kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока математики "Задачи на нахождение четвёртого пропорционального"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе представлен фрагмент конспекта урока по решению задачи на нахождение четвёртого пропорционального.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики "Задачи на нахождение четвёртого пропорционального"»

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Свердловской области

«Камышловский педагогический колледж»










Фрагмент урока по решению задачи на нахождение четвёртого пропорционального







Выполнила:

Болдырева Е.,

студентка 3 «А» группы

Проверила:

Мадыгина Т.А.







Камышлов, 2017

Класс: 4

УМК: «Школа России»

Автотуристы в первый день были в пути 6 ч, а во второй – 4 ч. В первый день они проехали 360 км. Сколько километров автотуристы проехали во второй день, если они ехали с одинаковой скоростью?

Дни

Скорость

Время

Расстояние

1

одинаковая

6 ч

360 км

2

4 ч

?


Решение:

1) 360:6=60 (км) – проезжали автотуристы за 1 час

2) 60*4=240 (км) – проехали автотуристы во 2 день

Ответ: 240 км














Этап работы над решением задачи

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Ознакомление с условиями задачи

-Ребята, откройте учебник и прочитайте задачу.

-Итак, Ваня, прочти, пожалуйста, задачу вслух.




-Скажите условие данной задачи.



-А как звучит вопрос задачи?

Читают задачу

-Автотуристы в первый день были в пути 6 ч, а во второй – 4 ч. В первый день они проехали 360 км. Сколько километров автотуристы проехали во второй день, если они ехали с одинаковой скоростью?

-автотуристы в первый день были в пути 6 ч, а во второй – 4 ч. В первый день они проехали 360 км. Они ехали с одинаковой скоростью.

-сколько километров автотуристы проехали во второй день?

Анализ условий задачи

-Верно, с помощью какой графической модели мы сможем решить задачу?

-Сегодня мы попробуем решить задачу с помощью таблицы. Как будут называться столбцы таблицы? (педагог чертит таблицу)

-Сколько дней ехали автотуристы?

-Значит, сколько строчек будет в таблице?

-Верно, предлагаю изобразить таблицу в тетради.




-Давайте заполним первый столбец. Какова скорость автотуристов?

-Что значит одинаковая?


-Верно, сейчас заполним столбец «время». Сколько часов ехали туристы в первый день?

-Сколько ехали во второй день?

-Правильно, запишем это в таблицу. Какое расстояние проехали туристы в первый день?

-Сколько они проехали километров во второй день?

-Верно, как мы обозначим это в таблице?


-Правильно, запишем это в таблицу.

-С помощью данной таблицы мы и решим задачу.

Дни

Скорость

Время

Расстояние

1

одинаковая

6 ч

360 км

2

4 ч

?



-с помощью таблицы/с помощью схемы


-дни, скорость, время, расстояние


-они ехали два дня

-три: названия столбцов и 2 дня

изображают таблицу в тетради

Дни

Скорость

Время

Расстояние

1




2




-она одинаковая

-это значит, что они ехали во второй день с той же скоростью, что и в первый


-6 часов

-4 часа


-360 км

-неизвестно

-поставим знак вопроса напротив второго дня в столбце расстояние

записывают в таблицу

Поиск решения (составление плана решения задачи)

-Давайте составим план решения задачи. Коля, прочитай вопрос задачи ещё раз.


-По какой формуле мы находим расстояние, что мы должны для этого знать?

-Верно, давайте подумаем, что нам нужно найти первым действием?


-Мы сможем это найти расстояние, которое проезжают туристы за 1 час, с помощью формулы, по которой мы рассчитываем скорость?

-Значит, какое будет первое действие?

-Верно, значит, первое действие будет деление (пишет на доске: 1) :)

-После того как мы узнаем расстояние, которое проехали туристы за 1 час, мы сможем узнать, сколько километров они проехали во второй день?

-Каким действием мы это узнаем?

-Конечно! Второе действие будет умножение (пишет на доске: 2)*).

-План решения задачи готов, а значит, мы можем приступать к её решению.


- сколько километров автотуристы проехали во второй день?


-мы должны знать скорость и время


-нужно найти, сколько километров проходят туристы за 1 час



-да, можем

-деление





-да, сможем

-умножением

Решение задачи

-Итак, в тетради посередине, с большой буквы запишите слово «Задача» и, пользуясь планом, запишите решение задачи в тетрадь, после проверим правильность решения.

-Итак, Вася, запиши решение на доске.


-Вася, присаживайся. Кто решил также, поднимите руку (если у кого-то другой ответ, то выяснить, почему получился именно такой).

-Молодцы ребята, вы решили задачу верно!



Пишут слово «Задача» в тетради

решают задачу в тетради самостоятельно

1) 360:6=60 (км) – проезжали автотуристы за 1 час

2) 60*4=240 (км) – проехали автотуристы во 2 день


поднимают руку те, кто решил задачу также

Ответ на решение задачи

-Прочитайте вопрос задачиещё раз.


-Каким будет ответ?

-Мы ответили на вопрос задачи?

-в какой форме будем записывать ответ?

-Почему в краткой форме?

-Записываем с красной строки с большой буквы слово ответ, ставим двоеточие, 240 км.

- сколько километров автотуристы проехали во второй день?

-240 километров проехали туристы во второй день

-ответили

-в краткой

-потому что после каждого действия мы писали пояснение


записывают ответ

Проверка

-Ребята, давайте проверим, правильно ли мы решили задачу, для этого на место неизвестного подставим в нашу таблицу то число, которое мы нашли, то есть в колонку «расстояние» запишем: 240 км (подставляет в таблицу в колонку полученное число – 240 км). Что будет неизвестным?

-Итак, запишем знак вопроса в таблицу (ставит в таблице знак вопроса напротив строки «2 день» в столбце «время»).

-У нас получилась новая таблица:

Дни

Скорость

Время

Расстояние

1

одинаковая

6 ч

360 км

2

?

240 км

-Итак, что нам нужно знать, чтобы найти время?

-Какое действие будет первым?

-Что мы найдём этим действием?

-Что у нас сказано про скорости автотуристов в первый и во второй день?

-Итак, Саша, пожалуйста, выходи к доске! Записываем в тетради посередине слово «Проверка», Саша записывает на доске.

-Саша, записывает первое действие в тетради, а остальные в тетради.


-Итак, мы узнали скорость. Что узнаем следующим действием?

-Каким действием мы это узнаем?

-Записываем второе действие, Саша на доске, остальные в тетради.


-Итак, Саша, запиши ответ.

-У кого получился такой же ответ, поднимите руку (у кого получилось не так, озвучивают свои варианты).

-Молодцы! Какой мы можем сделать вывод?


слушают педагога




-время, за которое проехали туристы во второй день








-расстояние и скорость

-деление

-скорость, с которой шли автотуристы, в первый день


-они одинаковы


Пишут слово «Проверка»


Саша записывает на доске первое действие: 1) 360:6=60 (км/ч) – скорость туристов


-сколько километров туристы проехали во второй день

-делением


Саша записывает: 2) 240:60=4 (ч) – туристы ехали во второй день

Саша записывает ответ: 4 часа

поднимают руку, у кого получился такой же ответ


-мы решили задачу верно.


Творческая работа над задачей

Ознакомление с условиями задачи

-Ребята, Мы с вами узнали, сколько километров проехали туристы во второй день, и у нас получилась вот такая заполненная таблица:

Дни

Скорость

Время

Расстояние

1

одинаковая

6 ч

360 км

2

4 ч

240 км

-Ответьте мне на вопрос: сколько всего километров проехали автотуристы?

-Верно (ставит вместо известного расстояния знаки вопроса и объединяет их фигурной скобкой)!

Дни

Скорость

Время

Расстояние

1

одинаковая

6 ч

?

600 км

?

2

4 ч

-Сейчас по этой таблице я предлагаю вам составить новую задачу.

-Коля, какую задачу ты составил?




-Молодец, Коля. Кто составил такую же задачу, поднимите руку.

-Кто составил другую задачу?

-Давайте остановимся на задаче Коли. Назовите условие задачи.


-Какой вопрос в задаче?








-автотуристы проехали 600 км







составляют новую задачу по таблице

-Коля читает задачу: Автотуристы в первый день затратили на дорогу 6 ч, во второй – 4 ч. Ехали они каждый день с одинаковой скоростью. Сколько километров проехали туристы в первый и второй день, если всего они проехали 600 км?

поднимают руку те, кто составил такую же задачу

высказывают варианты задач

-Автотуристы в первый день затратили на дорогу 6 ч, во второй – 4 ч. Ехали они каждый день с одинаковой скоростью. Всего туристы проехали 600 км.

-сколько километров проехали туристы в первый и второй день?

Анализ условий задачи

-При решении задачи мы будем пользоваться таблицей, представленной на доске (демонстрирует таблицу, с которой уже поработали).

Дни

Скорость

Время

Расстояние

1

одинаковая

6 ч

?

600 км

?

2

4 ч


слушают педагога

Поиск решения (составление плана решения задачи)

-Давайте составим план решения задачи. Что нам нужно знать для того, чтобы вычислить, сколько километров проходили туристы каждый день?

-Каким действием мы это узнаем?

-Что известно?


-Посмотрите, расстояние у нас дано общее. А время, как вы уже сказали, известно отдельно по каждому дню. Что нам нужно сделать со временем, чтобы узнать, сколько всего были в пути туристы?

-Верно, значит, какое будет первое действие?

-Правильно (записывает на доске 1) +), После того как мы найдём общее время и общее расстояние, что сможем узнать?

-Каким действием мы будем её вычислять?

-Верно, второе действие – деление (записывает на доске 2) :).

-Когда мы узнаем скорость, мы сможем найти, сколько километров проехали туристы в первый и во второй день?

-Что у нас для этого известно?


-Верно! Каким действием мы вычислим, сколько километров они преодолели в первый день и во второй?

-Конечно, умножением. Значит, третьим действием будет – умножение (записывает на доске 3) *). Итак, третьим действием мы вычислим, сколько проезжали туристы в первый день, а что же мы вычислим четвёртым действием?


-Правильно, каким действием мы сможем это найти?

-Верно, (записывает на доске 4) *). Мы составили план задачи.



-нам нужно знать время и скорость

-умножением

-общее расстояние и время, которое проезжали туристы каждый день




-нужно его сложить

-сложение



-скорость

-делением





-сможем

-скорость, с которой ехали туристы и время, которое они затратили на дорогу в первый день и во второй день



-умножением





-четвёртым действием мы вычислим, сколько проехали туристы во второй день

-также, умножением

Решение задачи

-Предлагаю вам решить задачу в тетради по составленному плану. В тетради посередине, с большой буквы запишите слово «Задача».

-Заканчиваем работу. Итак, Петя, запиши решение на доске.





-Кто согласен с решением Пети, поднимите руку (если у кого-то другое решение, то выяснить, почему получилось именно такое).

-Ребята, у кого получилось другое решение (исправляет, если есть ошибки в решении других ребят)?



решают задачу по плану


Петя записывает решение:

1)6+4=10 (ч) – проехали туристы в первый и второй день

2) 600:10=60 (км/ч) – скорость автотуристов

3) 60*6=360 (км) – проехали в первый день

4) 60*4=240 (км) - проехали во второй день



поднимают руку те, у кого такой же ответ



предлагают другое решение

Ответ на решение задачи

-Прочитайте вопрос задачи ещё раз.


-Каким будет ответ?

-Мы ответили на вопрос задачи?

-В какой форме будем записывать ответ?

-Почему в краткой форме?

-Записываем с красной строки с большой буквы слово ответ, ставим двоеточие, 360 км запятая 240км.

-сколько километров проехали туристы в первый и второй день?

-360 км и 240 км

-да, ответили

-в краткой

-потому что после каждого действия мы писали пояснение


записывают ответ

Проверка

-Ребята, предлагаю вам проверить, правильно ли мы решили задачу. Для этого полученные расстояния запишем в таблицу, а неизвестным сделаем время (ставит знак вопроса в ячейке «время», записывает расстояние).

Дни

Скорость

Время

Расстояние

1

одинаковая

?

360 км

2

?

240 км


-По решённым ранее задачам мы знаем, с какой скоростью ехали туристы, с какой?

-С помощью какого действия мы сможем вычислить, за какое время проехали туристы в первый и во второй день?

-Верно, предлагаю вам выполнить проверку самостоятельно в тетради. Записываем посередине слово «Проверка».

-Итак, Лёша, какой ответ у тебя получился?

-У кого другой ответ, поднимите руку?

-Значит, какой мы можем сделать вывод?


слушают педагога









-60 км/ч



-с помощью действия деления


выполняют проверку задачи в тетради


-6 часов и 4 часа

поднимают руку те, у кого другой ответ

-мы решили задачу верно, так как у нас совпало время, с тем, что написано в условии задачи


Творческая работа над задачей

Ознакомление с условиями задачи

-Ребята, мы решили с вами задачу. И у нас получилась такая таблица:

Дни

Скорость

Время

Расстояние

1

одинаковая

6 ч

?

600 км

?

2

4 ч

Мы с вами составили задачу и узнали, сколько километров проехали туристы в первый день и во второй день.



Дни

Скорость

Время

Расстояние

1

одинаковая

6 ч

360 км

2

4 ч

240 км

-Ответьте мне на вопрос: на сколько больше времени затратили автотуристы на дорогу в первый день, чем во второй?

-Верно (ставит вместо известного времени знаки вопроса и напротив первого дня после знака вопроса записывает: на 2 ч больше)!

Дни

Скорость

Время

Расстояние

1

одинаковая

?, на 2 ч больше

360 км

2

?

240 км

-Сейчас по этой таблице я предлагаю вам составить новую задачу.

-Вова, какую задачу ты составил?




-Молодец, Вова. Кто составил такую же задачу, поднимите руку.

-Кто составил другую задачу?

-Давайте остановимся на задаче Вовы. Назовите условие задачи.




-Какой вопрос в задаче?
















-они затратили на дорогу на 2 часа больше








составляют новую задачу по таблице

-Вова читает задачу: Автотуристы в первый день проехали 360 км, а во второй – 240 км. Ехали они каждый день с одинаковой скоростью. Сколько времени они затратили на дорогу во второй день, если в первый день они затратили на 2 ч больше, чем во второй?

поднимают руку те, кто составил такую же задачу

высказывают варианты задач


- Автотуристы в первый день проехали 360 км, а во второй – 240 км. Ехали они каждый день с одинаковой скоростью. В первый день они затратили на 2 ч больше, чем во второй?

-Сколько времени они затратили на дорогу во второй день?

Анализ условий задачи

-Я предлагаю вам самостоятельно составить схему к данной задаче.

?

-Гена, выйди и начерти, пожалуйста схему, которая у тебя получилась.

составляют схему

360 км



2 ч



?

240 км




Поиск решения (составление плана решения задачи)

-Давайте составим план решения задачи. Что нам нужно знать для того, чтобы вычислить, сколько времени автотуристы затратили на дорогу во второй день?

-Каким действием мы это узнаем?

-Что известно?


-Давайте подумаем, можно ли сразу найти скорость движения автотуристов в первый день во второй?

-Почему?


-Мы можем, не узнавая времени, которое затратили автотуристы на путь, узнать их скорость?

-Давайте посмотрим, что у нас сказано про время, которое затратили автотуристы на путь в первый день?

-Почему они затратили больше времени?


-Чему равно расстояние, которое они прошли в первый день?

-Каким действием можно узнать, на сколько больше проехали автотуристы в первый день, чем во второй?

-Верно, значит, первое действие будет вычитание (пишет на доске: 1) -)

-Мы узнаем разницу в километрах, которые преодолели туристы в первый день и во второй, знаем разницу во времени, что мы можем узнать?

-Верно, мы знаем, с какой скоростью двигались автотуристы. Каким действием мы это вычислим?

-Правильно, второе действие будет деление (пишет на доске: 2) :).

-Мы узнаем скорость автотуристов, знаем расстояние, которое они преодолели за второй день, с помощью какого действия мы сможем вычислить, за какое время они преодолели расстояние во второй день?

-Значит, третьим действием будет – деление (записывает на доске 3) :).




-нам нужно знать расстояние и скорость

-делением

-расстояние, а скорость не известна



-нет

-потому что мы не знаем, сколько времени занимала у них дорога каждый день


-не знаем/да/нет


-неизвестно, но сказано, что затратили на 2 ч больше

-потому что прошли больше километров, двигаясь каждый день с одинаковой скоростью


-оно равно 360 километрам


-вычитанием





-скорость


-делением






-с помощь действия деление

Решение задачи

-Предлагаю вам решить задачу в тетради по составленному плану. В тетради посередине, с большой буквы запишите слово «Задача».

-Заканчиваем работу. Итак, Сёма, запиши решение задачи на доске.






-Кто согласен с решением Сёмы, поднимите руку (если у кого-то другое решение, то выяснить, почему получилось именно такое).

-Ребята, у кого получилось другое решение (исправляет, если есть ошибки в решении других ребят)?



решают задачу по плану


Сёма записывает решение:

1) 360-240=120 (км) – на столько больше проехали автотуристы в первый день, чем во второй

2) 120:2=60 (км/ч) – скорость, с которой двигались автотуристы

3) 240:60=4 (ч) – будут ехать автотуристы во второй день



поднимают руку те, у кого такой же ответ



предлагают другое решение

Ответ на решение задачи

-Прочитайте вопрос задачи ещё раз.

-Каким будет ответ?

-Мы ответили на вопрос задачи?

-В какой форме будем записывать ответ?

-Почему в краткой форме?

-Записываем с красной строки с большой буквы слово ответ, ставим двоеточие 4 ч.

-сколько времени они затратили на дорогу во второй день?

-4 часа

-да, ответили

-в краткой

-потому что после каждого действия мы писали пояснение


записывают ответ

Проверка

-Ребята, предлагаю вам проверить, правильно ли мы решили задачу. Для этого полученное время запишем в таблицу напротив строки»2 день), а неизвестным сделаем время в 1 день (ставит знак вопроса в столбце «время» напротив строки «1 день», записывает время напротив строки «2 день»).


Дни

Скорость

Время

Расстояние

1

одинаковая

?

360 км

2

4 ч

240 км

-Нам нужно найти, сколько времени заняла у туристов дорога в первый день. Предлагаю решить данную задачу в тетради самостоятельно.

-Итак, Гоша, какой ответ у тебя получился?

-У кого такой же ответ, поднимите руку.

-Итак правда ли, что в первый день автотуристы затратили на дорогу на 2 часа больше?

-Значит, какой мы можем сделать вывод?


слушают педагога









-60 км/ч


решают задачу в тетради самостоятельно

-6 часов

поднимают руку те, у кого такой же ответ


-да, они затратили на 2 часа больше, потому что 6-4=2

-мы решили задачу верно, так как у нас совпало время, с тем, что написано в условии задачи



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока математики "Задачи на нахождение четвёртого пропорционального"

Автор: Болдырева Елизавета Андреевна

Дата: 16.04.2017

Номер свидетельства: 409481

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Урок математики по теме «Решение задач на нахождение четвёртого пропорционального»"
    ["seo_title"] => string(80) "urok_matiematiki_po_tiemie_rieshieniie_zadach_na_nakhozhdieniie_chietviortogho_p"
    ["file_id"] => string(6) "453497"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1517259623"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1500 руб.
2500 руб.
1600 руб.
2660 руб.
1580 руб.
2640 руб.
1280 руб.
2130 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства