kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Решение физических задач на уроках математики.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок математики и физики  для учащихся девятого класса

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Решение физических задач на уроках математики.»

Интегрированный урок по физике и математике в 9-м классе по теме: "Решение физических задач на уроках математики"

Тип урока: Систематизация и обобщение знаний и умений

Цель: способствовать формированию образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) учащихся 9 класса в предметной области «Математика» и «Физика» по теме "Решение физических задач на уроках математики"


Задачи:Развивать умение ориентироваться в системе знаний, анализировать и обобщать, делать выводы, умение самооценки, умения исправлять собственные ошибки


Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

  • Формирование умения ясно, точно и грамотно излагать свои мысли;

  • Формирование умения выстраивания аргументации;

  • Формирование умения распознавания логически некорректного высказывания;

  • Формирование умения контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

  • Формирование способности к эмоциональному восприятию математических объектов и рассуждений;

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  • Формирование умения видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, точнее в физике;

  • Формирование умения понимать и использовать математические средства наглядности (графики), аргументировать;

  • Формирование умения видеть различные стратегии построения графиков;

  • Формирование умения выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

  • Формирование умения планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

  • Формирование понимания сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;


Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

  • Формирование умения понимать и использовать функциональные понятия и язык (термины и символы);

  • Формирование умения понимать функцию как важнейшую математическую модель для описания процессов и явлений окружающего мира, применять функциональный язык для описания зависимостей между физическими величинами;

  • Формирование умения проводить исследования, связанные с описание свойств функций.

Методы: проблемно – деятельный, объяснительно-иллюстративный, словесный

Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая, парная







1. Организационный момент.

На доске написаны слова: ФИЗИКА МАТЕМАТИКА


Учитель: На доске записаны два слова. Прочитаем эти слова (ученики читают). Они переплелись неслучайно. Сегодня на уроке мы убедимся, что две науки: математика и физика тесно связаны друг с другом и им друг без друга не обойтись.

И сегодня на интегрированном уроке мы попытаемся показать, что математика и физика неотделимы друг от друга. Рассмотрим применение линейной и квадратичной функции к решению физических задач на движение. Умения и навыки работы с графиками функций вам понадобятся при сдаче ОГЭ и ЕГЭ по математике и физике.

Эпиграф: Поэтому эпиграфом к нашему уроку хочется взять слова великого русского учёного Михаила Васильевича Ломоносова «Слеп физик без математики».



У каждого на столе есть свой маршрутный лист, который вы сдадите в конце урока. Подпишем лист – Фамилия, Имя.

- Итак, цель нашего урока научиться решать задачи физического содержания на взаимосвязь физических величин.

2. Актуализация опорных знаний.(фронтальная работа)

Организация устной фронтальной работы с классом по повторению свойств линейной и квадратичной функции, видов механического движения.

Уч.физики: Какие два основных способа существуют и в математике и в физике при решении задач на движение (графический и аналитический)? Какие виды движения мы рассматривали на уроках? (равномерное, равноускоренное)







(На доске - графики квадратичных функций. Вопросы ученикам.) Квадратичная функция: определение, график, направление ветвей, нули функции, координаты вершины параболы.
















Уч. физики:

Вы вспомнили графики различных функций. Давайте теперь думать, как же они применяются в физике? (Они описывают движение) А раз они описывают движение, надо вспомнить, какие виды движения мы рассматривали на уроках? (Равномерное, равноускоренное)

3.Практическая часть

-Опыт (групповая работа)- 4 человека





















4. Проверочная работа (индивидуальная работа)


Уч. математики:

Теперь, после того, как всё вспомнили, проведём небольшую проверочную работу. (Уч. физики раздаёт листы с заданиями) На выданных вам листах подпишите фамилию, вариант и отметьте правильные, на ваш взгляд, варианты ответа. На выполнение задания у вас есть пара минут. (самопроверка) -каждое правильное задание 1 балл, баллы записать в карте.

  1. Это график:  
    а) линейной функции; (1,2) в) прямой пропорциональности;
    б) квадратичной функции; г) обратной пропорциональности.

  2. Эта функция: 
    а) возрастающая; (1)
    б) убывающая. (2)

  3. Это график функции, которая задана формулой:

  4. а) y=kx; в) y=kx+b (1,2)
    б) y=b; г) y= ax2+n

  5. Если движение равномерное, то это график зависимости: 
    а) скорости от времени;
    б) координаты от времени. (1,2)

  6. Если это график υ(t), то это движение:
    а) равноускоренное; (1) в) равномерное;
    б) равнозамедленное; (2) г) криволинейное.



5.Выполнение упражнений

Парная работа

Задача 1

Когда самолёт находится в горизонтальном полёте, подъёмная сила, действующая на крылья, зависит только от скорости. На рисунке изображена эта зависимость для некоторого самолёта. На оси абсцисс откладывается скорость (в километрах в час), на оси ординат – сила (в тоннах силы).

Определите по рисунку:

а) чему равна подъёмная сила (в тоннах силы) при скорости 200 км/ч.;

б) при какой скорости (в км/ч) подъёмная сила достигает 4 тонны силы;

в) на сколько увеличится подъёмная сила (в тоннах силы) при увеличении скорости с 200 км/ч до 400 км/ч;

г) на сколько километров в час надо увеличить скорость, чтобы подъёмная сила увеличилась с 1 тонны силы до 4 тонн сил.


а

б

в

г

1

400

3

300

Задача 2

Расстояние между пунктами А и В равно 100 м. Из пункта А в пункт В выехал велосипедист. Первые t секунд он двигался со скоростью 36 км/ч. Выразите зависимость оставшегося пути S от времени t.

Задача 3.

Первые 2 часа автомобиль ехал со скоростью 90 км/ч, следующие 3 часа – со скоростью 65 км/ч, а последний час – со скоростью 45 км/ч. Найдите среднюю скорость автомобиля на протяжении всего пути.

Задача 4.

Кирпич бросают вниз с высоты Н метров со скоростью V метров в секунду, при этом время полета составляет t секунд. Как известно, зависимость между этими величинами без учета трения описывается формулой H=v∙t+  , где g – ускорение свободного падения. Сколько секунд будет падать кирпич с высоты 54 метра, если его начальная скорость равна 3 м/с? Считать g=10. (1089=33∙33)

Решение:



  1. Подведение итогов урока

Баллы: 17-20 «5»

13-16 «4»

10-12 «3»

По итогам каждого этапа урока учащиеся выставляли оценки в листы самоконтроля; в конце урока – итоговую оценку.

Кто оценил себя на “5”? на “4”, на “3”? Сегодня вы повторили основные свойства линейной и квадратичной функции, которые применяются при решении задач не только в математике, но и в физике. Я хотела вам показать, что школьные предметы существуют не изолированно, а в тесной связи между собой.

Уроки физики и математики позволяют показать учащимся неразрывную связь этих двух наук, продемонстрировать, что рассмотрение даже самых элементарных физических вопросов требует знаний математики. Чем сложнее изучаемое явление с точки зрения физики, тем более сложный математический аппарат требуется. Вывод: математика – основа физики.

7.Рефлексия

Учитель: И, наконец, после “всяких умных вещей” немного юмора. На экране представлены графики зависимости уровня ваших знаний от времени, в интервале от начала урока до его завершения. Пожалуйста, выберите тот график, который, на ваш взгляд, наиболее близок вам, принимая во внимание их разный характер. Имеют ли они отношение к теме нашего урока? Можно ли по этим графикам судить о скорости приращения наших знаний в ходе урока? Какой же график выбран вами? Если вы выбрали график 1 – это означает, что мы достигли цели и решили задачи, поставленные в начале урока.

8. Домашнее задание:


1. Повторить графики линейных функций и уравнения кинематики,





























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Решение физических задач на уроках математики.

Автор: Пугачевич Галина Леонидовна

Дата: 05.09.2021

Номер свидетельства: 586290

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Применение элементов математического анализа при решении физических задач. "
    ["seo_title"] => string(89) "primienieniie-eliemientov-matiematichieskogho-analiza-pri-rieshienii-fizichieskikh-zadach"
    ["file_id"] => string(6) "113247"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1409653853"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Применение элементов мат. анализа при решении физических задач. "
    ["seo_title"] => string(73) "primienieniie-eliemientov-mat-analiza-pri-rieshienii-fizichieskikh-zadach"
    ["file_id"] => string(6) "113248"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1409654061"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Применение производной при решении физических задач "
    ["seo_title"] => string(61) "primienieniie-proizvodnoi-pri-rieshienii-fizichieskikh-zadach"
    ["file_id"] => string(6) "157513"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421599295"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Презентация на тему:"Решение физических задач на уроках математики""
    ["seo_title"] => string(72) "prezentatsiia_na_temu_reshenie_fizicheskikh_zadach_na_urokakh_matematiki"
    ["file_id"] => string(6) "586336"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1630951381"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "Интегрированный урок по математике и физике "Применение графиков функций к решению физических задач""
    ["seo_title"] => string(80) "intieghrirovannyi_urok_po_matiematikie_i_fizikie_primienieniie_ghrafikov_funktsi"
    ["file_id"] => string(6) "438763"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1510652920"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1600 руб.
2660 руб.
1500 руб.
2500 руб.
1190 руб.
1980 руб.
1500 руб.
2500 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства