kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Первообразная

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изучения нового материала по теме "Первообразная". Первообразная

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Первообразная»

Тема урока: Первообразная


Цели:

Общеобразовательные: повторить понятие производной функции, ее физический смысл, основные формулы дифференцирования;

ввести понятие первообразной функции, научить учащихся определять является ли функция F(x) первообразной для функции f(x).

Развивающие: развивать у учащихся грамотную устную и письменную математическую речь, научное мировоззрение.

Воспитательные: воспитывать умение участвовать в диалоге, понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение.


Ход урока:

I.Организационный момент (постановка цели и задач урока).

Эпиграф к уроку: «Открытие дифференциального и интегрального исчислений

невозможно было бы без фантазии» (Г.В. Лейбниц)


II. Повторение

1. Фронтальный опрос:

1.Что называется производной

2. Как называется процесс нахождения производной;

3. Назовите основные формулы дифференцирования:

а)Чему равна производная степенной функции. Назовите производную функции х8, х-9, .

б) производные тригонометрических функций;

в) производная сложной функции.

4. Сформулируйте правила вычисления производных.

2. Вычислите производные функций, изображенные на слайде.

y=2sin x-4x y=tg x – cos x

3. Проверочная работа с выбором ответа (с самопроверкой) (выполняется на листочках)

Найти производную функции

1.


Варианты ответов:


а)


б)


в)


4.


Варианты ответов:


а)



б)



в)


2. y=tg x-3x


Варианты ответов

a)



б)


в)


5.


Варианты ответов:


а)


б)


в)


3.


Варианты ответов:


а)


б)


в)


Затем учащиеся сдают листочки с решениями, а свои ответы проверяют по слайду. (Количество правильных ответов соответствует полученной отметке).


III Объяснение нового материала

Задача 1. Материальная точка движется прямолинейно по закону

s(t) = t3 +2t2 – 5t.

Найти функцию, выражающую закон изменения скорости движения v(t)

Решение:

Учащимся предлагается составить задачу, обратную по отношению к решенной задаче.

Задача 2. Скорость прямолинейно движущейся точки изменяется по закону

.

Найти функцию s(t), выражающую зависимость перемещения точки от времени.

Решение. Так как, , то из условия следует, что

Значит, по заданной производной требуется восстановить функцию s(t).

Искомая функция s(t) называется первообразной для данной функции v(t), если

для всех t.

Вопрос: Какую функцию s(t)надо продифференцировать, чтобы получить

?

(Надо продифференцировать функцию s(t) = t3 +2t2 – 5t.)

Вопрос: Как проверить, верно ли найдена первообразная функция s(t)?

(Надо найти производную полученной функции: ;

Первообразная функции s(t) найдена верно).

Вопрос: А нельзя ли первообразную функции s(t) изменить так, чтобы при этом ее производная осталась прежней?

Какое слагаемое можно прибавить к функции s(t), чтобы при этом не изменилась производная этой функции?

(Если к функции s(t) прибавить постоянное слагаемое, то это не изменит производную , т.к. производная постоянной равна нулю: )

Вопрос: Мы получили закон перемещения точки в виде s(t) = t3 +2t2 – 5t; какой другой вид может иметь закон перемещения точки при заданной функции скорости

, сколько ответов имеет задача?

( Может быть

s(t) = t3 +2t2 – 5t+2, s(t) = t3 +2t2 – 5t+8 s(t) = t3 +2t2 – 5t-1 и т.д.;

задача имеет бесконечное множество ответов.

Вопрос: Нельзя ли бесконечное множество ответов для s(t) записать в виде одной формулы, если мы установили, что к s(t) можно прибавлять любое постоянное число С?

(s(t) = t3 +2t2 – 5t+С, где )

Ответ: При заданной скорости закон перемещения может выражаться

любой из функций вида s(t) = t3 +2t2 – 5t+С, где С – любое действительное число.

Вопрос: как называется каждая из найденных функций s(t) для данной функции v(t)?

(s(t) – первообразная для функции v(t)).

Вопрос: Как убедиться в том, что s(t) – первообразная для функции v(t)?

(Надо проверить, что )

Отвлечемся от конкретной задачи и введем понятие функции F(x)- первообразной для функции f(x) на заданном промежутке Х.

Учащиеся формулируют определение первообразной. Учитель анализирует ответы учеников и дает определение первообразной.

Определение: Функция F(x) называется первообразной для функции f(x) на заданном промежутке Х, если для всех х из этого промежутка

IV. Первичное закрепление (по слайду):

1. Какая из двух функций является первообразной для другой. Запишите ответ.

  1. sin x и – cos x 2. sin x и cos x 3. 4x+2 и 4 4. 5-3х и -3 5. tg x и

  1. ( по слайду) Найдите какую-нибудь первообразную для заданной функции

(самостоятельно, с последующей проверкой (один ученик решает на обратной стороне доски))

    1. f(x)=4x3 ,

    2. f(x)=7,

    3. f(x)=cos x,

    4. f(x)=5+sin x,

    5. f(x) = ,


(возможные ответы:

  1. F(x)=x4-5

  2. F(x)=7x+1

  3. F(x)=7x+1

  4. F(x)=3+sin x

  5. F(x)=tg x-x2 )


Вопрос: как проверить, что полученные функции F(x) являются первообразными для соответствующих функций f(x)?

(нужно найти ; если для каждого х из указанного промежутка, то F(x) – первообразная для f(x) на этом промежутке.

V Закрепление материала: (письменно)

Выполнить № 1 (1,3,5), №2 (1,3)









  1. Вопрос: Вернемся к решенной нами задаче 2: какое свойство первообразной мы заметили, решая эту задачу?

(Если к найденной первообразной прибавить любое постоянное слагаемое, то функция хотя и изменится, но останется первообразной для данной функции, т.к. производная постоянной равна нулю).

Попробуем сформулировать это утверждение в виде теоремы и доказать ее:

(ученики формулируют теорему и один ученик доказывает ее у доски)

Теорема: Если F(x) – первообразная для функции f(x) на промежутке Х, то любая функция вида

F(x)+C

Также является первообразной для f(x) на этом промежутке.

Выполнить № 3(1,3,5)







VI. Историческая справка.

Математический анализ имеет две главные составляющие его части: дифференциальное и интегральное исчисления.

Дифференцировать – значит «разделять» процесс, например, находить его мгновенную скорость в каждой отдельно взятой точке; интегрировать – значит «соединять», суммировать бесконечно малые части искомого целого.

Таким образом, операции дифференцирования («разделения») и интегрирования («суммирования») оказываются взаимно обратными (как, например, сложение и вычитание, умножение и деление, возведение в степень и извлечение корня).

Инструментом для вычисления интегралов служит понятие первообразной функции. Операция нахождения первообразной является обратной по отношению к операции дифференцирования функции.

Овладев понятием первообразной функции, а затем и интеграла, мы сможем решать самые разнообразные алгебраические, геометрические и физические задачи.


VII. Итог урока: «Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию». Ян Амос Коменский.


VIII. Д.з. п. 1 гл. IV, № 1-3 (чет)



5




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Первообразная

Автор: Бирюкова Анна Николаевна

Дата: 08.02.2017

Номер свидетельства: 389544

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Разработка урока по теме " Первообразная""
    ["seo_title"] => string(39) "razrabotka_uroka_po_teme_pervoobraznaia"
    ["file_id"] => string(6) "601464"
    ["category_seo"] => string(7) "algebra"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1646066305"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "конспект урока математики по теме "Первообразная" "
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-matiematiki-po-tiemie-piervoobraznaia"
    ["file_id"] => string(6) "148771"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419845327"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Первообразная. Вычисление интегралов. "
    ["seo_title"] => string(42) "piervoobraznaia-vychislieniie-intieghralov"
    ["file_id"] => string(6) "169440"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423408376"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Правила нахождения первообразных"
    ["seo_title"] => string(36) "pravila_nakhozhdeniia_pervoobraznykh"
    ["file_id"] => string(6) "601465"
    ["category_seo"] => string(7) "algebra"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1646066712"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(218) "Тест для проведения дифференцированного зачета по алгебре и началам математического анализа по теме «Первообразная» "
    ["seo_title"] => string(136) "tiest-dlia-proviedieniia-diffierientsirovannogho-zachieta-po-alghiebrie-i-nachalam-matiematichieskogho-analiza-po-tiemie-piervoobraznaia"
    ["file_id"] => string(6) "149512"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1420215269"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1500 руб.
2500 руб.
1410 руб.
2350 руб.
1580 руб.
2640 руб.
1250 руб.
2090 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства