называются функциями.

График, таблица, формула – различные способы задания функции (слайды №8 и опорный конспект – №9)

Учащемуся выдается отпечатанный опорный конспект. (Приложение)

Систематизируются сведения по опорному конспекту. Параллельно вводятся понятия «аргумент», «значение функции», «область определения функции».


Задание по опорному конспекту (слайд 10):

  • Что такое функция?

  • Какая переменная называется зависимой, а какая независимой?

  • Что такое область определения функции?

  • Какими способами задаётся функция?


Объяснение нового материала (учебник стр. 65-66) (слайд 11).

Постановка учебной задачи:

Учитель: Установить способы нахождения области определения функции, если она задана формулой (или несколькими формулами на разных промежутках) или графиком.

Как записывают эти множества?

В виде неравенств или числовых промежутков (или их объединений).

Для области определения функции у = f(х), иногда удобно использовать обозначение D(f). Например: 1) для функции у=х³-7х, выражение х³-7х имеет смысл при любом х, поэтому D(f)=( -;+);

2) для функции у=, х0 имеем D(f)=[0;+);

3) для функции у=, х0 имеем D(f)0.


Нахождение ООФ по формуле (слайд 12)

Задание. Найти область определения функции: а) у=; б)у=; в) у=.

Решение. а) Так как область определения функции явно не указана, подразумевается, что она совпадает с областью определения выражения. Под знаком квадратного корня может находиться только неотрицательное число, значит, задача сводится к решению неравенства х+40.

б) Функция определена в любой точке х, за исключением точки— 4, при этом значении знаменатель дроби обращается в 0. Ответ можно записать так: D(f)=[-4;+).

Впрочем, на практике можно использовать сокращенную запись: D(f)-4.

в) Здесь задача сводится к решению неравенства х+4 0.

Воспользовавшись решением пункта а), но исключив из рассмотрения точку х=-4, получим: D(f)=( -4;+).


Работа по карточкам (слайд 13).

1. При каком значении х выражение не имеет смысла?

1) -2; 2) 2; 3) 0; 4) -1.


2. Даны выражения

А. ; Б. ; В. .

Какие из этих выражений не имеет смысла при х=4?

  1. Б; 2) А; 3) Б и В; 4) А и В.


Работа с таблицей (слайд 14). Функция у=f(x) задана таблицей:

х

-3

-1,5

0

1

2

4

у

-8

-2

1

4

8,5

10


Принадлежат ли числа -4; -1,5; 8,5 области определения этой функции?



Работа с графиком (слайды 15, 16 и 17)

Как найти D(f), если функция задана графиком?

Выполните задания со слайдов 16 и 17. Сделайте соответствующий вывод.

Найдите проекцию построенных графиков на ось абсцисс. Выделите построенное множество точек. Как называют выделенное множество точек?

Вывод: если функция задана графиком, то чтобы найти D(f), надо…

Первичное закрепление во внешней речи

Учащийся решает типовые задачи на новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма во внешней речи.


Подведение итогов (слайд 18).

Рефлексия.

Организуется самооценка деятельности на уроке.

Фиксируется степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности:

Что нового можно добавить в известную схему изучения функций?

Намечаются цели последующей деятельности:

На какие вопросы еще предстоит уточнить ответы? (что называют функцией, какими свойствами обладает функция, как задать функцию и т.д.)

Домашнее задание: теория в учебнике на стр. 65-66 и по опорному конспекту, № 158 (устно), 208 (1, 3); задания по графику на карточках.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Урок "Область определения функции"

Автор: Бирюкова Анна Николаевна

Дата: 08.02.2017

Номер свидетельства: 389524

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Конспект урока математики в 9 классе "Область определения функции "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-matiematiki-v-9-klassie-oblast-opriedielieniia-funktsii"
    ["file_id"] => string(6) "205292"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429857334"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) "Область определения функции "
    ["seo_title"] => string(31) "oblast-opriedielieniia-funktsii"
    ["file_id"] => string(6) "198713"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428432997"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) "Конспект урока по теме: «Определение числовой функции. Область определения, область значений функции»"
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekturokapotiemieopriedielieniiechislovoifunktsiioblastopriedielieniiaoblastznachieniifunktsii"
    ["file_id"] => string(6) "277772"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452964115"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "Презентация для урока «Определение числовой функции. Область определения, область значений функции»"
    ["seo_title"] => string(101) "priezientatsiiadliaurokaopriedielieniiechislovoifunktsiioblastopriedielieniiaoblastznachieniifunktsii"
    ["file_id"] => string(6) "277783"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1452965870"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "«Функция. Область определения и область значений функции» "
    ["seo_title"] => string(61) "funktsiia-oblast-opriedielieniia-i-oblast-znachienii-funktsii"
    ["file_id"] => string(6) "117002"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412682130"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1680 руб.
2400 руб.
1750 руб.
2500 руб.
1750 руб.
2500 руб.
1750 руб.
2500 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства