|   2. Активизация знаний   |    - Посмотрите, что изображено на доске? (На доске под цифрами изображены: точка, прямая и кривая линия, луч, отрезок) - Назовите под какой цифрой изображена точка, прямая линия, кривая линия, луч и отрезок.       |    Вспоминают названия геометрических фигур, изображённых на доске, поднимая руку, называют, и сразу же идет обсуждение (если вдруг мнения разошлись).       |    Познавательное УУД: воспроизведение по памяти ранее изучено информации.   |  
  |   - Какие вы молодцы, вспомнили названия и как выглядят. А теперь я вам буду задавать утверждения, а вы если согласны с ними, то поднимаете синюю карточку, а если не согласны, то зелёную карточку.  -Через одну точку можно провести только одну прямую линю (неправильно)  -У прямой нет начала и нет конца. (правильно)  - Через две точки можно провести много прямых (неправильно)  - У луча есть начало и нет конца (правильно)   |    Слушают высказывания и поднимают карточки нужного цвета (согласен - не согласен), после каждого выражения происходит обсуждение с доказательствами.                                           |    Прием « Согласен не согласен»  Познавательные УУД: анализ информации.  Личностные УУД: умение выражать своё мнение.   |  
  |   3. Постановка проблемы   |    -Какой учебный предмет помогает чертить нам эти геометрические фигуры?  -А что можно измерять линейкой ?  -А чем ещё можно измерять предметы?        На каждой парте лежат 2 мерки разной длины (они подобранны таким образом, чтобы укладывалось целое число в измеряемый объект)  - Вместе с соседом по парте измерьте длину парты с помощью первой мерки. Сколько у Вас получилось? Теперь измерьте с помощью второй мерки. А сейчас сколько у Вас получилось? (В это время ответы детей записываются на доске, получается 2 числа)  - Ребята, а как вы думаете, почему у нас с вами получились разные числа, ведь парта не становилась больше или меньше?     |    -Линейка.          -Длину какого-то предмета.  Заслушиваются варианты детей.                            Измеряют в парах длину парты сначала одной меркой, потом другой.                          Выслушиваются ответы детей и они подводятся к выводу, что были меры разной длины.   |    Коммуникативное УУД:    умение оформлять свои мысли в устной форме.                  Познавательные УУД: анализ с целью выявления сходства и различия объектов.  Коммуникативное УУД: учебное сотрудничество со сверстниками  Регулятивные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме        |  
  |   4.Открытие нового знания и составление алгоритма   |    -Шаги ,локти у всех людей разные, меры тоже могут быть разные, поэтому трудно измерить точно этими величинами .Что же нам делать, как же быть, чтобы не было никакой путаницы?  - Какой же?  -До нас люди тоже думали и спорили, и, чтобы прийти к единому мнению, они выбрали одинаковые мерки и создали эталон мер. Мы с Вами начнём пользоваться удобной мерой длины- сантиметр. Достаньте и рассмотрите свою линейку: расстояние между соседними метками, над которыми стоят числа, и есть один сантиметр.  -Как вы думаете, что же нового мы сегодня узнаем на уроке математики?          -Давайте откроем с вами учебник на странице 66. Рассмотрите отрезок, равный одному сантиметру. Можно ли отмерить один см без линейки?  -Верно. Но можно ли таким способом измерить длину каждого отрезка?  -Посмотрите, чему равна длина красного отрезка? Чему равна длина зелёного отрезка? Почему вы легко ответили на этот вопрос?  - Предмет, который нам помогает измерять - это линейка.  Посмотрите, как нужно прикладывать линейку , чтобы произвести правильное измерение. Один конец предмета приложи на линейке к нулю, а число, на которое будет указывать второй конец отрезка, и будет означать длину отрезка в см.Чему равна длина голубого отрезка?  -А длина голубого карандаша?      -Найдите на полях отвёртку и шуруп. Возьмите линейку и попробуйте сами измерить длину этих предметов. Сколько она сантиметров? Теперь измеряем шуруп. Сколько он сантиметров? Какой из предметов длиннее?        - Сейчас мы научимся чертить отрезки разной длины. Откройте рабочие тетрадки. В тетрадке в клеточку очень легко увидеть сантиметр. Поставьте точку, отступив 1 клеточку от края тетради. Отступите ещё 2 клеточки и поставьте вторую точку. Линейкой соедините точки. Что начертили?  -Какой длины? Укажите эту длину на отрезке. Кратко сантиметр принято записывать – см. (все действия дублируются на доске)      -А теперь давайте начертим отрезок длинной 4 см. Сначала ставим точку на 0, затем точку на цифре 4 и соедините эти две точки. Подписываем отрезок.   |    - Измерять одинаковой меркой                  Дают разные ответы                          Достают и рассматривают свою линейку.          Высказывают предположения, а учитель подводит их к выводу.              -Можно , используя клеточки в тетради .1 см = 2 клеточкам .      - Нет.              -7 см.    -5 см. Потому что он уже разделён на сантиметры.          Смотрят в учебник и слушают объяснения учителя.                  -8 см.      - 9 см.          Находят рисунок на полях, берут линейку и начинают измерять.        -Отвёртка длиннее, а шуруп короче.                      Проделывают работу вместе с учителем.          - Отрезок.      - 1 см.                  Под комментарии учителя вместе с ним проделывают действия в тетрадях и чертят отрезок.       |    Проблемный диалог  Познавательное УУД: поиск выхода из проблемной ситуации.                                                  Регулятивные УУД:  умение определять цель предстоящей деятельности;    постановка учебной задачи.          Познавательное УУД: сопоставление различных объектов в процессе их рассматривания; выявление сходства и различий  Коммуникативное УУД: умение отвечать на вопросы учителя.  Регулятивное УУД: умение осуществлять поиск информации на страницах учебника.                                                                                      Познавательные УУД: планирование последовательных действий (алгоритм)  Регулятивные УУД: контроль способа действия и результата с заданным эталоном; коррекция.       |  
  |   5. Первичное закрепление изученного материала.   |    - Ребята, мы с Вами сейчас научились чертить отрезки, а теперь попробуйте дать друг другу задания в вычерчивании отрезков какой-то длины в пределах 10 см. Не забудьте подписать длину своего отрезка.  -Поменяйтесь тетрадями ,проверьте измерения и работу своего соседа.  - Чей сосед правильно начертил заданный вами отрезок? А кто пока ошибся? Не расстраивайтесь. Я уверена, что вместе, тренируясь, мы сможем преодолеть ваши затруднения.        На каждую парту раздаётся набор фигур:равносторонний треугольник, квадрат.    Работаем в паре. Измерьте длину сторон квадрата. Измерьте длину сторон треугольника. Какие результаты у Вас получились?        - Давайте решим теперь задачу. В учебнике на с.66 напечатан текст, это текстовая задача. Давайте прочитаем ее.  Задача состоит из 4 частей: условие, вопрос, решение, ответ ( плакат с алгоритмом на доске). Сейчас мы прочитаем только условие - это то, что известно в задаче, теперь прочитаем вопрос – это предложение с вопросительным знаком, это то, что надо узнать. Без вопроса нет задачи. Чтобы найти ответ на вопрос, мы должны решить задачу, решение мы запишем в тетрадь.  -Сколько было легковых машинок?  Сколько служебных машинок?  -Что надо узнать в задаче?    - Кто может сделать схему к данной задаче?  -Каким действием мы ответим на вопрос задачи?  Запишем в тетрадь: 4+1.  -А сейчас давайте вычислим ответ:4+1=5  -Мы ответили на вопрос? Значит можем записать теперь ответ.        - Ребята, у вас на партах лежат листочки в клеточку, где начерчены 2 отрезка.    Прежде чем мы приступим к выполнению задания, начертите на полях этого листочка (сверху вниз) отрезок длиной 2 см (действия дублируются учителем на доске). Поднимите руку, кто считает, что он хорошо научился чертить и измерять отрезки? Тогда поставьте на только что начерченном на полях отрезке «крестик» вверху. Кто считает, что ему ещё необходимо потренироваться – в середине, и кто думает, что он ничего не понял, – внизу.        - А теперь посмотрите на сами отрезки. Нет ли в измерениях ошибки, если да, то найдите ее и исправьте. (учитель собирает листочки в конце урока и сам проверяет выполнение этого задания)           |                                                                                Измеряют и называют результаты измерений.              Находят нужную задачу в учебнике.                  Читают и отвечают на вопросы.                                  - 4  - 1  - Cколько всего машинок.  Один ребёнок у доски, остальные в своей тетрадке составляют схему.  -Сложение (или как вариант плюсом)      Записывают решение задачи   -Да.  Записывают ответ      Выполняют задание, чертят линию и выставляют значки в соответствии с заданными параметрами.                                                          Дети измеряют отрезки, находят ошибку и исправляют её.                   |    Познавательное УУД: выявление известного и неизвестного.  Регулятивное УУД: взаимоконтроль правильности и полноты выполнения заданий.  Коммуникативное УУД:  умение корректно сообщать товарищу об ошибках.                          Коммуникативное УУД: умение слушать и понимать речь других.                      Познавательные УУД: анализ и постройка устных математических сообщений;  умение использовать общие приемы решения задач.  Регулятивные УУД:  умение принимать и сохранять цели работы.                                                                                          Личностное УУД: самооценивание качества и уровня усвоения материала                                                              Дидактическая игра «Найди ошибку»  Познавательное УУД: применение нового учебного материала на практике.       |  
  |   6. Итог урока   |    - Что нового мы узнали на уроке?  -С какой универсальной меркой познакомились?  - Что мы хотели научиться делать с помощью линейки?  - Получилась у вас эта работа?  - А сейчас давайте подумаем, где новые знания нам пригодятся в жизни?  Давайте представим такую ситуацию: «Вам надо купить обложку для книги, как лучше поступить, чтобы обложка подошла по размеру книги?».    -Правильно, измерить длину и ширину книги, а затем обложки.»  - Теперь вы знаете, для чего нужно уметь измерять длину в сантиметрах при помощи линейки.  - Мы с Вами сегодня хорошо работали на уроке, много нового узнали и многому научились. Спасибо за работу. Урок окончен.                   |    Дети отвечают на поставленные вопросы, учитель направляет и корректирует, уточняет и т.д.      Даются разные ответы. Если вариант про книгу не прозвучал, то его предлагает учитель.       |    Регулятивное УУД: оценка уровня овладением материала (что усвоено, а над чем ещё работать)  Коммуникативные УУД: умение выстраивать монолог.  Личностное УУД: ориентация на практическое значение; формирование положительного отношения к процессу познания.   |