Урок математики в 4м1 классе.
Тема: «Систематизация и обобщение знаний».
Цель урока: закрепить ранее полученные знания и умения учащихся.
Задачи урока.
Дидактические:
- Продолжить работу по отработке вычислительных навыков, умение решать задачи на движение, сложные выражения и уравнения.
 - Закреплять умение сравнивать величины, работать с геометрическим материалом.
 
Развивающие:
- Развивать внимание, память, логическое мышление, математическую речь учащихся.
 - Способствовать развитию познавательных процессов.
 - Развивать самостоятельность школьников в преодолении трудности в учении.
 
Воспитательные:
- Способствовать формированию интереса к предмету.
 - Воспитывать аккуратность, коммуникабельность, взаимопомощь.
 
Ход урока.
- Организационный момент.
 
Ребята, 23 апреля – день необычный. Оказывается, сегодня отмечается Всемирный день книги, День английского языка, Международный День секретаря. В Турции сегодня День детей, а в Испании – День влюблённых. Давайте, и у нас сегодня на уроке будет праздник – День смекалки и сообразительности.
- Актуализация знаний.
 
Любой праздник отмечается весело, задорно. Хочется попробовать чего-то необычного. Я приглашаю вас посетить Парк математических развлечений.
У меня уже есть билет, а на нём номер.
- Нумерация многозначных чисел. (Минутка чистописания).
 
- Почитайте число 6 810 239, дайте ему характеристику.
 - Составьте и запишите число, поменяв местами (один ученик за доской)
 
а) разряд десятков и единиц миллионов 3 810 269
б) разряд сотен и сотен тысяч 6 210 839
в) разряд десятков тысяч и единиц 6 890 231
- Прочитай полученные числа, подчеркни, сколько всего сотен в них.
 - Проверка по доске.
 
- Полоса препятствий. (Устный счёт).
 
Парк математических развлечений начинается с полосы препятствий, пройдя которую, мы сможем посетить различные аттракционы.
А) Полоса препятствий «Величины».
- 6 810 239… = 6 8102… 39… - поставь необходимые единицы измерения, чтобы равенство стало верным?
 
6810239см = 68102м 39см
6 810 239 мм = 68102дм 39мм
6 810 239кг = 68102ц 39кг
- Прочитай записи, назови одним словом (единицы площади)
 
500кв.м 400кв.см 3а 2кв.дм 7га
О О В Д Д
- Запишите данные единицы площади в порядке убывания и прочитайте слово. Что необходимо сделать сначала? (перевести в см²)
 
7га 500м² 3а 400см² 2дм² - довод
- Как вы понимаете смысл этого слова? (Довод – это аргумент, доказательство своей правоты. Это слово палиндром, читается туда и обратно.) Сегодня на уроке вам необходимо использовать это слово, доказывая свою правоту, отстаивая своё мнение.
 
Б) Аттракцион «Математические горки».
В парке развлечений обязательно надо прокатиться на математических горках. Но необходимо помнить правила безопасности, которые помогут безошибочно спуститься вниз.
1) 2300 – у · 50 = 2100 (у = 4)
2) (х – 780) · 3 = 2400 (х = 1580)
3) а · 160 + 170 = 810 (а = 4)
- Вспомните алгоритм решения сложных уравнений. Укажите правильный порядок алгоритма.
	
- Нахожу корень уравнения. 6.
 - Нахожу последнее действие. 1.
 - Вспоминаю правило, как найти неизвестный компонент. 3.
 - Устанавливаю, какой компонент неизвестен. 2.
 - Повторяю действия по данному алгоритму, пока не получу простое уравнение5.
 - Выполняю вычисления. 4.
 
 - Устно найдите корни уравнений (по рядам). Какая горка особенная? (вторая, т.к. у 1-ой и 3-ей корни одинаковые).
 - За неделю аттракцион «Математические горки» посетили 1580человек. этого числа – дети, 10% этого числа – взрослые. Узнайте, сколько детей и сколько взрослых посетило данный аттракцион? (в тетради с комментированием).
 - Проговорите правило, как найти часть от числа, выраженную дробью?
 
- 1580 : 5 = 316 · 4 = 1264
 - 1580 : 100 · 10 = 158 Физминутка.
 
Закрепление.
- В Парке математических развлечений большой популярностью пользуются различные автодромы. слайд№10
 
- Посмотрите на схемы и определите направление движения на этих автодромах?
 - Как изменяется расстояние за единицу времени? На сколько?
 - Каким действием найдём скорость сближения или удаления?
 
Аттракцион «Автодром» Задача: Из двух городов, расстояние между которыми 978км, одновременно навстречу друг другу вышли два поезда. Скорость первого поезда 1500м/мин. С какой скоростью двигался второй поезд, если встреча произошла через 2/8 суток?
- Какая схема подойдёт к задаче?
 - Анализ условия задачи.
 - Что необходимо сделать, чтобы приступить к решению? (перевести единицы скорости и узнать время)
	
- 1500м/мин = 90 000м/ч = 90км/ч
 - 24 : 8 · 2 = 6 часов
 
 - Анализ решения задачи.
 - Составим план решения задачи.
 
- Путь первого поезда. Действие умножение.
 - Путь второго поезда. Действие вычитания.
 - Скорость второго поезда. Действие деления.
 
А) Работа в парах.
- Обсудите в парах другой способ решение задачи. И запишите в тетрадь.
 
1 способ:
1) 90 · 6 = 540 (км) путь первого поезда
2) 978 – 540 = 438 (км) путь второго поезда
3) 438 : 6 = 73(км/ч) скорость второго поезда
2способ
- 978 : 6 = 163 (км/ч) скорость сближения
 - 163 – 90 = 73 (км/ч) скорость второго поезда
 
Б) Индивидуальная работа. (Сильные ученики)
- Реши задачу уравнением.
 
Пусть х км/ч – скорость второго поезда. Тогда (90 + х) км/ч – скорость сближения. Чтобы найти расстояние, надо скорость сближения умножить на время, т.е. (90 + х) · 6 км. Зная, что между ними 978 км, составим уравнение:
(90 + х) · 6 = 978
90+х = 978 : 6
90 + х = 163
х = 163 – 90
х = 73
Физминутка.
3) Кафе – мороженое.
В дирекцию Парка развлечений пришло письмо с просьбой выделить участок земли для установки павильона «Кафе-мороженое» прямоугольной формы общей площадью 28м². Но в письме оказался только такой чертёж. Слайд№12
- Анализ условия и чертежа.
 
Задание: необходимо достроить данный квадрат до прямоугольника площадью 28м².
А) Анализ условия и чертежа.
- Какую форму имеет земельный участок для павильона? (прямоугольную, площадью 28м²)
 
- Какие фигуры видите на чертеже? (квадрат и вписанную в него окружность)
 - Чему равен радиус окружности?
 
Задание: необходимо достроить данный квадрат до прямоугольника площадью 28м².
- Что надо знать, чтобы выполнить построения, указанные в задании? (площадь квадрата)
 - Что надо знать, чтобы определить площадь квадрата? (длину его стороны)
 
А) Работа в группах.
Каждая группа получает чертёж, выполненный в масштабе 2клетки на бумаге – 1 м в действительности. Обсудите в группах вариант вашего решения. Если будет трудно, обратитесь в банк идей.
- Банк идей (карточка-помощник)
 
- Разделите большой квадрат на 4 равных квадрата с длиной стороны 2м.
 - Найдите площадь одного маленького квадрата.
 - Найдите площадь всего квадрата.
 - Узнайте площадь прямоугольника, который надо добавить до28м².
 - Зная ширину этого прямоугольника, найдите его длину.
 
- Запишите решение задачи:
 
- 2 · 2 = 4м² - площадь одного из малых квадратов
 - 4 · 4 = 16м² - площадь всего квадрата
 - 28 – 16 = 12м² площадь, которую надо добавить
 - 12 : 4 = 3м – на столько надо увеличить сторону квадрата.
 
- Проверка: защита своих проектов решений.
 
- Рефлексия.
 
Ну вот, ребята, наше посещение Парка математических развлечений завершается.
- Кому из ребят класса вы хотели бы сделать комплимент, оценивая его работу на уроке?
- Сделайте самоанализ своего участия по анкете «Выбор».
1.На уроке я работал активно, пассивно
2. Своей работой на уроке я доволен, недоволен
3. Урок показался мне коротким, длинным
4. За урок я не устал, устал
5. Мое настроение стало лучше, стало хуже
6. Материал урока для меня был понятен, непонятен, интересен, скучен, полезен, бесполезен
Итог урока

 
 





                        
                        
                        
                        
                        
                        
                        
                        
        
	
    
                                    
                                    
                                    
                                    