kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка на тему: "Различные системы счисления"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Различные системы счисления»

Цели:

  • Познакомить с понятием системы счисления, правилами перехода от одной системы к другой;
  • Развитие аналитического мышления и оперативной памяти;
  • Воспитание интереса к изучаемому предмету.

Ход урока:

            Вводная беседа.

В «Занимательной математике» И.Я. Перельмана приводится странная автобиография, которая была якобы найдена в бумагах одного математика. Текст её такой: «Я окончил школу 33-летним юношей и поступил в том же году в институт, который успешно окончил в возрасте 42 лет. Вместе со своей маленькой сестренкой, которая училась в 3 классе средней школы и была в возрасте 20 лет, я поехал на учительскую работу. Школа помещалась в 10 км от железной дороги. Это расстояние я не спеша, легко преодолевал за 1 час, а на велосипеде даже за каких-нибудь 100минут. Работа в школе мне давалась легко, нагрузка у меня была небольшая: 100 часов в неделю. Сестра моя училась очень хорошо и через 12 лет окончила десятилетку, будучи еще совсем молоденькой девушкой: ей едва исполнилось 32 года».

Как расшифровать эту странную автобиографию?

Оказалось, что запись чисел была дана в пятеричной системе, то есть математик окончил школу не в 33 года, а в 18 лет, институт закончил не в возрасте 42 лет, а в возрасте 22 лет и т. д.

Нашу систему счисления называют позиционной потому, что каждый из знаков (цифр), обозначающих каждое натуральное число, имеет различное значение в зависимости от того места, какое он занимает (его позиция). Например, каждая цифра 2 в числе 222 имеет различное числовое значение: первая слева обозначает 2 сотни, вторая – 2 десятка, третья – 2 единицы, то есть      222 = 2 ? 102 + 2 ? 10 + 2.

За основания системы счисления может быть принято любое число. В разное время употреблялись или предлагались системы счисления, отличные от десятеричной. У вавилонян основанием системы счисления было число 60, двадцатеричная система была распространена у древних римлян, у индейских племен Северной Америки, у народов Центральной и Южной Америки. У народов Африки встречались пятеричная и двадцатеричная системы и т. д. деление окружности на 360º, одного часа на 60 минут, а одной минуты на 60 секунд – это остатки вавилонской системы счисления.

Объяснение темы.

Всякое число десятеричной системы можно написать в системе с любым основанием. Запишем, например, число 338 в 6-ричной системе. Выясним, сколько в нашем числе шестерок (единиц второго разряда) и сколько простых единиц. Для этого поделим 338 на 6. В нашем числе 56 единиц второго разряда (частное 56) и две единицы (остаток 2) первого разряда. Каждые 6 единиц второго разряда составляют единицу третьего разряда. Чтобы узнать, сколько единиц третьего разряда содержится в 56 единицах второго разряда, нужно разделить 56 на 6. Остаток (2) дает число единиц второго разряда, частное (9) – число единиц третьего разряда. Аналогично находим число единиц 4-го разряда. Остаток (3) дает число единиц 3-го разряда, а частное (1) – число единиц 4-го разряда. Итак, число 338 в шестеричной системе запишется как 1322(6)(остатки и последнее частное нужно переписать в обратном порядке)

Теперь решим обратную задачу.

Пусть дано число 1322(6)  и нужно написать его в десятеричной системе. Для этого нужно каждую цифру умножить на соответствующее значение разряда и полученные произведения сложить. Получаем:

1? 63 + 3? 62 + 2? 6 + 2 = 216 + 108 + 12 + 2 = 338.

Практическая часть.

            Вернемся к расшифровке «Загадочной автобиографии». Оказывается, числа в ней записаны в пятеричной системе счисления. Переведем эти числа в десятеричную систему: 1) 3 ? 5 + 3 = 18;   2) 4 ? 5 + 2 = 22;   3) 2 ? 5 = 10;   4) 1 ? 5 = 5;   5) (1 ? 5 + 0) ? 5 = 25;  

 6) 1 ? 5 + 2 = 7;    7) 3 ? 5 + 2 = 17,   

то есть 1) 33(5) = 18;   2) 42(5) = 22;   3) 20(5) = 10;   4) 10(5) = 5;   5) 100(5) = 25; 

6) 12(5) = 7;   7) 32(5) = 17.

Упражнения.

  1. Числа 253,  478,  234,  2372  написать в двоичной системе счисления.
  2. Числа 21420(5);   2742(8);   45678(9)   выразить в десятеричной системе.
  3. Числа  423(8);   2567(9);   120120(3);   4573829(10)   выразить в двоичной системе.
  4. Любое число по желанию перевести в систему с основанием:

а) 3;  б) 5;  в) 7.

  1. 253 = 11111101(2);  478 = 111011110(2);  234 = 11101010(2);  

2372 = 100101000100

  1. . 21420(5)  = 1485;  2742(8) = 1506;  45678(9) = 30466.
  2. . 423(8) = 275 = 100010011(2);   2567(9) = 1924 = 11110000100(2);                       120120(3) = 420 = 110100100(2);   4573829 = 10001011100101010000101.

Подведение итогов занятия. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«разработка на тему: "Различные системы счисления" »

Тема: «Различные системы счисления»


Цели:

  • Познакомить с понятием системы счисления, правилами перехода от одной системы к другой;

  • Развитие аналитического мышления и оперативной памяти;

  • Воспитание интереса к изучаемому предмету.



Ход урока:


Вводная беседа.


В «Занимательной математике» И.Я. Перельмана приводится странная автобиография, которая была якобы найдена в бумагах одного математика. Текст её такой: «Я окончил школу 33-летним юношей и поступил в том же году в институт, который успешно окончил в возрасте 42 лет. Вместе со своей маленькой сестренкой, которая училась в 3 классе средней школы и была в возрасте 20 лет, я поехал на учительскую работу. Школа помещалась в 10 км от железной дороги. Это расстояние я не спеша, легко преодолевал за 1 час, а на велосипеде даже за каких-нибудь 100 минут. Работа в школе мне давалась легко, нагрузка у меня была небольшая: 100 часов в неделю. Сестра моя училась очень хорошо и через 12 лет окончила десятилетку, будучи еще совсем молоденькой девушкой: ей едва исполнилось 32 года».

Как расшифровать эту странную автобиографию?

Оказалось, что запись чисел была дана в пятеричной системе, то есть математик окончил школу не в 33 года, а в 18 лет, институт закончил не в возрасте 42 лет, а в возрасте 22 лет и т. д.

Нашу систему счисления называют позиционной потому, что каждый из знаков (цифр), обозначающих каждое натуральное число, имеет различное значение в зависимости от того места, какое он занимает (его позиция). Например, каждая цифра 2 в числе 222 имеет различное числовое значение: первая слева обозначает 2 сотни, вторая – 2 десятка, третья – 2 единицы, то есть 222 = 2 ∙ 102 + 2 ∙ 10 + 2.

За основания системы счисления может быть принято любое число. В разное время употреблялись или предлагались системы счисления, отличные от десятеричной. У вавилонян основанием системы счисления было число 60, двадцатеричная система была распространена у древних римлян, у индейских племен Северной Америки, у народов Центральной и Южной Америки. У народов Африки встречались пятеричная и двадцатеричная системы и т. д. деление окружности на 360º, одного часа на 60 минут, а одной минуты на 60 секунд – это остатки вавилонской системы счисления.


Объяснение темы.


Всякое число десятеричной системы можно написать в системе с любым основанием. Запишем, например, число 338 в 6-ричной системе. Выясним, сколько в нашем числе шестерок (единиц второго разряда) и сколько простых единиц. Для этого поделим 338 на 6. В нашем числе 56 единиц второго разряда (частное 56) и две единицы (остаток 2) первого разряда. Каждые 6 единиц второго разряда составляют единицу третьего разряда. Чтобы узнать, сколько единиц третьего разряда содержится в 56 единицах второго разряда, нужно разделить 56 на 6. Остаток (2) дает число единиц второго разряда, частное (9) – число единиц третьего разряда. Аналогично находим число единиц 4-го разряда. Остаток (3) дает число единиц 3-го разряда, а частное (1) – число единиц 4-го разряда. Итак, число 338 в шестеричной системе запишется как 1322(6) (остатки и последнее частное нужно переписать в обратном порядке)

Теперь решим обратную задачу.

Пусть дано число 1322(6) и нужно написать его в десятеричной системе. Для этого нужно каждую цифру умножить на соответствующее значение разряда и полученные произведения сложить. Получаем:

1∙ 63 + 3∙ 62 + 2∙ 6 + 2 = 216 + 108 + 12 + 2 = 338.


Практическая часть.


Вернемся к расшифровке «Загадочной автобиографии». Оказывается, числа в ней записаны в пятеричной системе счисления. Переведем эти числа в десятеричную систему: 1) 3 ∙ 5 + 3 = 18; 2) 4 ∙ 5 + 2 = 22; 3) 2 ∙ 5 = 10; 4) 1 ∙ 5 = 5; 5) (1 ∙ 5 + 0) ∙ 5 = 25;

6) 1 ∙ 5 + 2 = 7; 7) 3 ∙ 5 + 2 = 17,

то есть 1) 33(5) = 18; 2) 42(5) = 22; 3) 20(5) = 10; 4) 10(5) = 5; 5) 100(5) = 25;

6) 12(5) = 7; 7) 32(5) = 17.


Упражнения.


  1. Числа 253, 478, 234, 2372 написать в двоичной системе счисления.

  2. Числа 21420(5); 2742(8); 45678(9) выразить в десятеричной системе.

  3. Числа 423(8); 2567(9); 120120(3); 4573829(10) выразить в двоичной системе.

  4. Любое число по желанию перевести в систему с основанием:

а) 3; б) 5; в) 7.


Ответы: 1. 253 = 11111101(2); 478 = 111011110(2); 234 = 11101010(2);

2372 = 100101000100

2. 21420(5) = 1485; 2742(8) = 1506; 45678(9) = 30466.

3. 423(8) = 275 = 100010011(2); 2567(9) = 1924 = 11110000100(2); 120120(3) = 420 = 110100100(2); 4573829 = 10001011100101010000101.


Подведение итогов занятия.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
разработка на тему: "Различные системы счисления"

Автор: Хевсокова Елена Владимировна

Дата: 22.08.2015

Номер свидетельства: 226381

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Перевод чисел в различных системах счисления "
    ["seo_title"] => string(55) "pierievod-chisiel-v-razlichnykh-sistiemakh-schislieniia"
    ["file_id"] => string(6) "113159"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1409335300"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(211) "Шесть программных модулей для проверки текущих знаний учащихся по теме «Переводы в различных системах счисления» "
    ["seo_title"] => string(138) "shiest-proghrammnykh-moduliei-dlia-provierki-tiekushchikh-znanii-uchashchikhsia-po-tiemie-pierievody-v-razlichnykh-sistiemakh-schislieniia"
    ["file_id"] => string(6) "192993"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1427550378"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Контрольная работа "Арифметические действия в различных системах счисления" "
    ["seo_title"] => string(87) "kontrol-naia-rabota-arifmietichieskiie-dieistviia-v-razlichnykh-sistiemakh-schislieniia"
    ["file_id"] => string(6) "113165"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1409340341"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(256) "Методическая разработка для проведения интегрированного занятия в форме образовательной сетевой квест-игры по теме «Ландшафтный дизайн» "
    ["seo_title"] => string(155) "mietodichieskaia-razrabotka-dlia-proviedieniia-intieghrirovannogho-zaniatiia-v-formie-obrazovatiel-noi-sietievoi-kviest-ighry-po-tiemie-landshaftnyi-dizain"
    ["file_id"] => string(6) "117023"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412686853"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(200) "МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА  БИНАРНОГО УРОКА  ПО ТЕМЕ  ОЛИМПИЙСКОЕ МНОГОБОРЬЕ «МАТЕМАТИКА. ИНФОРМАТИКА. ФИЗИКА» "
    ["seo_title"] => string(109) "mietodichieskaia-razrabotka-binarnogo-uroka-po-tiemie-olimpiiskoie-mnogobor-ie-matiematika-informatika-fizika"
    ["file_id"] => string(6) "107143"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403173598"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1220 руб.
1870 руб.
1290 руб.
1980 руб.
1630 руб.
2500 руб.
1630 руб.
2500 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства