kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме : "Квадрат. Прямоугольник"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Квадрат. Прямоугольник.

Тема урока: «Прямоугольник и квадрат.»

ЦЕЛЬ УРОКА:  Сформировать представление о прямоугольнике и квадрате как частном случае прямоугольника. Познакомить с существенными признаками прямоугольника и квадрата.

ЗАДАЧИ УРОКА: 

-образовательные: сформировать навык определения фигур по сторонам и углам, учить строить фигуры с помощью линейки и угольника; тренировать способность к вычислению периметра прямоугольника и квадрата.

-развивающие: развивать пространственные навыки, навык счёта, мышление, внимание, память.

 - воспитательные: воспитывать любовь к предмету, чувство сотрудничества, аккуратность. любовь к Родине.

Оборудование к уроку:  ноутбук, проектор, экран.

 Раздаточный материал: шаблоны фигур, фигура для индивидуальной работы.

Предметные: Необходимый уровень

- сформировать представление о прямоугольнике и квадрате; 
- научить детей выделять прямые углы из множества других углов путем сравнения с моделью прямого угла;

Метапредметные:

Познавательные УУД

– «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью рисунков и знаков;

– составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы (план действий) при работе с конкретным заданием;

– придумывать и формулировать на основе рисунков и знаков «математические рассказы»;

Коммуникативные УУД

-выполнять работу в паре, помогая друг другу;

- активно участвовать в обсуждениях;

– ясно формулировать ответы на вопросы других учеников и педагога.

Регулятивные УУД

-  формулировать и удерживать учебную задачу

- принимать участие в обсуждении алгоритма выполнения конкретного задания (составлении плана действий);

–– участвовать в оценке и обсуждении результата,

Личностные УУД

– воспринимать одноклассников как членов своей команды;

– быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению;

– не бояться собственных ошибок и проявлять готовность к их обсуждению.

Понятия: замкнутая ломаная, четырёхугольник, прямоугольник

Технологии: технология деятельностного  метода обучения, ИКТ,

 проблемно-диалогическая, технология оценивания учебных успехов.

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, презентация к уроку, ИД, иллюстративный материал

 У детей: модели прямого угла,  веер с числами,  учебник «Математика», 2 класс, тетрадь

 Место и роль урока в изучаемой теме: урок открытия нового знания

  1. Орг. момент. Мотивация учебной деятельности

-Ребята, прочитайте слова, записанные на доске.

«Быстрее, выше, сильнее»

-Вы знаете, что это за слова? (Это девиз Олимпийских игр).

-  Он был придуман французским священником и представлен на VIII летних Олимпийских играх в Париже в 1924 году.

Быть быстрее, выше, сильнее нужно спортсменам.

-Ребята, а какими нужно быть учениками. чтобы достичь определённых высот в учебе. Давайте придумаем девиз на урок.

( Внимательнее, смекалистее, сообразительнее, настойчивее…

догадка, умение слушать…

-Кто готов отправиться в путь к новым успехам?

- Я надеюсь, что в конце урока мы все окажемся чемпионами.

2. Актуализация знаний (фронтальная, индивидуальная работа, работа в парах)

-Посмотрите на доску. Что вы видите на ней? (Геометрические фигуры) (У детей такие же фигуры на столе)

- Какая фигура лишняя? (Круг, т. к. не имеет углов)

-Как можно назвать оставшиеся фигуры? (Четырехугольники?)

-Назовите общие признаки данных фигур. (4 угла, 4 стороны, 4 вершины)

- По какому признаку их можно разделить на группы? (По наличию прямых углов.)

 - Давайте вспомним, как найти  прямой угол? (С помощью угольника)

- Покажите прямой угол на угольнике.

-Отметьте прямые углы у четырёхугольников. (Работа в парах).

-Какие группы четырёхугольников получились? (1 прямой угол, 2 прямых угла, 4 прямых угла).

 На доске у ученик объединяет в группы четырёхугольники, называет сколько объектов в каждой группе.)

-Рассмотрим группу четырёхугольников, у которых все углы прямые.

 - Как называются такие четырехугольники? (Прямоугольники.)

 3.Открытие нового знания и формулирование темы урока.

Сформулируйте тему урока. Прямоугольник

  • Что такое прямоугольник?
  •  
  •  
  •  

это четырёхугольник, у которого все углы прямые.

-Что можем узнать по этой теме, чему научиться?

 (Определять какие фигуры являются прямоугольниками, чертить прямоугольники, определить свойства сторон прямоугольника, находить периметр прямоугольника).

- Вокруг нас множество предметов, имеющих прямоугольную форму. Назовите их.

СЛАЙД (Фото объектов прямоугольной формы)

Посмотрите на доску. Форму прямоугольника имеют поле стадиона и теннисный корт, шведская стенка и стол для малого тенниса.

Вернемся к группе прямоугольников.

-Что необычного (интересного) в этой группе? (Там оказался квадрат)

- Дополните тему урока, что еще будем изучать? (КВАДРАТ)  

- Почему у этого прямоугольника особое название? ( Все стороны равны).

- Как вы определили? (На глаз)

-Докажите.  Что нужно сделать? (Измерить)

-Чему равна сторона квадрата?

- Почему же квадраты попали в эту группу? (Он четырехугольник и у него все углы прямые).

-Сформулируйте определение квадрата.

СЛАЙД

КВАДРАТ

прямоугольник

все стороны равны

-Мы сами сформулировали определения. Молодцы!

Уточним в учебнике. Откройте с. 50, прочитайте определение.

Назовите фигуры, которые видите в рамке.

Отвечай так:

Фигура АВСД-это …., потому что имеет …

Фигура МЕFК-это

4. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель:

- организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

с. 50 №2

-Обведите замкнутой линией все прямоугольники на рисунке. Сколько их оказалось?(7.Веер цифр) СЛАЙД (Дублируется выполнение задания)

-А теперь обведите квадраты. Сколько их?(2) СЛАЙД

- Что заметили? (вторая линия находится внутри первой)

-Почему квадраты оказались внутри прямоугольников? ( Потому что квадрат-это особый прямоугольник, у которого все стороны равны)

5.Работа по теме урока. Свойство и названия сторон.

Возьмите фигуру из конверта. Что вы можете о ней рассказать?

(Это прямоугольник, потому что имеет 4 прямых угла.

-Измерьте стороны прямоугольника. Сколько сторон достаточно измерить? (2)

 -Почему? (Противоположные стороны равны)

-Какую называется измеряемая нами величина? (Длина)

-Верно. Только у прямоугольника большую сторону называют длиной, а меньшую - щириной.

с.51 Правило.

-Чему равна длина, ширина?

Доска

Длина-6см

Ширина-3см

Р-? см

Какую величину мы можем найти? (Периметр)

-Что такое периметр? (Сумма длин сторон многоугольника)

- Каким алгоритмом воспользуемся для нахождения периметра?

  • Измерить стороны
  • Сложить длины всех сторон

Самостоятельная запись в тетради с проверкой по эталону. (У доски 1 ученик)

( Доп. задание  в четверках. Можно ли начертить квадрат с таким же периметром. Сторона -5 см. Чертят в тетради)

-Дети, а что необычного вы заметили в данном прямоугольнике? (Он разделён на три маленьких прямоугольника.) Сколько всего прямоугольников вы видите? (4)

- Что он вам напомнил? (Флаг России)

-Назовите цвета Российского флага. (БСК)

А вы знаете, что когда спортсмен выигрывает, то на церемонии вручения медалей поднимают флаги тех стран, чьи спортсмены заняли 1,2,3 места.

Это очень торжественный и трогательный момент всех соревнований. Выше всех располагается флаг страны победителя. СЛАЙДЫ

Раскрасьте каждый свой флаг. Он нам понадобится в конце урока

7. Рефлексия учебной деятельности. Итог.

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Тест (СЛАЙДЫ. При правильном ответе талисман олимпиады)

Верны ли утверждения? (Да. Нет) Дети показывают значком

1. В прямоугольнике все углы прямые?  да

2. Любой прямоугольник является квадратом.  нет

3. В прямоугольнике противоположные стороны равны.  да

4. Любой квадрат является прямоугольником.  да                    

5. У квадрата все стороны равны.  да

Рефлексия

Продолжи предложение

Я узнал…

Я запомнил…

Мне понравилось….

Я испытал затруднения….

Неофициальный девиз олимпийского движения - «Главное — не победаа участие»

«В жизни важна не победа, но борьба; главное - не выиграть, но достойно бороться».)

Ребята, возьмите флаги, которые мы раскрашивали на уроке.

Если на уроке  вы все поняли и можете помочь другим- 1 место, остались вопросы-2 место, было трудно и много вопросов-3 место.

Пожелаем нашим спортсменам побед на соревнованиях, а нам - в учебе.

Дополнительно

с.52 №10 (Задание повышенной сложности.)

- Квадрат очень часто используют  в различных геометрических загадках, играх, ребусах. Вот и мы сейчас  попробуем отгадать геометрические головоломки.

- Посмотрите  на доску. Составьте такую же фигуру из палочек. Какие фигуры вы здесь видите? Уберите 2 палочки, чтобы получилось 3 квадрата.

                              - Уберите 2 палочки, чтобы осталось 2 квадрата.




 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме : "Квадрат. Прямоугольник" »


Квадрат. Прямоугольник.

Тема урока: «Прямоугольник и квадрат.»

ЦЕЛЬ УРОКА:  Сформировать представление о прямоугольнике и квадрате как частном случае прямоугольника. Познакомить с существенными признаками прямоугольника и квадрата.

ЗАДАЧИ УРОКА: 

-образовательные: сформировать навык определения фигур по сторонам и углам, учить строить фигуры с помощью линейки и угольника; тренировать способность к вычислению периметра прямоугольника и квадрата.

-развивающие: развивать пространственные навыки, навык счёта, мышление, внимание, память.

 - воспитательные: воспитывать любовь к предмету, чувство сотрудничества, аккуратность. любовь к Родине.

Оборудование к уроку:  ноутбук, проектор, экран.

Раздаточный материал: шаблоны фигур, фигура для индивидуальной работы.

Предметные: Необходимый уровень

- сформировать представление о прямоугольнике и квадрате; 
- научить детей выделять прямые углы из множества других углов путем сравнения с моделью прямого угла;

Метапредметные:

Познавательные УУД

– «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью рисунков и знаков;

– составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы (план действий) при работе с конкретным заданием;

– придумывать и формулировать на основе рисунков и знаков «математические рассказы»;

Коммуникативные УУД

-выполнять работу в паре, помогая друг другу;

- активно участвовать в обсуждениях;

– ясно формулировать ответы на вопросы других учеников и педагога.

Регулятивные УУД

- формулировать и удерживать учебную задачу

- принимать участие в обсуждении алгоритма выполнения конкретного задания (составлении плана действий);

–– участвовать в оценке и обсуждении результата,

Личностные УУД

– воспринимать одноклассников как членов своей команды;

– быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению;

– не бояться собственных ошибок и проявлять готовность к их обсуждению.


Понятия: замкнутая ломаная, четырёхугольник, прямоугольник

Технологии: технология деятельностного метода обучения, ИКТ,

проблемно-диалогическая, технология оценивания учебных успехов.

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, презентация к уроку, ИД, иллюстративный материал

У детей: модели прямого угла, веер с числами, учебник «Математика», 1класс, тетрадь

Место и роль урока в изучаемой теме: урок открытия нового знания


  1. Орг. момент. Мотивация учебной деятельности

-Ребята, прочитайте слова, записанные на доске.

«Быстрее, выше, сильнее»

-Вы знаете, что это за слова? (Это девиз Олимпийских игр).

-  Он был придуман французским священником и представлен на VIII летних Олимпийских играх в Париже в 1924 году.

Быть быстрее, выше, сильнее нужно спортсменам.

-Ребята, а какими нужно быть учениками. чтобы достичь определённых высот в учебе. Давайте придумаем девиз на урок.

( Внимательнее, смекалистее, сообразительнее, настойчивее…

догадка, умение слушать…

-Кто готов отправиться в путь к новым успехам?

- Я надеюсь, что в конце урока мы все окажемся чемпионами.

2. Актуализация знаний (фронтальная, индивидуальная работа, работа в парах)

-Посмотрите на доску. Что вы видите на ней? (Геометрические фигуры) (У детей такие же фигуры на столе)






- Какая фигура лишняя? (Круг, т. к. не имеет углов)

-Как можно назвать оставшиеся фигуры? (Четырехугольники?)

-Назовите общие признаки данных фигур. (4 угла , 4 стороны, 4 вершины)

- По какому признаку их можно разделить на группы? (По наличию прямых углов.)

- Давайте вспомним, как найти прямой угол? (С помощью угольника)

- Покажите прямой угол на угольнике.

-Отметьте прямые углы у четырёхугольников. (Работа в парах).

-Какие группы четырёхугольников получились? (1 прямой угол, 2 прямых угла, 4 прямых угла).

На доске у ученик объединяет в группы четырёхугольники, называет сколько объектов в каждой группе.)

-Рассмотрим группу четырёхугольников, у которых все углы прямые.

- Как называются такие четырехугольники? (Прямоугольники.)

3.Открытие нового знания и формулирование темы урока.

Сформулируйте тему урока. Прямоугольник

-Что такое прямоугольник?

СЛАЙД

Прямоугольник

четырехугольник

все углы прямые.


-Что можем узнать по этой теме, чему научиться?

(Определять какие фигуры являются прямоугольниками, чертить прямоугольники, определить свойства сторон прямоугольника, находить периметр прямоугольника).

- Вокруг нас множество предметов, имеющих прямоугольную форму. Назовите их.

СЛАЙД (Фото объектов прямоугольной формы)

Посмотрите на доску. Форму прямоугольника имеют поле стадиона и теннисный корт, шведская стенка и стол для малого тенниса.

Вернемся к группе прямоугольников.

-Что необычного (интересного) в этой группе? (Там оказался квадрат)

- Дополните тему урока, что еще будем изучать? (КВАДРАТ)

- Почему у этого прямоугольника особое название? ( Все стороны равны).

- Как вы определили? (На глаз)

-Докажите. Что нужно сделать? (Измерить)

-Чему равна сторона квадрата?

- Почему же квадраты попали в эту группу? (Он четырехугольник и у него все углы прямые).

-Сформулируйте определение квадрата.

СЛАЙД

КВАДРАТ

прямоугольник

все стороны равны

-Мы сами сформулировали определения. Молодцы!

Уточним в учебнике. Откройте с. 50, прочитайте определение.

Назовите фигуры, которые видите в рамке.

Отвечай так:

Фигура АВСД-это …., потому что имеет …

Фигура МЕFК-это

4. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель:

- организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

с. 50 №2

-Обведите замкнутой линией все прямоугольники на рисунке. Сколько их оказалось?(7.Веер цифр) СЛАЙД (Дублируется выполнение задания)

-А теперь обведите квадраты. Сколько их?(2) СЛАЙД

- Что заметили? (вторая линия находится внутри первой)

-Почему квадраты оказались внутри прямоугольников? ( Потому что квадрат-это особый прямоугольник, у которого все стороны равны)

5.Работа по теме урока. Свойство и названия сторон.

Возьмите фигуру из конверта. Что вы можете о ней рассказать?

(Это прямоугольник, потому что имеет 4 прямых угла.

-Измерьте стороны прямоугольника. Сколько сторон достаточно измерить? (2)

-Почему? (Противоположные стороны равны)

-Какую называется измеряемая нами величина? (Длина)

-Верно. Только у прямоугольника большую сторону называют длиной, а меньшую - щириной.

с.51 Правило.

-Чему равна длина, ширина?

Доска

Длина-6см

Ширина-3см

Р-? см

Какую величину мы можем найти? (Периметр)

-Что такое периметр? (Сумма длин сторон многоугольника)

- Каким алгоритмом воспользуемся для нахождения периметра?

  • Измерить стороны

  • Сложить длины всех сторон

Самостоятельная запись в тетради с проверкой по эталону. (У доски 1 ученик)

6+4+6+4=20(СМ)

Ответ:20см.

( Доп. задание в четверках. Можно ли начертить квадрат с таким же периметром.. Сторона -5 см. Чертят в тетради)

-Дети, а что необычного вы заметили в данном прямоугольнике? (Он разделён на три маленьких прямоугольника.) Сколько всего прямоугольников вы видите? (4)

- Что он вам напомнил? (Флаг России)

-Назовите цвета Российского флага. (БСК)

А вы знаете, что когда спортсмен выигрывает, то на церемонии вручения медалей поднимают флаги тех стран, чьи спортсмены заняли 1,2,3 места.

Это очень торжественный и трогательный момент всех соревнований. Выше всех располагается флаг страны победителя. СЛАЙДЫ

Раскрасьте каждый свой флаг. Он нам понадобится в конце урока

7. Рефлексия учебной деятельности. Итог.

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Тест (СЛАЙДЫ. При правильном ответе талисман олимпиады)

Верны ли утверждения? (Да Нет) Дети показывают значком

1. В прямоугольнике все углы прямые? да

2. Любой прямоугольник является квадратом. нет

3. В прямоугольнике противоположные стороны равны. да

4. Любой квадрат является прямоугольником. да

5. У квадрата все стороны равны. да

Рефлексия

Продолжи предложение

Я узнал…

Я запомнил…

Мне понравилось….

Я испытал затруднения….

Неофициальный девиз олимпийского движения - «Главное — не победаа участие»

«В жизни важна не победа, но борьба; главное - не выиграть, но достойно бороться».)

Ребята, возьмите флаги, которые мы раскрашивали на уроке.

Если на уроке вы все поняли и можете помочь другим- 1 место, остались вопросы-2 место, было трудно и много вопросов-3 место.

Пожелаем нашим спортсменам побед на соревнованиях, а нам - в учебе.

Дополнительно

с.52 №10 (Задание повышенной сложности.)

- Квадрат очень часто используют в различных геометрических загадках, играх, ребусах. Вот и мы сейчас попробуем отгадать геометрические головоломки.






- Посмотрите на доску. Составьте такую же фигуру из палочек. Какие фигуры вы здесь видите? Уберите 2 палочки, чтобы получилось 3 квадрата.


- Уберите 2 палочки, чтобы осталось 2 квадрата.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по теме : "Квадрат. Прямоугольник"

Автор: Письмененко Ольга Евгеньевна

Дата: 08.09.2015

Номер свидетельства: 229498

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Конспект урока "Виды параллелограмма: прямоугольник, ромб, квадрат". "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-vidy-parallieloghramma-priamoughol-nik-romb-kvadrat"
    ["file_id"] => string(6) "184342"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426044379"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Конспект урока математики во 2 классе по теме "Свойства квадрата и прямоугольника" "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-matiematiki-vo-2-klassie-po-tiemie-svoistva-kvadrata-i-priamoughol-nika"
    ["file_id"] => string(6) "137407"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417349092"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Конспект урока математики "Прямоугольник и квадрат.  Площадь прямоугольника и квадрата" "
    ["seo_title"] => string(91) "konspiekt-uroka-matiematiki-priamoughol-nik-i-kvadrat-ploshchad-priamoughol-nika-i-kvadrata"
    ["file_id"] => string(6) "177308"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424617470"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Конспект урока по математике на тему: «Площадь прямоугольника». "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-po-matiematikie-na-tiemu-ploshchad-priamoughol-nika"
    ["file_id"] => string(6) "104858"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402764065"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Конспект урока на тему "Прямоугольник.Квадрат" "
    ["seo_title"] => string(48) "konspiekt-uroka-na-tiemu-priamoughol-nik-kvadrat"
    ["file_id"] => string(6) "109089"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404112575"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1160 руб.
1940 руб.
1440 руб.
2400 руб.
1250 руб.
2090 руб.
1500 руб.
2500 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства