kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обобщающий урок по теме "Многоугольники"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке создается проблемная ситуация, учащиеся приобретают первичные исследоватеьские умения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок по теме "Многоугольники"»

Обобщающий урок по теме «Правильные многоугольники», 9 кл.

Цели:

  • продолжить формирование умений применения математических знаний к решению практических задач;

  • способствовать развитию познавательной активности, логического мышления, творческих способностей;

  • прививать интерес к предмету.

Ход урока


1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

На доске двое учащихся записывают решения № 307 и № 312 [3]

3. Актуализация опорных знаний

Класс выполняет устные задания на готовых чертежах [1], таблица 9.8

4. Решение задач

- Сегодня мы проводим обобщающий урок по теме «Правильные многоугольники», применяем полученные знания и умения для решения задач.

Задача № 1. У правильного треугольника радиус вписанной окружности в два раза меньше радиуса описанной окружности. Докажите (рисунок на доске).

Класс разделен на шесть групп. Каждой группе предлагается решить эту задачу одним из способов:

  1. используя свойство медиан треугольника;

  2. используя свойство биссектрис треугольника;

  3. используя определение синуса угла;

  4. выполнив дополнительное построение: провести диаметр ВК, соединить точку К с вершиной треугольника С;

  5. используя метод площадей;

  6. используя подобие треугольников.


Решение.


В

L


О



Д

C

А


К

Выступление представителя первой группы:

- В правильном треугольнике центр вписанной окружности совпадает с центром описанной окружности, биссектрисы треугольника являются и медианами. Так как медианы в точке пересечения делятся в отношении 2:1, считая от вершины, то R : r = 2:1, т. е. R = 2r.

Выступление представителя второй группы:

- Рассмотрим треугольник ВАД. Биссектриса АО делит сторону ВД в отношении , т. е. R = 2r.

Выступление представителя третьей группы:

- В равнобедренном треугольнике АОС = 120˚, как центральный угол, соответствующий вписанному углу = 60˚. Высота ОД является и биссектрисой, поэтому ДОС = 60˚, а ОСД = 30˚. Следовательно, ОС = ; R = ; т.е. R = 2r

Выступление представителя четвертой группы:

- Продлим отрезок ОД до пересечения с описанной окружностью в точке К, тогда треугольник ОКС – равносторонний со стороной, равной R, у которого высота СД является и медианой. Следовательно, ОК = 2∙ОД, т.е. R = 2r

Выступление представителя пятой группы:

- S∆АВС = ВД∙ АС = ;

S∆АВС =3∙ S∆АОС (т.к. ∆АОС = ∆АОВ = ∆СОВ)

S∆АВС = 3∙ ∙ ОД∙АС = ra, тогда = ra, = 3r или R = 2r

Выступление представителя шестой группы:

- ∆ВОL ∆ВСД (по двум углам), тогда или = R = 2r

- На примере этой задачи вы убедились, что задача может иметь несколько решений, нужно стремиться к поиску наиболее рационального решения.


Далее на доске решаем задачу из сборника заданий для подготовки к экзамену.

Задача № 2. ABCDEFправильный шестиугольник. Перпендикуляр CH, проведенный к диагонали AD, равен 4 см. Найдите периметр и площадь шестиугольника.

Делаем рисунок, отмечаем данные (рис.1).

C

B



H

D

A




F


E

Рис.1


С

В


С


A

H

D

O


F

E

Рис.2

В процессе поиска решения задачи, проводим еще одну диагональ ВЕ, точка пересечения больших диагоналей О является центром правильного шестиугольника, вспоминаем, что сторона правильного шестиугольника равна радиусу описанной окружности, проводим отрезок ОС (рис.2). Тогда треугольник ОСD – правильный и отрезок СН является медианой, высотой и биссектрисой этого треугольника, то есть равен , значит, 4 а = CD = 8 см. РABCDEF = 6 , SABCDEF = 6 SOCD = 6 = 6 = = 96 (см2).

Сообщаю учащимся, что этот способ решения задачи не единственный и дома им предстоит найти другие.

Физкульминутка, гимнастика для глаз

Задача № 3. Ребята, как вы думаете, почему пчелы «выбрали» себе для ячеек на сотах форму правильного шестиугольника? Сейчас вместе мы попытаемся ответить на этот интересный вопрос. Но сначала немного полезной информации.

- Пчеловодство – один из основных промыслов белорусов, который насчитывает многовековую историю. Сначала мед собирали у диких пчел. Оценив его качество, человек пришел к мысли приручить пчел. Постепенно он овладел искусством пчеловодства, а основной продукт жизнедеятельности пчел занял главенствующее место в питании славян.

«Божья работница» - пчела – в культуре многих народов стала чрезвычайно многоплановым символом. Она олицетворяет трудолюбие и усердие, организаторские и творческие способности, мудрость и храбрость, чистоплотность и самоотверженность, экономность и бережливость. Древние люди предполагали, что пчелы появляются на свет «сами по себе, из воска и меда», поэтому пчела ассоциировалась с целомудрием. Нередко она символизировала красноречие, недаром в разговоре употребляли выражение «медовые речи». Поскольку в прежние времена читать и писать приходилось при восковых свечах, пчелу связывали с просвещением. [2]

Итак, вернемся к вопросу поставленной задачи, почему пчелы «выбрали» себе для ячеек на сотах форму правильного шестиугольника?

Решение:

1) Из всех правильных многоугольников только треугольниками, квадратами и шестиугольниками можно заполнить плоскость без пробелов и наложений. Действительно, в этом случае, сумма углов, сходящихся в одной вершине, равна 360˚: 60˚∙ 6 = 360˚, 90˚ ∙ 4 = 360˚, 120˚ ∙ 3 = 360˚. Поэтому пчелы должны были выбрать одну из этих фигур. Почему же они выбрали именно правильный шестиугольник?

2) Сравним периметры этих многоугольников при равных площадях:

S3 = S4 = S6 = S.

S3 = ; ; P3 = 6 ;

S4 = a2; a = ; P4 = 4 ;

S6 = 6 = ; a = P6 = 6

P3 : P4 : P6 = ( 6 : (4 ) : ( 6 4,6 : 4 : 3,7

Итак, мы видим, что пчелы, не зная математики, верно «определили», что среди фигур равной площади правильный шестиугольник имеет наименьший периметр. Строя шестиугольники, пчелы наиболее экономно используют площадь внутри небольшого улья и воск для изготовления ячеек.

3. Подведение итогов урока. Рефлексия

- Что больше всего тебе запомнилось на уроке?

- Что удивило?

- Что понравились больше всего?

- Каким ты хочешь увидеть следующий урок?

4. Домашнее задание. Задачу № 2 решить другим способом, № 320 [3]

5. До свидания, всего доброго!

Литература:

  1. Рабинович Е. М. Задачи и упражнения на готовых чертежах. 7 – 9 классы. Геометрия. – М.: Илекса, Харьков: Гимназия, 2004

  2. Котович О. В., Крук И. И. Золотые правила народной культуры. – Мн.: Адукацыя і выхаванне, 2010

  3. Казаков В. В. Геометрия . 9 класс: учебное пособие. – Мн: Народная асвета, 2019



2



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Обобщающий урок по теме "Многоугольники"

Автор: Чернякович Татьяна Федоровна

Дата: 03.09.2021

Номер свидетельства: 586214

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Обобщающий урок по теме: "Площадь многоугольников" "
    ["seo_title"] => string(60) "obobshchaiushchii-urok-po-tiemie-ploshchad-mnoghoughol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "101270"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402412304"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Обобщающий урок по теме "Бактерии. Грибы. Водоросли"."
    ["seo_title"] => string(52) "obobshchaiushchiiurokpotiemiebaktieriigribyvodorosli"
    ["file_id"] => string(6) "310324"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1458997265"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Обобщающий урок по теме "Бактерии. Грибы. Водоросли"."
    ["seo_title"] => string(53) "obobshchaiushchiiurokpotiemiebaktieriigribyvodorosli1"
    ["file_id"] => string(6) "310325"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1458997272"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "конспект урока по теме «Правильные многоугольники». "
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekt-uroka-po-tiemie-pravil-nyie-mnoghoughol-niki"
    ["file_id"] => string(6) "244619"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445964745"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "обобщающий урок по теме "Площади многоугольников""
    ["seo_title"] => string(55) "obobshchaiushchiiurokpotiemieploshchadimnoghougholnikov"
    ["file_id"] => string(6) "273057"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452136873"
  }
}



ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства