kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Решение показательных уравнений

Нажмите, чтобы узнать подробности

повторение

решение показательных уравнений

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«моя»








Методическая разработка
открытого урока
на тему

«Решение показательных уравнений»

по дисциплине

«Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия»

15.01.26 «Токарь-универсал»









Разработала преподаватель:

Дворнова Ирина Фаилевна





2019г.

Содержание

  1. Пояснительная записка 5

  2. План урока 7

  3. Технологическая карта хода занятия 10

  4. Конспект урока 14

  5. Приложения 23

Пояснительная записка

Учебная дисциплина «Математика: алгебра, начала математического анализа, геометрия» является одной из основных дисциплин, предусмотренных учебным планом для обучающихся по профессии 15.01.26 «Токарь-универсал».

Методическая разработка урока теоретического обучения составлена на основании рабочей программы «Математика: алгебра, начала математического анализа, геометрия».

Целью создания методической разработки является презентация опыта работы преподавателя по обеспечению условий для полноценной деятельности обучающихся на уроке (мотивации, созданию учебных ситуаций, рефлексии) в рамках изучения учебной дисциплины и оказании методической поддержки педагогам в проектировании комптентностно- ориентированного урока теоретического обучения.

Задачи:

  • систематизировать учебный материал занятия по учебной дисциплине;

  • совершенствовать структуру теоретического занятия;

  • пополнять фонд дидактических материалов педагога.

Разработка представляет собой методическое сопровождение урока теоретического обучения по теме «Решение показательных уравнений», которая изучается в разделе 10 «Показательная и логарифмическая функции».

Структура методической разработки:

  • план урока;

  • технологическая карта;

  • конспект материала урока;

  • приложения.

Методическая разработка предназначается в качестве дидактического материала для преподавателей общеобразовательных дисциплин при проведении урока в учебных группах, обучающихся специальностей социально- экономического профиля.

ПЛАН УРОКА

Тема урока: Решение Показательные уравнения

Цели урока:

Образовательные:

  • -повторение, обобщение, систематизация знаний об общем методе решения показательных уравнений; проверка усвоения знаний на обязательном уровне; обогатить опыт учащихся в получении новых знаний на основе уже имеющихся теоретических знаний.

  • Развивающие:

  • Способствовать развитию познавательной активности, логического мышления; развивать навыки самостоятельной работы, работы в группах; развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.

Воспитательные:

  • Способствовать воспитанию активности, ответственного отношения к работе, самостоятельности.

Задачи урока:

  • Повторить основные понятия, правила, свойства показательных уравнений.

  • Вспомнить способы решения показательных уравнений

  • Уметь самостоятельно применять их в стандартных условиях, в измененных условиях и нестандартных условиях.

  • Организация рефлексии

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний.

Методы: информационный, проблемный, частично-поисковый.

Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, групповая. Межпредметные связи: экономика.

Продолжительность занятия: 45 минут.

Уровень обучающихся: 1 год обучения.

Количество обучающихся: 25 чел.

Место проведения занятия: кабинет математики

Материально-техническое и дидактическое, программное оснащение

урока: компьютер, презентация, рабочие листы. план-конспект урока, учебники, задания на закрепление изученного материала, рабочие тетради, оценочные листы.

Изучив тему, обучающиеся должны:

Знать:

  • определение показательного уравнения;

  • методы решения показательных уравнений;

  • классификацию типов показательных уравнений по методу решения.

Уметь:

  • решать показательные уравнения различными способами;

  • применять полученные знания для решения практических задач;

  • организовать свою работу внутри группы;

  • анализировать полученную информацию;

  • уметь проводить взаимоконтроль и самоконтроль учебной деятельности.


Ход урока

Организационный момент

Приветствие, проверка подготовленности обучающихся к уроку, фиксация отсутствующих на уроке.

Эпиграфом к нашему уроку станут слова

«Уравнения — это золотой ключ, открывающий все математические сезамы» С.Коваля

Актуализация знаний

Сегодня мы закрепим и систематизируем знания и умения, полученные на предыдущих уроках по этой теме, вспомним определения и формулы, виды и методы решения показательных уравнений. Желаю вам быть активными, внимательными и объективными!

Математика как высокая винтовая лестница, чтобы подняться к вершинам знаний, нужно пройти каждую ступеньку, от 1 до последней. Ступая на каждую ступень мы попадаем на определенное задание.

Ознакомление обучающихся с условиями оценивания их деятельности в ходе занятия

- На ваших столах лежат оценочные листы. В ходе занятия, вы будете вносить количество баллов за каждое выполненное задание, самостоятельно оценивая свои знания. Я надеюсь, что ваша оценка будет объективной.


Я предлагаю 1 ступень «Легко проверить» проверяем д/з слайд (количество выполненных заданий вносим в таблицу) само проверка каждое правильное задание 1 балл

Ӏ уровень

  1. Найти х, если 5х= .

А) 1; Б) 0; В) -1; Г) 2; Д) -2.

  1. Найти корень уравнения 4х = 64.

А) 4; Б) 3; В) 2; Г) 1; Д) 0.

  1. Решить уравнение .

А) 0; Б) 3; В) 1; Г) -1; Д) 4.

  1. При каком значении х

А) 2; Б) 0; В) -2; Г) 1; Д) -1.

  1. Решить уравнение .

А) 1; Б) ; В) ; Г) ; Д) .

  1. Найти х, если .

А) 5; Б) 4; В) 6; Г) -4; Д) -6.

  1. При каком значении х ?

А) -3; Б) 1; В) -2; Г) 2; Д) 3.

  1. Решить уравнение .

А) 7; Б) 4; В) 1; Г) 5; Д) 2.

ӀӀ уровень

  1. Найти х, если

А) 2; Б) 1; В) -1; Г) -2; Д) -3.

  1. Указать число, которое является корнем уравнения

.

А) 3; Б) 4; В) 2; Г) -2; Д) -3.

  1. Решить уравнение .

А) 3; Б) 1; В) 4 Г) -1; Д) 2.

  1. При каком значении х ?

А) 3; Б) ; В) ; Г) 2; Д) 1.

  1. Решить уравнение .

А) ; Б) ; В) ; Г) 0; Д) 1.

  1. Найти х, если .

А) ; Б) ; В) ; Г) 4; Д) - 4.

  1. Решить уравнение .

А) -1; Б) 1; В) -2; Г) 2; Д) 3.

  1. Указать число, которое является корнем уравнения

.

А) 3; Б) -1; В) -2; Г) 2; Д) -3.

Таблица ответов


Номер задания

Ӏ уровень

1

2

3

4

5

6

7

8

Ответ

В

Б

Г

В

Г

В

А

Г

Номер задания

ӀӀ уровень

1

2

3

4

5

6

7

8

Ответ

Б

В

Д

Г

А

Д

Г

В


2 ступень «Опрос»


  1. Какая функция называется показательной?

  2. Свойства показательных функций?

3. Какие из перечисленных ниже функций являются показательными?

1) у = 2х

2) y = x2

3) у = ( )x

4) у = x

5) у = (x - 2)3

6) у =

7) у = 3-x

(ответ: 1,3,6,7)




4.Выберите возрастающие функции:

1)у=4х 6) у=(2)

2)у=( )Х 7)у=( Х

3)у=3Х 8)у= 0,9Х

4)у=(0,1)Х 9) у=( Х

5)у=( ) - Х 10) у=( )Х

(Ответ: 1,3,5,9)

5.Какие методы решения показательных уравнений существует?


Молодцы, те кто отвечал, оцените себя на листочках по 1 баллу за каждый ответ.

Сейчас работаем по подгруппам. 3 ступень «Горы решений»

1)Определить метод решения показательных уравнений и решить их на доске. К доске выходят студенты решать эти уравнения. Остальные решают в тетрадях.

3х-1 -3х + 3х+1 = 63

7 – 6 7х –7 = 0

Решения:

Так как 3 1, то

х2 – 9х +20=0

х1 = 4, х2=5.

Ответ: х1 = 4, х2 = 5.

2. 3х-1 - 3х + 3х+1 = 72

Выносим общий множитель за скобки:

3х-1(
3х
3х = 9
3х = 32
х = 3
Ответ: х = 3.

3. 7 – 6 7х –7 = 0

Введем новую переменную у=7х

Получаем: у2 –6 у – 7=0

D=64

у1 = - 1 у2 = 7

Переходим к замене:

7х = -1 – не имеет решения

7х = 7

х=1

Ответ: х=1


Рассмотрим графический способ решения (слайд 12)

4 ступень «Самостоятельная работа» (решают и передают по парте, проверяет преподаватель)


5 ступень «Разминка» (если утверждение верно хлопаем, если нет встаем)

  1. 23=8 д

  2. 50=5 (1)

  3. 6*8=45 (48)

  4. 7*8=56 д

  5. 8*3=18 (24)

  6. Половина 80 = 40 д

  7. 25% из 100 =25

  8. Модуль 30 = -30 (30)

  9. Квадратный корень 3 больше 2 Н

  10. Вы молодцы ? да

6 ступень «Интересно» на слайде .

Умея решать показательные уравнения вы можете применить знания для решения задач с практической направленностью

Задание. Некоторая фирма взяла кредит в банке 80 000 у.е. под 15% годовых. Сумма возврата кредита с процентами 92000 у.е. На сколько лет взят кредит в банке?

Решение. Для расчетов экономисты применяют формулу вычисления сложных процентов.

S = s·(1+p)х,

где S – сумма возврата,

s – сумма кредита,

,

х – количество лет, на которые взят кредит.

Используя условие задачи и формулу, попытайтесь самостоятельно ответить на вопрос задачи. Кто готов ответить? Какие ответы получились у других?.. давайте сверим ваше решение с решением на доске.

90 000 = 80 000 · ( ;

90 000 = 80 000 ·( ;

( = ;

( = ; ( ; х = 1 ответ: 1 год.


7 ступень «Фантастика»

Каждому ряду предлагается столбик показательных уравнений:


Ваша задача заключается в том, чтобы расположить уравнения в порядке возрастания их корней. Сможете ли вы сразу выполнить это задание?

Следовательно, сначала необходимо решить эти уравнения. Распределите уравнения между собой и решите их. Полученные результаты обсудите и расположите уравнения в порядке возрастания их корней. При расположении уравнений, не забудьте рядом в скобках указать корни уравнения. Вам на данную работу отводится 5 мин. Будьте внимательны, проверяйте друг друга. Если хотя бы одно уравнение будет решено неверно, порядок расположения уравнений будет нарушен.


Внимательно проанализируйте ход решения каждого уравнения и найдите ошибки (анализируют, выявляют ошибки, записывают на доске правильное решение). Каким способом были решены эти уравнения? (приведением к квадратному уравнению). Если вы нашли все ошибки, то вы заработали 5 баллов, если 2 - 4б, 1 - 3б, 0 - 0 баллов. Занесите свои оценки оценочные листы.







На экране представлены 3 уравнения с решениями

9х - 26·3х - 27 = 0; 4х - 12·2х + 32 = 0; 64х – 8х – 56 = 0

(32)х - 26·3х - 27 = 0; (22)х - 12·2х + 32 = 0; (82)х– 8х – 56 = 0;

Замена: 3х = у; Замена: 2х = у; Замена: 8х = у;

у2 – 26у – 27 = 0; у2 – 12у + 32 = 0; у2 – у – 56 = 0;

D = 676 - 4·(-27)= D = 144 - 4·32 = D = 1 - 4·(-56) =

676 + 108 = 784 = 282; 144 – 128 = 16 = 42; 1 + 224 = 225 = 152.

у1,2 = ; у1,2 = ; у1,2 = ;

у1 = 27; у2 = -1 у1 = -8 у2 = -4; у1 = -7; у2 = 8

2х = 2-3; 2х = 2-2; = -7; = 81;

х = -3; х = -2. х = х= 1



последняя ступень к вершине знаний на тему «решение показательных уравнений»

4)Выполнение теста по вариантам с взаимопроверкой.

1 вариант

  1. Найдите корень уравнения: 27х = -27

а) нет корней б) – 1 в) 0

  1. Найдите корень уравнения: 9 -9+х=729

а) -6 б) 12 в) -12

3. Найдите корень уравнения: = 64

а) 6 б) 9 в) 0

4. Найти сумму корней уравнения

а) 1 б) -1 в) 9

5. Укажите промежуток, которому принадлежит корень уравнения

а) б) (5; 7) в)


2 вариант


  1. Найдите корень уравнения: 125х = -125

а) нет корней б) 3 в) 5

  1. Найдите корень уравнения: 5 3 - х=125

а) -3 б) 0 в) -1

3. Найдите корень уравнения: = 49

а) - 3 б) 5 в) 1

4. Найдите сумму корней уравнения

а) – 2 б) 3 в) - 3

5. Укажите промежуток, которому принадлежит корень уравнения

а) б) (0; 1) в)


ответы к тесту:


1

2

3

4

5

В-1

а

б

в

б

а

В-2

а

б

в

б

а

Давайте проверим ответы. Поменяйтесь тетрадями , проставьте баллы за каждое правильное по 1 баллу.


Последняя ступень была достигнута «Молодцы»

7. Рефлексия

Давайте вернемся к началу нашего урока и вспомним, какую цель мы ставили перед собой? (систематизировать и обобщить знания по теме показательные уравнения, отработать навыки решения уравнений различными способами и применить знания при решении практической задачи). Как вы считаете, справились мы с поставленной целью?

Да, действительно, цель урока мы сегодня с вами достигли.

Заполните пожалуйста опросный лист.

Сегодня на уроке особенно активно работали я даю вам за работу

дополнительно 5 баллов.

Преподавателю необходимо знать, насколько самостоятельно и с какой уверенностью решал обучающийся задания. Для этого обучающиеся ответят на вопросы теста (опросный лист), а затем преподаватель обработает результаты.

Фамилию подписывать не надо!

  1. Домашняя работа.

  • Решить уравнение графическим способом: 3х = -х +4.

  • Задача: вкладчик положил 10 000 рублей на срочный вклад на 5 лет под 9,8 % годовых. Какую сумму получит вкладчик по истечении срока вклада?

  • Дополнительное задание: подберите (не из учебника) или придумайте сами 4 показательных уравнения, решаемые разными способами.







Таблица накопления баллов

Фамилия, имя студента_______________________________

Задания

Дополнитель-

ные

баллы


Д/З

(за каждый верный ответ 1 балл)

Опрос

(кто отвечал на вопросы по 1 баллу)

Работа у доски

Найти ошибки

Тест (оценивает сосед по парте)

6

Кол-во

баллов











Таблица накопления баллов

Фамилия, имя студента_______________________________

Задания

Дополнитель-

ные

баллы


Д/З

(за каждый верный ответ 1 балл)

Опрос

(кто отвечал на вопросы по 1 баллу)

Работа у доски

Найти ошибки

Тест (оценивает сосед по парте)

6

Кол-во

баллов











Опросный лист

Вопрос

Варианты ответа

(поставьте галочку)

1

На уроке я работал

  • активно

  • пассивно

2

Своей работой на уроке я

  • доволен

  • не доволен

3

Урок для меня показался

  • коротким

  • длинным

4

За урок я

  • не устал

  • устал

5

Моё настроение

  • стало лучше

  • стало хуже

6

Материал урока мне был

(несколько вариантов)

  • понятен

  • не понятен

  • полезен

  • бесполезен

  • интересен

  • скучен

7

Домашнее задание мне кажется

  • легким

  • трудным

  • интересным

о не интересным






Уравнения

Метод решения

1


2


3

4х=5-х



4

36*2163х+1=1



5


6

1/2х=х+12


7

3х=81√3


8

5х+1+5х+5х-1=155


9

42х+2+4х+1=1


10

2х+2х+2=20


11

5*2-7х-1=0


12

7х+1+7х-1=350



Просмотр содержимого презентации
«моя»

РЕШЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЬНЫХ УРАВНЕНИЙ «Уравнения — это золотой ключ, открывающий все математические сезамы» С.Коваля

РЕШЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЬНЫХ УРАВНЕНИЙ

«Уравнения — это золотой ключ, открывающий все математические сезамы» С.Коваля

Цель урока: Закрепить и систематизировать основные знания и умения по теме «Показательные уравнения»  Отработать навыки решения показательных уравнений различными способами.

Цель урока: Закрепить и систематизировать основные знания и умения по теме «Показательные уравнения» Отработать навыки решения показательных уравнений различными способами.

Поверим домашнее задание 1 : Ловко придумано

Поверим домашнее задание

1 : Ловко придумано

2 : «Опрос» Какое функции называется показательными?

2 : «Опрос»

Какое функции называется показательными?

Свойства показательных функций?

Свойства показательных функций?

Какие из перечисленных ниже функций являются показательными?  1) у = 2 х  2) y = x 2   3) у = () x  4) у = x  5) у = (x - 2) 3   6) у =  7) у = 3 -x    ответ: 1,3,6,7

Какие из перечисленных ниже функций являются показательными?

1) у = 2 х 2) y = x 2 3) у = () x 4) у = x 5) у = (x - 2) 3 6) у = 7) у = 3 -x

 

ответ: 1,3,6,7

Выберите возрастающие функции: 1. 6. 2. 7. 3. 8. 4. 9. 5. 10. 1 3 5 9

Выберите возрастающие функции:

1. 6.

2. 7.

3. 8.

4. 9.

5. 10.

1

3

5

9

Методы решения показательных уравнений

Методы решения показательных уравнений

  • Метод приведения к одному основанию
  • Вынесение общего множителя за скобки
  • Метод введения новой переменной
  • Графический метод
3 : «Горы решений»  3 х-1 -3 х + 3 х+1 = 63   7 2х – 67 х –7 = 0

3 : «Горы решений»

3 х-1 -3 х + 3 х+1 = 63

 

7 2х – 67 х –7 = 0

Графический метод 4 х = 5-х Решением уравнения является абсцисса точки пересечения графиков функций у = 4 х и у = 5-х Проверка: х = 1, 4 1 = 5-1, 4 = 4 (верно) Ответ: х = 1.

Графический метод

4 х = 5-х

Решением уравнения является абсцисса точки пересечения графиков функций

у = 4 х и у = 5-х

Проверка: х = 1,

4 1 = 5-1, 4 = 4 (верно)

Ответ: х = 1.

4 : «Аккуратно»

4 : «Аккуратно»

5 : «Разминка»

5 : «Разминка»

6 : «Интересно» Некоторая фирма взяла кредит в банке 80 000 у.е. под 15% годовых. Сумма возврата кредита с процентами 92000 у.е. На сколько лет взят кредит в банке?

6 : «Интересно»

Некоторая фирма взяла кредит в банке 80 000 у.е. под 15% годовых. Сумма возврата кредита с процентами 92000 у.е. На сколько лет взят кредит в банке?

Для расчетов экономисты применяют формулу вычисления сложных процентов .  S = s·(1+p) х ,  где S – сумма возврата,  s – сумма кредита,  ,  х – количество лет, на которые взят кредит  

Для расчетов экономисты применяют формулу вычисления сложных процентов . S = s·(1+p) х , где S – сумма возврата, s – сумма кредита, , х – количество лет, на которые взят кредит

 

90 000 = 80 000 · (;  90 000 = 80 000 ·(;  (= ;  ( = ; (; х = 1  ответ: 1 год  

90 000 = 80 000 · (; 90 000 = 80 000 ·(; (= ; ( = ; (; х = 1 ответ: 1 год

 

7 :«Фантастика»

7 :«Фантастика»

1 группа 2 группа 6 2 3 группа 2 2 6 3 5 3 6 1 5 3 4 1 5 1 4 4

1 группа

2 группа

6

2

3 группа

2

2

6

3

5

3

6

1

5

3

4

1

5

1

4

4

Последняя ступень «Мы умеем решать тесты»

Последняя ступень «Мы умеем решать тесты»

ответы   В-1 1 2 В-2 а а б 3 б в 4 5 в б а б а

ответы

 

В-1

1

2

В-2

а

а

б

3

б

в

4

5

в

б

а

б

а

Домашняя работа Применение показательных уравнений в других областях науки. Примеры с решениями.

Домашняя работа

Применение показательных уравнений в других областях науки. Примеры с решениями.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Решение показательных уравнений

Автор: Дворнова Ирина Фаилевна

Дата: 11.02.2021

Номер свидетельства: 572863

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Конспект урока по алгебре и началам анализа по теме:"Решение показательных уравнений" "
    ["seo_title"] => string(97) "konspiekt-uroka-po-alghiebrie-i-nachalam-analiza-po-tiemie-rieshieniie-pokazatiel-nykh-uravnienii"
    ["file_id"] => string(6) "103156"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402569488"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Конспект урока на тему: "Методы решения показательных уравнений" "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-na-tiemu-mietody-rieshieniia-pokazatiel-nykh-uravnienii"
    ["file_id"] => string(6) "106891"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403106752"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Презентация: "Методы решения показательных уравнений" "
    ["seo_title"] => string(62) "priezientatsiia-mietody-rieshieniia-pokazatiel-nykh-uravnienii"
    ["file_id"] => string(6) "106896"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1403107301"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Конспект урока математики: "Решение показательных уравнений" "
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-matiematiki-rieshieniie-pokazatiel-nykh-uravnienii"
    ["file_id"] => string(6) "243773"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445799025"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Урок математики в 11 классе по теме " Решение показательных уравнений" "
    ["seo_title"] => string(78) "urok-matiematiki-v-11-klassie-po-tiemie-rieshieniie-pokazatiel-nykh-uravnienii"
    ["file_id"] => string(6) "134002"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416646048"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1470 руб.
2260 руб.
1220 руб.
1870 руб.
1360 руб.
2090 руб.
1720 руб.
2640 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства