kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок алгебры в 8 физико-математическом классе по теме: Решение квадратных уравнений с параметрами

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи с параметрами играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры учащихся. Они имеют принципиально исследовательский характер, и с этим связаны как методическое значение таких задач, так и трудности выработки навыков их решения.

Дидактическая цель: Создать условия для осознания и осмысления новой информации и успешного применения ранее полученных знаний.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления нового материала.

Форма организации учебной деятельности:  индивидуальная, фронтальная.

Продолжительность: два (спаренных) урока.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок алгебры в 8 физико-математическом классе по теме: Решение квадратных уравнений с параметрами »


Урок алгебры в 8 физико-математическом классе по теме: Решение квадратных уравнений с параметрами.

Учитель математики Л.В.Козлова.

Задачи с параметрами играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры учащихся. Они имеют принципиально исследовательский характер, и с этим связаны как методическое значение таких задач, так и трудности выработки навыков их решения.

Дидактическая цель: Создать условия для осознания и осмысления новой информации и успешного применения ранее полученных знаний.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления нового материала.

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная.

Продолжительность: два (спаренных) урока.

Ход урока

1.Повторяем известные сведения о квадратных уравнениях.

Подберите концовку предложения, используя ответы:

I вариант:

а) Уравнение а х2 + в x + с =0 называется квадратным, если…

б) Уравнение, а х2 + в x + с =0 называется неполным квадратным, если…

в) Уравнение, а х2 + в x + с =0 имеет корни, выраженные противоположными числами, если…

г) Уравнение, а х2 + в x + с =0 является неполным и имеет единственный корень равный 0, если….

II вариант:

а) Уравнение, а х2 + в x + с =0 называется линейным, если…

б) Уравнение, а х2 + в x + с =0 называется полным квадратным, если…

в) Уравнение, а х2 + в x + с =0 называется неполным и имеет два различных корня, если…

г) Уравнение, а х2 + в x + с =0 является неполным и имеет два корня, один из которых равен 0, если….

Варианты ответов: 1) а=0, 2) в=0, 3) с=0, 4) а=1, 5) в не 0, 6) с не 0, 7) а не 0.

  1. Математический диктант с самопроверкой (актуализация знаний)

  1. Сколько корней имеет уравнение:

II уровень: 3 х2 +2x -1=0, 16 х2 -8x +1=0, х2 +0,25 =0,

III уровень: 0,3 х2 -2x +1=0, 361 х2 -38x +1=0, 0,01 х2 -0,3x +4=0,

2) Определить степень уравнения относительно а) Х., б) У

II уровень: 7 х2 у-8уx +15=0

III уровень: 5х2у + 6xу2 - 18ух + 2х – у + 5 = 0.

3) Выяснить вид уравнения относительно Х.

II уровень: в х2 +(6в-3)x -18 = 0, при а) в = 0, б) в = 0,5, в) в = 1.

III уровень: 5в(в-2) х2 +(5в-2)x -16 = 0, при а) в = 1, б) в = 2, в) в = 0,4.

4) Дано уравнение ах=4х+5. Найти множество корней уравнения

II уровень: при а=4.

III уровень: при а не равном 4.

5) Какие случаи следует выявить при решении уравнения:

II уровень: вх=7

III уровень: вх= в-2

3.Изучение нового материала.

Решение задач с параметрами требует исследования, даже если это слово не упомянуто в формулировке задачи. Недостаточно механического применения формул, необходимо понимание закономерностей, навыки анализа конкретного случая на основе известных общих свойств объекта, системность и последовательность в решении, умение объединить рассматриваемые частные случаи в единый результат. Этим обусловлены трудности, возникающие у учащихся при решении таких задач, и этим же объясняется справедливое включение задач с параметрами в экзаменационные работы в школе и на вступительных экзаменах в вузы.

С греческого “ perametron” – отмеривающий, т. е. величина, числовое значение которой, позволяет выделить определённый элемент из множества элементов того же рода.

В уравнении а х2 + в x + с =0 а, в, с-параметры, х.- переменная. Рассмотрим уравнение: х2 = а. Это семейство уравнений, определяемых параметром. Что значит решить уравнение с параметром? Значит: найти все решения данного уравнения при допустимом значении параметра. Отметим “особые “ значения параметра, выявим алгоритм.

х2 = а при а=0 х=0, при а 0 х= ±√а, при а

ах2 = 0 при а=0 х. =R, при а не равном 0 х=0.

ах2 + в = 0 при а=0 нет корней, при а0 нет корней, при а√-в/а .

4. Первичное закрепление материала.

Решить уравнение относительно переменной х.

х2 - 2 x + с =0 (фронтально).

II уровень: х2 + 4 x -п =0

III уровень: к х2 - 6 x + 1 =0 .

5. Творческое задание (работа в группах по уровням).

Рассмотреть уравнение общего вида:

α(а) х2 + β(а ) х + λ(а) =0

Задание II уровня: рассмотреть количество корней уравнения при α(а)=0.

Задание III уровня: рассмотреть случаи, когда уравнение имеет а) один корень, б) два корня, в) нет корней, г) ∞ корней при α(а) не равном 0.

Выполненную работу групп, объединив, вынести на доску.





1. Нет корней α(а) не равно 0,

D(а)

α(а)=0,

β(а ) =0,

λ(а) не равно 0.

2. Один корень α(а) не равно 0,

D(а) = 0.

α(а)=0,

β(а ) не равно 0,

λ(а)- имеет смысл.

3. Два корня α(а) не равно 0,

D(а) 0.

4. Бесконечное множество корней α(а)=0,

β(а ) =0,

λ(а) = 0.

6. Закрепление полученных знаний. Решение уравнений.

1) с х2 – 3(2с-1) x –(15-15с) =0 IIуровень: при каких с имеет один корень?

III уровень: при каких с имеет более одного корня?

2) При каких значениях m ровно один из корней уравнения равен нулю?

а)

в)

б)

г) .


II уровень: а), б).

IIIуровень: в), г).

3) М.Л.Галицкий “ Сборник задач по алгебре” II уровень: № 5.103, III уровень: № 5.112.

7. Домашнее задание: М.Л.Галицкий II уровень: 5.105, 5.110, 5.107. III уровень: № 5.106, 5.108, 5.115.













Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Козлова Лариса Викторовна

Дата: 24.10.2014

Номер свидетельства: 122098


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1580 руб.
2640 руб.
1500 руб.
2500 руб.
1120 руб.
1870 руб.
1500 руб.
2500 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства