Урок математики
 «Путешествие в космос»
 в 5 классе по теме «Умножение трехзначного числа на однозначное с переходом через разряд»
 
 Автор:
  Кондратова Светлана Валерьевна,  
 учитель математики  
 МКС(к)ОУ «Чебулинская специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида»
 
 
 Класс: 5
 Тема: Умножение трехзначного числа на однозначное с переходом через разряд.
 Цели:
 Образовательная – закреплять навыки письменного умножения трехзначных чисел на однозначное с переходом через разряд, умение решать составные задачи
 Воспитательная – воспитывать самостоятельность, взаимовыручку
 Коррекционно-развивающая – корригировать устойчивое внимание, мыслительную деятельность (операции анализа и синтеза), развивать математическую зоркость.
 Оборудование: картинки снеговиков, ракет, планет Солнечной системы, звездочек, лучиков для выполнения заданий, аудиозапись песен и музыки на космическую тему.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Ход урока
  I. Организационный момент.
  Здравствуйте, ребята! Какой сегодня день (число и месяц)? Чем он знаменит? Правильно, 12 апреля 1961 года полетел в космос первый человек Юрий Алексеевич Гагарин. Теперь этот день считается днем космонавтики.
  (Звучит отрывок песни «Знаете, каким он парнем был…»)
  II.Сообщение цели урока.  
  Сегодня мы с вами совершим полет в космос – проверим, умеют ли наши космонавты, то есть вы, умножать трехзначное число на однозначное. Итак, в путь!
  1)Подготовка к полету. Нас провожают в дорогу снеговики и просят найти отличия. (Приложение 1 )
  К полету готовы! Заняли места поудобнее, пристегнули ремни! 3-2-1-пуск –летим (звучит космическая музыка). Полет нормальный!
  (Звучит космическая музыка)
  2)Заполним свои космические карты (записываем в тетрадях число, классная работа). Начинаем работу в «невесомости»- решаем задачу:
  «На небе загорелось 214 красных звезд, а желтых в 3 раза больше. Сколько всего звезд загорелось на небе?»
  Анализ задачи и составление краткой записи:
  - Можем сразу ответить на главный вопрос? (нет)
  - Почему? (Потому что не знаем сколько загорелось желтых звезд)
  - А можем это узнать? (да)
  - Каким действием? (действием умножения)
  -Почему? (Потому что сказано в 3 раза больше)
  - А теперь можем ответить на главный вопрос? (да)
  - Почему? (потому что знаем сколько загорелось красных звезд и желтых)
  - Каким действием? (действием сложения)
  
 
  ? з. 
  
 
  Решение:
  -  214 з. 2) + 214 з. 
  3    642 з.
  642 з. 856 з.
   Ответ: всего 856 звезд загорелось на небе.
 На небе самые горячие звезды – голубые, затем идут бело-голубые, белые, желтые и красные.
 Физминутка (звучит космическая музыка).
 В небе ясном солнце светит,
 Космонавт летит в ракете (потягивания – руки вверх).
 А внизу леса, поля –
 Расстилается земля (низкий наклон вперед, руки разводятся в стороны).
  Завели моторы (вращение вытянутых рук)!
  Соединить контакт, (соединить руки, частые касания кончиков пальцев)!
  Приготовиться к запуску ракет (приседания)!
  Пуск (выпрямляются и подпрыгивают, руки вверх, потянуться)!
 3)На нашем пути встречаются планеты. А какие планеты вам известны? Сейчас определим названия некоторых из них. Для этого решим примеры (примеры записаны на обратной стороне картинок-планет) и запишем данные буквы в порядке возрастания полученных результатов (количество примеров для каждого ребенка и уровень сложности определены с учетом индивидуальных особенностей и способностей). (Приложение 2)
 237 318 194 129 398
  4   3   5   6   2
 М Л Я З Е
 
 
 
 
 206 117 375 256 113 144
  4   8   2   3   8   6
 И Р Ю П Е Т
 
 
 405 418 161 282 193 347
  2   2   4   2   3   2
 Р Н Т С А У
 
 
 971 237 128 426 117 218
  1  2   3  2   5   4
  Н Л П Т У О  
 
 
 309 326 127 282
  2   3   3   2
 Р С М А
 
 
 108 326 127 199
  7  3   3   4
 Р Н У А
 Итак, называем планеты! А еще есть Венера, Меркурий, Нептун и Солнце. Всего 10 планет.(Учитель дает небольшую информацию о каждой планете на фоне космической музыки). Приложение 3.
 4)Осмотр грузового отсека.  
 Задание : удалить неисправности в отсеке – назвать геометрические фигуры, из которых состоит первая ракета; найти и исправить ошибки, допущенные в примерах (примеры написаны на ракетах, которые каждый берет сам, правильное решение своего примера записывают на доске, остальные в тетради).
  
 
  (Приложение 4)
 
 
  120 x6= 730 230x3=693 170x5=650 140x6=846 390x2=690  
  470x2=852 160x6=836 150 x5=725 240 x4=760 320x3=973  
 5)Возвращение домой. (Звучит отрывок песни «Трава у дома»)
 Чтобы вернуться домой, нужно решить примеры на порядок действий (примеры на лучиках с фамилией ученика). (Приложение 5)
 (197 + 159) x 2 (208 + 164) x 2 (926 – 789) x 3
 (475 + 319) x 1 (561 – 395) x 2 (270 – 244) x 5
 (196 + 185) x 2 (197 + 124) x 3 (213 + 146) x 2
 (132 + 124) x 2
 Правильность выполнения задания проверяется по звездочке аналогичного цвета.
 III. Подведение итогов. Все сегодня молодцы! Все вернулись на Землю, никто не остался в космосе. Справились со всеми заданиями.