kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рисование узоров, элементов букв и цифр. Развитие восприятия целостного образа предмета, его размера.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комплексная помощь обучающихся с задержкой психического развития в освоении АООП НОО, коррекция недостатков познавательной деятельности, помощь в освоении программного материала.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рисование узоров, элементов букв и цифр. Развитие восприятия целостного образа предмета, его размера.»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

МАОУ «СОШ № 43 г. Челябинска»

















Технологическая карта

коррекционно-развивающего занятия

учителя-дефектолога

с обучающимися 1-го класса (7.2 вариант АООП), имеющими тяжелые и множественные

нарушения в развитии

«В нашем саду листопад»

(коррекция психомоторики и сенсорных процессов)



Автор-разработчик:

Власова Валентина Михайловна,

учитель-дефектолог













г. Челябинск.


Аннотация.


Технологическая карта данного коррекционно-развивающего занятия составлена для детей 1 класса, обучающихся по 2-му варианту Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ТМНР.

Данное занятие разработано в рамках рабочей программы учителя-дефектолога «Развитие психомоторики и сенсорных процессов».


Краткая характеристика класса

В классе обучаются 10 человек. Все дети имеют тяжелые множественные нарушения развития. Моторные нарушения ограничивают способность самостоятельного передвижения и самообслуживания, препятствуют освоению предметно-практической деятельности, что отрицательно сказывается на формировании познавательных функций, общем ходе психического развития. О многих явлениях дети не могут рассказать не только в силу речевых затруднений, но и потому, что не имеют соответствующих представлений и практического опыта. Формирующиеся знания и навыки являются непрочными, поверхностными, фрагментарными, не связанными в единую систему. Для учащихся класса характерна повышенная утомляемость. Интеллектуальное отставание сильно тормозит развитие познавательного интереса. Ученики могут выполнить отдельные операции, входящие в состав предметных действий только под контролем и руководством педагога.


Сенсорное и психомоторное развитие у обучающихся с ТМНР значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно. Замедленность, недифференциированность, узость объема восприятия, нарушения аналитико-синтетической деятельности, специфические недостатки памяти затрудняют знакомство ребенка с окружающим миром. Наблюдаются значительные нарушения в развитии координации общей и мелкой моторики. Отставания в развитии моторики сказывается на динамике не только двигательных навыков, но и мыслительных процессов, формировании общих учебных навыков. Воздействие на сенсомоторный уровень ребенка активизирует развитие всех ВПФ.

Основной целью данного занятия является развитие психомоторики обучающихся с ТМНР. Коррекционная направленность данного занятия обеспечивается через использование специальных методов и приемов, создание специальных условий, предполагающих включение различных анализаторов, смену видов деятельности, исходя из индивидуальных психофизиологических особенностей и уровня работоспособности обучающихся, деятельностный подход в процессе усвоения учебного материала.








Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия

Учебный предмет

Коррекционная работа

Тема

В нашем саду листопад

Класс

1Б (7.2 вариант АООП)

Тип занятия

интегрированное

Временной ресурс

20 минут

Цель

Развитие психомоторики и сенсорных процессов

Программные задачи

Обучающие задачи:

  • Расширить и уточнить представления о времени года – осень, познакомить с осенним явлением – листопад.

Коррекционные задачи:

  • Развивать общую и мелкую, артикуляционную моторику.

  • Развивать кинетические и тактильные ощущения.

  • Совершенствовать зрительное и слуховое восприятие и внимание.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать интерес и любовь к природе.

  • Развивать коммуникативные навыки в рамках совместной деятельности, доброжелательное отношение к партнеру.

Оборудование

Игрушка-персонаж «Солнышко», корзина и коробка с осенними листьями, крупные кленовые листья, карточка со словом «ЛИСТОПАД», карточка с изображением данного осеннего явления, массажные мячики, музыкальное сопровождение.

Ожидаемые результаты

Личностные результаты:

  • социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

  • формирование навыка сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности

  • повышение интереса к познавательной и практической деятельности;

Предметные результаты:

  • умение целенаправленно выполнять действия по показу, инструкции педагога;

  • умение фиксировать взгляд на лице педагога, предмете; прослеживать взглядом за движущимся предметом

  • умение определять на ощупь различные свойства и качества предметов

  • умение адекватно реагировать на прикосновения

  • развитие когнитивных и психомоторных процессов.

Базовые учебные навыки

  • слушать и вступать в диалог, отвечать на вопросы учителя

  • выполнять действия по образцу и по подражанию, по инструкции педагога


Ход занятия

Этапы занятия

Задачи этапа

Коррекционные задачи

Деятельность учителя-дефектолога

Деятельность учащихся

Психологический настрой

1 мин.

Создание атмосферы психологической безопасности

Установление контакта, создание положительных эмоций,

развитие эмпатии.

Приветствие, установление зрительного, тактильного контактов:

Педагог вносит мягкий модуль «Солнышко»

Проснулось солнышко и сладко зевнуло,

(разводит «руки-лучики» в стороны)

Солнышко лучик к тебе протянуло,

(дотрагивается «рукой-лучиком» до руки ребенка)

Солнышко щечку тебе поласкало,

(дотрагивается «рукой-лучиком» до щеки ребенка)

Доброго утра тебе пожелало.

Приветствие,

участие в игре

(поднимают руки, адекватно реагируют на прикосновение персонажа)

Мотивационно-побудительный

1 мин.

Формирование представлений о предстоящей деятельности, ее задачах

Организация направленного внимания.

Развитие тактильных ощущений.


- У Солнышка для вас сюрприз – корзинка. Посмотрите, что в ней лежит?

(педагог дает детям заглянуть в корзинку, опустить в нее руки и ощупать, что внутри)

- Что это? Осенние листочки.


- Солнышко принесло сегодня ребятам осенние листочки и предлагает с ними поиграть.

Заглядывают в корзину, опускают руки в корзину, ощупывают листья, лежащие в корзине.

Актуализация знаний

1 мин.

Актуализация имеющихся знаний, повторение изученного на уроках

Закрепление знаний детей о природных явлениях об осени, ее признаках.


- Какое время года наступило?

- Наступила осень.

- Когда наступает осень, солнышко светит реже, становится прохладно, листики на деревьях «держатся» слабо, стоит подуть ветерку, и листочки срываются с веток, и плавно кружась, падают на землю.

(педагог подбрасывает горстку желтых березовых листьев)

Участвуют в диалоге.

Наблюдают за паданием листьев

Дыхательная гимнастика

2 мин.

Снижение мышечного напряжения и эмоциональной зажатости.

Формирование умения соотносить природные явления, признаки осени с пиктографическими изображениями.

Упражнение «Осенний ветерок»

Детям предлагается подуть на листик, который прикреплен за нитку к палочке

Ветер листьями играет,

листья с веток обрывает.

Листья падают, летят.

Наступает ЛИСТОПАД.

(педагог прикрепляет на доску слово ЛИСТОПАД и карточку с изображением ЛИСТОПАДА)  

Выполняют дыхательное упражнение.

Рассматривают пиктографические изображения.

Основной этап

Развитие артикуляционной моторики

2 мин.

Коррекция психомоторики










































Активизация речевых навыков.

Выработка полноценных движений и определенных положений органов 

артикуляционного аппарата

Пока падает листок

споем песенку ААААААА

Пока падает листок

споем песенку ООООООО

Пока падает листок

споем песенку УУУУУУУ

(педагог поднимает крупный лист к верху и плавно его опускает вниз)

Выполняют артикуляционные и речевые упражнения.

Следят за передвижением предмета.

Развитие общей моторики

5 мин.

Выполнение действий и движений по показу и инструкции педагога.

Развитие зрительно-двигательной координации.

Листья желтые летят  

прямо на руки ребят.

(педагог дает в руки детям кленовые листья)

Будем с листьями играть

к верху руки поднимать

Руки вверх ты подними

И на листики смотри

(по показу педагога поднимают руки вверх, смотрят на листики)

Листики осенние на веточках сидели

Ветер дунул – полетели.

Полетели, полетели

И на землю тихо сели.

(по показу педагога делают взмахи руками, опускают руки вниз)

Ветер снова набежал

и листочки все поднял

(по показу педагога поднимают руки вверх, смотрят на листики)

Повертел их, покружил

И на землю опустил.

(по показу педагога делают взмахи руками, опускают руки вниз)

Выполняют движения с листьями по показу педагога.


Развитие согласованности движений обеих рук.

Развитие слухового восприятия.

Развитие зрительно-двигательной координации.

- Послушаем, как шуршат осенние листочки

Лист кленовыйлист резной,

Разноцветный, расписной.

Шу-шу-шу, шу- шу- шу.

Как я листиком шуршу.

(педагог мнет, шуршит кленовым листочком перед ребенком, подносит шуршащий листочек к уху ребенка)

- Пошуршим листочками?

(педагог раздает детям кленовые листья, показывает действие с ним)

Шу-шу-шу, шу- шу- шу.

Как я листиком шуршу.

Выполняют предметно-практические действия с листьями.

Развитие мелкой моторики

Массаж кистей и пальцев рук

3 мин.



Стимуляция кинетических ощущений и развитие их на основе пальцевого осязания

- Ветер принес целый ворох листьев.

(педагог обращает внимание детей на коробку с листьями)

- Здесь под листочками кто-то спрятался. Кто это?

- Опустите руки в коробку и найдите того, кто спрятался.

(в коробке с листьями спрятаны массажные мячики)

Он живет в лесу дремучем,

Сам он круглый и колючий,

угадайте это кто же?

Ну, конечно, это….(ежик)

- Верно, здесь спрятался ежик.

- Что на спине у ежика? Колючки

Массаж рук

Золотым клубочком стал

Хитрый ежик колкий,

(педагог круговыми движениями прокатывает мячик по ладони ребенка)

Листья клена нанизал

На свои иголки

(педагог помогает ребенку нажимать пальчиками на колючки мячика)

Их несет к себе домой

Стелет на кроватку,

(педагог прямыми движениями прокатывает мяч по ладони ребенка)

Чтобы долгою зимой

Спать под елью сладко.

(педагог помогает ребенку зажать мячик в кулачок)

Выполняют предметно-практические действия (находят в коробке с листьями массажный мяч)


Пассивный массаж

Пальчиковая гимнастика

2 мин.


Коррекция мелкой моторики на основе пальчиковых игр

Как много листиков у нас.

пальчиковая гимнастика

«Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять, 

(машем пальчиками в воздухе)

Будем листья собирать. 

(сжимаем и разжимаем кулачки)

Листья березы,

(загибаем пальчики, начиная с большого)

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем

(стучим пальчиками по столу)

С помощью педагога выполняют движения пальчиковой гимнастики

Заключительный

3 мин.









Подведение итогов КРЗ, обобщение полученного ребенком опыта








Создание положительных эмоций.

Закрепление полученных представлений о сезонном явлении ЛИСТОПАД




Релаксация

О чем мы сегодня узнали?

(педагог обращает внимание детей на карточку с изображением осеннего явления «ЛИСТОПАД», слово «ЛИСТОПАД)

Листья жёлтые кружатся,

На земь ковриком ложатся.

Жёлтых листьев хоровод

Осенью случается.

Танец этот – каждый год.

Как он называется? (Листопад)

Участвуют в диалоге.






Музыкальная минутка


Просмотр музыкального видеоролика «Падают, падают листья. В нашем саду листопад»

Посмотрим еще раз, какой красивый, яркий, волшебный осенний листопад и послушаем песенку.

Проявляют положительные эмоции.


Итог




Наше занятие подошло к концу. Вы очень хорошо работали, правильно выполнили все задания. Давайте поаплодируем себе. Молодцы!

Хлопают в ладоши.

Радуются себе и своему результату.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс

Автор: Власова Валентина Михайловна

Дата: 27.09.2025

Номер свидетельства: 674803


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства