Открытый урок в 10 классе по теме «Логарифмическая функция, её график и свойства »
  Урок по технологии системно- деятельностного подхода.
  Петрова Валентина Алексеевна – учитель математики МБОУ «Кватчинская СОШ» Можгинского района УР первой квалификационной категории.
  Тип урока: урок «открытия» нового знания.
  Цели:  
  Образовательные:  
  -  направить учащихся на самостоятельное определение понятия «логарифмическая функция», 
-  сформировать умение строить график логарифмической функции, 
-  изучить основные свойства функции, 
 Развивающие:  
   -  выработать умение выделять проблему, сравнивать, сопоставлять, анализировать и обобщать полученные результаты, 
-  формировать графическую и функциональную культуру. 
 Воспитательные:
  -  показать взаимосвязь математики с окружающим миром и астрономией,   
-  воспитывать уверенность в собственных возможностях и умение общаться в коллективе. 
 УМК: Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы. /Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин, М. В. Ткачёва и др.
  Планируемые результаты:  
  Предметные результаты_- овладение базовым понятийным аппаратом, представление о понятии функция, ее графика и свойств, умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать информацию), грамотно применять математическую терминологию и символику, овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой, умение на основе функционально- графических представлений описывать свойства.  
  Метапредметные результаты - представление об идеях и методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов, умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающем мире, умение понимать и использовать математические средства наглядности-графики, умение выдвигать гипотезы при решении учебной задачи, понимать необходимость их проверки, умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
  Личностные результаты- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, уметь планировать процесс и результат учебной математической деятельности, способность к восприятию задач, решений, суждений.
  1.Организационный момент.
  Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
  Девиз урока: (слайд 1)
  Омар Хайам: «Расскажи мне, и я забуду,
   Покажи мне, и я запомню,
   Дай мне сделать самому, и я пойму»
  У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.
  2.Актуализация знаний:
  -вычислите (слайд 2)
  -сравните (слайд 3)
  -расскажите о функции y= 2x (чтение графика функции - слайд 4 )
  -если точка (x;y) принадлежит графику функции y=f(x), то какие координаты имеет точка, принадлежащая графику взаимно обратной функции
  -в координатной плоскости изображен график некоторой функции y=g(x). Как построить график функции взаимно обратной данной (слайд5)
  -решите уравнения 2x=5; ax=b (вспоминают определение логарифма)
  Возникновение проблемной ситуации: найти функцию взаимно обратную y=ax
   3.Постановка учебной задачи.
  Работа в группах - учащиеся формулируют задачу: встретились с новой функцией. О чём мы ведем разговор, когда рассматриваем какую-либо функцию? Ученики рассказывают алгоритм изучения функции, её графика и свойств. Обратить внимание на 2 случая: 0и a1  
   4.Открытие нового знания.
  Работа в парах (организация исследовательской работы)
  -как изобразить график логарифмической функции (используя свойства взаимно обратных функций)
  -какими свойствами обладает логарифмическая функция
  - изображают график логарифмической функции на бумаге
  - чтобы перечислить свойства данной функции на доске, располагают кластеры со свойствами в удобной для них последовательности (область определения и область значений функции, нули функции, промежутки знакопостоянства, наибольшее и наименьшее значения функции, четность и нечетность функции, наличие асимптоты, монотонность, возрастание и убывание функции)
  Обсуждение анализов результатов в группах.
  Проект решения обсуждается совместно с учителем.
  Свойства функции крепятся на доске в форме кластеров
  Учитель помогает сформулировать решение учебной задачи. (слайд
  А находит ли применение эта функция в окружающем нас мире?! А может это просто прихоть математиков?! Наверно нет! Ведь всякое явление можно описать с помощью функции. Давайте убедимся, что и логарифмическая функция находит своё применение. Учитель предлагает ознакомиться с дополнительной информацией.
  5.Первичное закрепление.
  -  Применение свойств логарифмической функции для сравнения числовых логарифмических выражений. 
-  Определение возрастающей или убывающей функции 
-  Схематическое изображение графика логарифмической функции 
 Формирование первичных умений на следующих заданиях:
  №318(1,3),№319(1,4) №321(1,3), №324(2)
  Задания проговариваются в громкой речи, решаются с комментарием в группах.
  Обсуждение результатов между группами.
  6. Самостоятельная работа с самопроверкой и оцениванием деятельности.
  При проверке каждый должен себя проверить - всё ли он понял, запомнил ли новый «инструмент». Необходимо создать ситуацию успеха подбором заданий обязательного уровня.  
  Самостоятельная работа на тему «Логарифмическая функция»
  
 
     | Вариант 1 | Вариант 2 | 
  |  1.Выясните, является ли функция возрастающей или убывающей:     
 |  1.Выясните, является ли функция возрастающей или убывающей:     
 | 
  | 2.Сравните:     
 | 2.Сравните:     
 | 
  | 3.Найдите область определения функции: 
 | 3.Найдите область определения функции: 
 | 
  | 4.Решите графически уравнение: 
 | 4.Решите графически уравнение: 
 | 
 
  
 
  Решение обсуждают по вариантам.  
  
 
   7.Включение нового знания в систему знаний.
  Сначала выполняются из набора заданий те номера, которые содержат непосредственно только новый алгоритм.
  №328(1,3), №322.
  Затем решаются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.
  №332(1,3), 334(1,2) 
  8.Рефлексия.
  Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности на уроке, самооценка результатов деятельности своей и всего класса на уроке.
  Учитель осуществляет процедуру внешней оценки, объявляет и комментирует выставленные отметки
  Предлагает оценить полноту решения учебной проблемы и определить направления дальнейшего изучения данной темы. (дополнительные источники, сайты в Интернете)
  Посмотрите внимательно на те цели, которые мы с вами поставили для сегодняшнего урока:
  -  Что на ваш взгляд нам удалось сделать? 
-  Что получилось не очень хорошо? 
-  Что вам особенно понравилось и запомнилось? 
 
 
  
 
     | На уроке я работал | активно / пассивно | 
  | Своей работой на уроке я | доволен / не доволен | 
  | Урок для меня показался | коротким / длинным | 
  | За урок я | не устал / устал | 
  | Моё настроение | стало лучше / стало хуже | 
  | Материал урока мне был | понятен / не понятен | 
  | 
 | полезен / бесполезен | 
  | 
 | интересен / скучен | 
  | Домашнее задание мне кажется | лёгким / трудным | 
  | 
 | интересно / не интересно | 
 
  
 
  
 
   9. Домашнее задание.
  Найти дополнительную информацию о логарифмической функции
  на «5» №333(2,4),334(3,4),335
  на «4» №331(2,3),332(2,4),333(2,4)
  на « 3» №325(1,2),327(4,6),328(4)