связанные с этим понятием.
1. Образовательные:
2. Развивающие:
3. Воспитательные:
| Действия учителя | Действия ученика | Записи на доске | Записи в тетрадях |
| С какими понятиями вы познакомились на предыдущих уроках? | Числовые последовательности | | |
| Приведите пример числовой последовательности | Последовательность натуральных чисел Последовательность четных чисел | | |
| Какими способами задаются числовые последовательности? | Числовая последовательность может быть задана: С помощью перечисления; С помощью формулы «n» - го слагаемого; Рекуррентным способом | | |
| Какие виды числовых последовательностей вам известны? | Последовательности бывают: Конечные и бесконечные; Убывающие и возрастающие | | |
| Сегодня мы с вами познакомимся еще с одним видом числовой последовательности. В тетрадях записываем число и оставим место для темы урока, которую вы мне сформулируете немного попозже. Но сначала послушайте следующую историю. | Записывают число. | | |
| Действия учителя | Действия ученика | Записи на доске | Записи в тетрадях |
| Попытаемся выделить и сформулировать эти свойства. | | | |
| Итак, как можно получить второй член это последовательности? | Чтобы получить второй член последовательности необходимо к первому члену прибавить единицу | | |
| А третий член? | Необходимо ко второму члену прибавить единицу | | |
| То есть, каждый член последовательности равен предыдущему, сложенному с некоторым числом | | | |
| Сформулируем еще раз черты этих слагаемых | Они образуют числовую последовательность; Каждый член равен предыдущему , сложенному с некоторым числом | | |
| Скажите, а первый член последовательности мы можем получить таким образом? | Нет, т. к . для него нет предыдущего | | |
| А некоторое число, которое мы прибавляем будет одинаковым для всех слагаемых и разным | Одинаковым | | |
| Тогда уточните свои утверждения | Каждый член, начиная со второго равен предыдущему, сложенному с одним и тем же числом | | |
| Последовательность, которая обладает такими чертами и будет называться арифметической прогрессией. Сформулируйте тему урока. | Арифметическая прогрессия. | Арифметическая прогрессия | Арифметическая прогрессия |
| Попытайтесь сформулировать определение арифметической прогрессии | Арифметическая прогрессия – это числовая последовательность, каждый член которой, начиная со второго равен предыдущему, сложенному с одним и тем же числом. | | Арифметическая прогрессия – это числовая последовательность, каждый член которой, начиная со второго равен предыдущему, сложенному с одним и тем же числом. |
| Действия учителя | Действия ученика | Записи на доске | Записи в тетрадях |
| Если использовать математическую символику, то определение арифметической прогрессии можно записать в следующем виде: | | a1, a2, …., an - числовая последовательность, где an+1 = an + d | a1, a2, …., an - числовая последовательность, где an+1 = an + d |
| Выразите из формулы число «d» | d = an+1 - an | d = an+1 - an | d = an+1 - an |
| Число «d» принято называть разностью арифметической прогрессии Что такое разность арифметической прогрессии? | Разностью арифметической прогрессии – это разность между следующим и предыдущим членом арифметической прогрессии. | d – разность | d – разность |
| Как вы думаете, почему назвали разностью? | Потому что вычисляется с помощью разности. | | |
| Каким числом может быть разность? | Разность может быть любым числом | d – любое число | d – любое число |
| Используя, слагаемые нашей последовательности заполним следующую таблицу | Комментируют заполнение таблицы | | n | an-1 | an | an+1 |  | | 1 | -- | -- | --- | --- | | 2 | 1 | 2 | 3 | 2 | | 3 | 2 | 3 | 4 | 3 | | 4 | 3 | 4 | 5 | 4 | | | n | an-1 | an | an+1 |  | | 1 | -- | -- | --- | --- | | 2 | 1 | 2 | 3 | 2 | | 3 | 2 | 3 | 4 | 3 | | 4 | 3 | 4 | 5 | 4 | |
| Сравните 3 и 5 столбцы. Каковы значения в этих столбцах? | Значения в 3 и 5 столбцах совпадают | | |
| Какое предположение можно сформулировать? | Каждый член арифметической прогрессии, начиная со второго равен среднему арифметическому двух соседних с ним членов | | |
| Это утверждение является свойством арифметической прогрессии. Запишем формулировку словами и математическими символами | |  | Каждый член арифметической прогрессии, начиная со второго равен среднему арифметическому двух соседних с ним членов  |
| Действия учителя | Действия ученика | Записи на доске | Записи в тетрадях |
| Как вы думаете почему прогрессия называется именно арифметической? | Потому что члены прогрессии равны среднему арифметическому. | | |
| Попытайтесь сформулировать утверждение, обратное свойству | Если в числовой последовательности, каждый член, начиная со второго равен среднему арифметическому двух соседних с ним членов, то эта последовательность является арифметической прогрессией | | |
| Сформулированное утверждение представляет собой признак арифметической прогрессии. Запишите формулировку в тетрадь. | | | Если в числовой последовательности, каждый член, начиная со второго равен среднему арифметическому двух соседних с ним членов, то эта последовательность является арифметической прогрессией |
| Следовательно, как можно доказать что последовательность является арифметической прогрессией? | Можно доказать это с помощью определения или с помощью признака | | |
| Скажите, в условии задачи арифметическая прогрессия каким способом задана? | Арифметическая прогрессия задается с помощью перечисления | | |
| А в определении? | Рекуррентным способом | | |
| Попытаемся теперь вывести формулу «n» - го слагаемого арифметической прогрессии, если известны а1 и d | | | |
| Как вычислить второй член арифметической, если известен первый член и разность арифметической прогрессии | К первому члену прибавить разность |  |  |
| Как вычислить третий? | Комментируют вычисления |  |  |
| Выразите четвертый член через первый член и разность | Комментируют вычисления |  |  |
| Сравните теперь номер искомого члена и коэффициент, стоящий при разности в полученных формулах | Коэффициент при разности на единицу меньше, чем номер искомого члена | | |
| Действия учителя | Действия ученика | Записи на доске | Записи в тетрадях |
| Как по вашему, мы должны записать формулу «n» - го слагаемого арифметической прогрессии | Диктуют формулу | - формула «n» - го слагаемого | - формула «n» - го слагаемого |
| В исходной задаче требуется найти сумму: 1 + 2 + 3 + .. + 100. Мы выяснили, что слагаемые данной числовой последовательности образуют арифметическую прогрессию. | | | |
| Чему равен первый член? | 1 | а1 = 1 | а1 = 1 |
| Сколько всего членов? | 100 | n= 100 | n= 100 |
| Чему равен последний член? | 100 | а100 = 100 | а100 = 100 |
| Давайте найдем способ вычисления суммы n первых членов арифметической прогрессии, если известны первый и последний член прогрессии, а также число слагаемых. Этим способом и воспользовался Гаусс для решения задачи. | | | |
| Учитель с помощью кодоскопа выводит формулу суммы первых слагаемых арифметической прогрессии | Учащиеся записывают вывод формулы | - формула суммы первых членов арифметической прогрессии | - формула суммы первых членов арифметической прогрессии |
| Используя выведенную формулу, какой же ответ дал Гаусс своему учителю? |  |  |  |
| Если объединить формулу n – го члена и формулу суммы, то можно получить еще одну формулу вычисления суммы первых слагаемых. В этой формуле используются первый член, разность и количество слагаемых. | Учащиеся выводят еще одну формулу | - формула суммы первых членов арифметической прогрессии | - формула суммы первых членов арифметической прогрессии |
| Действия учителя | Действия ученика | Записи на доске | Записи в тетрадях |
| Что такое разность арифметической прогрессии? | Разностью арифметической прогрессии – это разность между следующим и предыдущим членом арифметической прогрессии. | | |
| Среди числовых последовательностей выберите те, которые являются арифметическими прогрессиями, и назовите в них разность. | Данная числовая последовательность является арифметической прогрессией, т. к. каждый ее член равен предыдущему сложенному с 2, таким образом, d = 2. | 2, 4, 6, 8,….. - арифметическая прогрессия: d = 2. | 2, 4, 6, 8,…..- арифметическая прогрессия: d = 2. |
| Эта последовательность не является арифметической прогрессией, т. к. ее члены не равны сумме предыдущего члена с одним и тем же числом. | 5, 6, 8, 3, …. – не арифметическая прогрессия | 5, 6, 8, 3, …. – не арифметическая прогрессия |
| Последовательность является арифметической прогрессией, т. к. члены получаются путем сложения предыдущего члена с – 1, т. е. d = -1. | - 1, - 2, - 3, - 4,…… - арифметическая прогрессия, d = -1. | - 1, - 2, - 3, - 4,…… - арифметическая прогрессия, d = -1. |
| Последовательность является арифметической прогрессией с разность 0. | 4, 4, 4, 4, ….. – арифметическая прогрессия, d = 0. | 4, 4, 4, 4, …. – арифметическая прогрессия, d = 0. |
| С помощью какого утверждения можно выяснить, что данная последовательность является арифметической прогрессией? | С помощью определения или с помощью признака арифметической прогрессии. | | |
| Сформулируйте признак арифметической прогрессии | Если в числовой последовательности, каждый член, начиная со второго равен среднему арифметическому двух соседних с ним членов, то эта последовательность является арифметической прогрессией | | |
| Каким свойством обладает арифметическая прогрессия? | Каждый член арифметической прогрессии, начиная со второго равен среднему арифметическому двух соседних с ним членов | | |
| Какими способами можно задать арифметическую прогрессию? | С помощью перечисления, рекуррентным способом или с помощью формулы «n» - го члена. | | |
| Чтобы вычислить сумму первых n членов арифметической прогрессии, какие элементы последовательности необходимо знать? | Чтобы вычислить сумму первых n членов арифметической прогрессии необходимо знать первый, n – ный члены и номер или первый член, номер и разность прогрессии. | | |