kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок наглядной геометрии в 5 классе по теме "Треугольник"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

  1. Обобщить изученный материал по данной теме;
  2. Формировать    умения    применять    математические    знания    к    решению
    практических задач;
  3. Развивать познавательную деятельность, творческие способности;
  4. Воспитывать интерес к предмету.

Оборудование и материалы:

a)   Рисунки треугольников с условными обозначениями.

в)   Карточки-задания для устной работы.

c)   Индивидуальные задания: практические задания, задачи на построение,
задачи на конструирование.

d)  Дополнительные карточки-задания.

e)   Модели плоских фигур: треугольник, шестиугольник.

f)    Конструкции из треугольников: флексатон, несколько видов пирамид,

g)   Плакат с изображением пирамиды Хеопса в Гизе.

(Ученики на уроке разбиты на три группы-команды:

 1-я группа - продвинутый уровень обучения;

 2-я группа - базисный уровень обучения;

 3-я группа - уровень компенсирующего обучения).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок наглядной геометрии в 5 классе по теме "Треугольник" »

Тема: «Треугольник. Конструкции из треугольников».

Цели урока:

  1. Обобщить изученный материал по данной теме;

  2. Формировать умения применять математические знания к решению
    практических задач;

  3. Развивать познавательную деятельность, творческие способности;

  4. Воспитывать интерес к предмету.

Оборудование и материалы:

a) Рисунки треугольников с условными обозначениями.

в) Карточки-задания для устной работы.

c) Индивидуальные задания: практические задания, задачи на построение,
задачи на конструирование.

d) Дополнительные карточки-задания.

e) Модели плоских фигур: треугольник, шестиугольник.

f) Конструкции из треугольников: флексатон, несколько видов пирамид,

g) Плакат с изображением пирамиды Хеопса в Гизе.

(Ученики на уроке разбиты на три группы-команды:

1-я группа - продвинутый уровень обучения;

2-я группа - базисный уровень обучения;

3-я группа - уровень компенсирующего обучения).

Ход урока:

Глядя на мир, нельзя не удивляться!

К. Прутков


Кто не слышал о Бермудском треугольнике, в котором бесследно исчезают корабли и самолеты? А ведь знакомый нам с детства треугольник таит в себе немало интересного и загадочного. Сегодня на уроке мы будем повторять весь изученный материал и каждый раз удивляться полученным открытиям.

Условия состязания:

  1. Быть внимательным и сообразительным.

  2. Не оставлять ни одного вопроса без ответа.

  3. На каждое задание затрачивать минимум времени, но максимум усердия.

  4. Не подглядывать, не подслушивать, не «проникать» в мысли соседа.

I. Устная работа:

Класс: «Что такое треугольник?»

3 группа: Назовите вершины и стороны треугольника, изображенного на рисунке 1:







2 группа: Какие виды треугольников вы знаете? По условным обозначениям определите вид треугольника (рис.2).

Рисунок 2

1 группа: Дайте определение равнобедренному и равностороннему треугольникам. Как по-другому называют равносторонний треугольник? Является ли равнобедренным равносторонний треугольник? Почему?

Класс: Какое неравенство треугольника вам известно?

Примените неравенство треугольника на практике: определите, какие из следующих треугольников существуют:

3 группа: 5 см, 5 см, 5 см; 3 м. 6 м. 3 м.

2 группа: 12 дм, 3 дм, 8 дм; 12 м, 13 м, 12 м.

1 группа: 1 дм, 14 см, 22 см; 3 см, 4 см, 5 см.
Назовите виды треугольников.


II. Работа в тетрадях:

Класс: Что такое периметр треугольника? Что нужно сделать, чтобы найти периметр треугольника?

На закрытых досках индивидуально работают 2 человека (1-я и 2-я группы), выполняя задание своей группы.

  1. группа. Периметр равнобедренного треугольника равен 21 дм. Известно, что его
    боковая сторона больше основания в 3 раза. Найдите стороны треугольника.

  2. группа. В равнобедренном треугольнике основание равно 6 см, а боковая сторона
    больше основания на 2,5 см. Найдите периметр треугольника.

3 группа. Найдите периметр треугольника, если известно, что его стороны равны 8см, 9 см, 10 см.

Проверка.

3 группа комментирует с места решения задач (2 человека).

2 группа. Проверка своего варианта на доске, а затем взаимопроверка.

1 группа. Индивидуально работающий ученик рассказывает решение трудной
задачи всему классу.

Дополнительное задание (карточки).

Найдите все треугольники, длины сторон которых - целые числа, не большие 2.

Используйте неравенство треугольника.


Ш. Отдохни!

3 группа. Найдите лишнее слово: сторона, вершина, основание, диаметр, периметр.

2 группа. Сколько всего треугольников изображено на рисунке 3?

Рисунок 3

1 группа. В равнобедренном треугольнике одна сторона равна 25 см, а другая 10 см. Какая из них является основанием треугольника?

Мы повторили, что треугольники бывают нескольких видов: равносторонние, равнобедренные, разносторонние.


IV. Задачи на построение

Добиться успеха в решении задач на построение поможет аккуратность и точность измерений, умение пользоваться чертежными инструментами и знание способа построения треугольника.

Сообщение 1. Что такое задачи на построение? (2-я группа).

В задачах на построение речь идет о построении геометрической фигуры с помощью линейки и циркуля. С помощью линейки как инструмента геометрических построений можно провести произвольную прямую; произвольную прямую, проходящую через данную точку; прямую, проходящую, через две данные точки. Никаких других операций выполнять линейкой нельзя. В частности, нельзя откладывать линейкой отрезок, даже если на ней имеются деления. Циркуль, как инструмент геометрических построений, позволяет описать из данного центра окружность данного радиуса. В частности, циркулем можно отложить данный отрезок на данной прямой от данной точки.


Индивидуальные задания на доске.

1-я группа. Постройте треугольник, равный данному (рисунок 4).






Рисунок 4

Все учащиеся 1-ой группы получают аналогичные задания и выполняют их самостоятельно.

2-ая группа. Постройте треугольник по заданным сторонам: 3 см, 4 см, 5 см.

Оставшиеся без задания ученики работают со второй группой, слушают подробное объяснение задачи.

3-я группа. Постройте равнобедренный треугольник со сторонами 5 см, 6 см, 5 см (один человек от группы).

Класс. Какие треугольники изображены на доске? Произведите классификацию треугольников по углам.


Сообщение 2. Египетский треугольник(3-я группа).

Землемеры Древнего Египта для построения прямого угла пользовались следующим приемом. Бечевку делили узлами на 12 равных частей и концы связывали. Затем бечевку растягивали на земле так, чтобы получался треугольник со сторонами 3, 4, 5 делений. Угол треугольника, противолежащий стороне с пятью делениями, был прямой. В связи с указанным способом построения прямого угла со сторонами 3,4,5 иногда называют египетским.


V. Конструкции из треугольников.

Треугольники, соединяясь друг с другом, могут образовывать другие фигуры. Например, шесть правильных одинаковых треугольников образуют шестиугольник. Шестиугольник, как и треугольник, плоская фигура (демонстрация плоских фигур). Конструкторами будут работать три ученика (карточки).

1-я группа. Равносторонний треугольник разрежьте на три равных треугольника.

2-я группа. Равносторонний треугольник разрежьте на четыре равных треугольника.


3-я группа. Разрежьте треугольник на две части так, чтобы из этих частей можно было сложить прямоугольник.

Существует интересная геометрическая игрушка - флексатон, что означает «гнущийся» многоугольник, который состоит из 10 равносторонних треугольников. Флексатон обладает удивительной способностью внезапно менять форму и цвет, выворачиваясь на «изнанку» (демонстрация флексатона).

Все это были примеры плоских конструкций из треугольников.

Класс. Назовите объёмную фигуру, состоящую из правильных треугольников (демонстрация тетраэдра).


Сообщение 3. Египетские пирамиды (1-я группа).

Египетские пирамиды - это одно из самых грандиозных сооружений, созданных когда-либо руками человека. Самая известная из египетских пирамид - пирамида Хеопса в Гизе. Из-за своих огромных размеров ее иногда еще называют Большой пирамидой. Ее высота составляет 146,6 м, что (примерно) соответствует 50-тиэтажному небоскребу. Площадь основания составляет 230 на 230 кв.м. Строительство пирамиды Хеопса продолжалось 30 лет. Она состояла из 128 слоев камня и представляла собой ступенчатую гору. Затем ступени были заложены камнями, так что ее поверхность стала хотя и не вполне гладкой, но уже без выступов. В завершение работ 4 треугольные грани пирамиды были облицованы плитами из ослепительно белого известняка и отполированы до зеркального блеска. Края плит были подогнаны настолько точно, что между ними нельзя вставить даже лезвие острого ножа. По свидетельству очевидцев, на солнце и при лунном свете гробница Хеопса сверкала, как огромный светящийся кристалл. Египетская пирамида Хеопса в Гизе – древнейшее и, вместе с тем, единственное сохранившееся до наших дней чудо света.

Пирамиды бывают 3-, 4-, 5-, 6-ти, … угольные. От чего это зависит?

Рассмотрим треугольную пирамиду, состоящую из правильных треугольников (демонстрация). Как она по-другому называется? Из каких частей она состоит? Сколько у нее граней? сторон? вершин?

Проверка индивидуального задания (демонстрация решения задач).


VI. Самостоятельная работа.

Среди семи частей «Танграма» есть пять треугольников. Сравните стороны каждого, Закрасьте треугольники:

  • равносторонние – красным;

  • равнобедренные – синим;

  • разносторонние - зеленым.


VII. Подведение итогов урока.

Мы повторили весь изученный материал по теме «Треугольник. Конструкции из треугольников». Закончим урок словами великого ученого Галилео Галилея: «Геометрия является самым могущественным средством для изощрения наших умственных способностей и дает нам возможность правильно мыслить и рассуждать».


6




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок наглядной геометрии в 5 классе по теме "Треугольник"

Автор: Баланина Нелли Финагатовна

Дата: 02.11.2015

Номер свидетельства: 246908

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "технологическая карта урока: Решение задач по теме "Треугольники" "
    ["seo_title"] => string(77) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-rieshieniie-zadach-po-tiemie-trieughol-niki"
    ["file_id"] => string(6) "135577"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416936415"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Конспект урока по теме "Треугольники" "
    ["seo_title"] => string(40) "konspiekt-uroka-po-tiemie-trieughol-niki"
    ["file_id"] => string(6) "112967"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1409048744"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Конспект урока геометрии на тему "Треугольник""
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekturokaghieomietriinatiemutrieugholnik"
    ["file_id"] => string(6) "299385"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1456505518"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "урок по геометрии на тему  «Свойства равнобедренного треугольника»."
    ["seo_title"] => string(64) "urokpoghieomietriinatiemusvoistvaravnobiedriennoghotrieugholnika"
    ["file_id"] => string(6) "300424"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456730404"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Рабочая программа внеурочной деятельности  «Наглядная геометрия» 5 класс "
    ["seo_title"] => string(84) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-naghliadnaia-ghieomietriia-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "161664"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1422266039"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1720 руб.
2640 руб.
1350 руб.
2070 руб.
1630 руб.
2500 руб.
1360 руб.
2090 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства