kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по математике по теме "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по математике, 5 класс по теме "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменетелями"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сложение и вычитание дробей одинаковыми знаменателями»

Педагог: Власенко Наталья Сергеевна

Город, район: г. Рубцовск, Алтайский край

Образовательное учреждение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №26 им. А.С.Пушкина» города Рубцовска

Предмет: математика

Класс: 5

Тема урока: Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

Тип урока: первичное усвоение новых знаний

Базовый учебник: Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч.2 / Н.Я. Виленкин В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. - 37-е изд., стер. -М.: Мнемозина, 2019.

Средства обеспечивающие учебный процесс на уроке: учебник «Математика 5» (Н. Я. Виленкин), раздаточный материал (Приложение); компьютер; проектор; экран; презентация.

Цель урока: создать условия для достижения образовательных результатов:

личностных:

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками;

  • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию;

  • умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

  • способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;

  • способность проявлять познавательный интерес к изучению предмета, умение осуществлять самооценку на основе критерия успешности;

метапредметных:

  • познавательные: понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом; умение классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы; умение видеть математическую задачу в окружающей жизни;

  • коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, работать индивидуально, в парах, находить общее решение, разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; слушать партнера; формулировать, аргументировать, отстаивать свое мнение;

  • регулятивные: определение целей учебной деятельности, выделение и осознание того, что усвоено и что еще подлежит усвоению; умение осуществлять контроль по образцу и вносить коррективы;

  • личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности; формирование личностного смысла учения; проявление познавательного интереса к изучаемому предмету; формирование основных морально-этических норм поведения;

предметных:

  • знание правила сложения и вычитания обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями;

  • умение складывать и вычитать обыкновенные дроби с одинаковыми знаменателями;

  • развитие способности обосновывать суждения, проводить классификацию.

Учащиеся научатся: выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями

  1. Организационный момент (30 сек)

Цель: создание комфортной психологической атмосферы на уроке, включение обучающихся в ритм урока

Методы: словесный

Формы: фронтальнаяДеятельность учащихсяДеятельность учителяОбразовательные результаты, УУДСлушают.











Открывают тетради записывают число и "Классная работа"Ребята! Я рада вас видеть. Сегодня на уроке я в хорошем настроении.

Прозвенел и смолк звонок, 
Начинается урок. 
Вы на парты поглядите, 
Все в порядок приведите. 
А теперь тихонько сели 
И на доску посмотрели. 


Откроем тетради запишем число и "Классная работа"

Личностные УУД:

  • способность проявлять познавательный интерес к изучению предмета.

  1. Актуализация (5 мин)

Цель: создание условий для возникновения внутренней потребности к деятельности

Методы: словесный

Формы: фронтальная, парнаяОтвечают. (Обыкновенные дроби)

1. Дополняют стихотворение, подходящими по смыслу словами




Числитель показывает сколько равных частей взяли.

На сколько равных частей поделили.


2. Ученики отвечают:

а) 3/4, б)1/2, в) 5/6

г) 2/8, д) 2/5.

3) Ученики отвечают на поставленые вопросы

а) 5/8, 3/4,1/2, 1,4.

б) 5/5, 7/6, 4,3

в) 3/4, 1,4

г) 5/8, 5/5

Над какой темой мы работали на предыдущих уроках?

Давайте вспомним, что мы знаем уже о дробях.

1. Каждый может за версту

Видеть дробную черту.

Над чертой (числитель) знайте.

Под чертою -(знаменатель).

Дробь такую непременно, надо звать (обыкновенной)!



Что показывает числитель?


Что показывает знаменатель?


2. Какая часть фигуры закрашена?

3. а) Назовите правильные дроби.

б) Назовите неправильные дроби.

в) Назовите дроби с одинаковыми знаменателями.

г) Назовите дроби с одинаковыми

числителями.


.

Сравните дроби под буквой в и г.Познавательные УУД:

  • умение классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации.

Личностные УУД:

  • способность проявлять познавательный интерес к изучению предмета, умение осуществлять самооценку на основе критерия успешности.

Коммуникативные УУД:

  • умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, работать индивидуально

  1. Постановка темы, цели и задач урока (3 мин)

Цель: организовать познавательную деятельность обучающихся, направленную на определение и формулирование учебной цели в соответствии с собственными учебными задачами

Методы: побуждающий диалог, отсроченная отгадка

Формы: индивидуальная, фронтальная.Ученики отвечают.

- Складывать и вычитать дроби.


Дети находят на доске героев игры у которых в руках дроби.

4/23, 3/23, 2/23









-Сложить

Дети формулируют тему урока (предполагают)





В тетрадь ученики записывают тему урока.

Желающие, озвучивают цели, поставленные на урок.

- Изучить правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.-Как вы думаете, всё ли вы знаете о дробях? Хотите узнать новое? Не боитесь трудностей?

- Что можно еще выполнить с дробями, если учесть то, что они тоже являются числами?


Подводит учащихся к осознанию новой темы.

-Ребята, я хотела вам сегодня подарить "алмазы удачи". Но пока я собиралась в школу появились герои игры и забрали из шкатулки мои "алмазы удачи". Я попросила их вернуть алмазы, но они сразу забыли кто сколько взял. Но остались подсказки. Посмотрите вокруг, найдите хитрых воришек. Давайте вернём алмазы удачи в шкатулку.

-Как мне сосчитать, сколько алмазов вернули? Но у нас дроби. Мы умеем их складывать? А можем научиться?



- Как вы думаете, какая тема нашего урока?

-"Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями." Запишите в тетрадь тему урока.

-Какова цель нашего урока, что каждый из вас должен усвоить и чему научиться к концу урока?







Личностные УУД:

  • формирование личностного смысла учения;

  • развитие мотивов учебной деятельности.










Регулятивные УУД:

  • определение цели учебной деятельности.





  1. Первичное усвоение новых знаний (10 мин)

Цель: вывести алгоритм сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями

Методы: побуждающий диалог от проблемной ситуации

Форма: групповая, фронтальнаяПредполагаемые ответы учеников.

-23

-Знаменатель дроби 23

- 4+3=7. В шкатулке 7 из23.

-7/23

4/23+3/23=(4+3)/23=7/23



Работают в парах



Высказывают свое мнение.

Делается вывод:

чтобы сложить дроби с одинаковыми знаменателями нужно сложить их числители, а знаменатель оставляют тот же.

















- Осталось три куска, то есть батона





-При вычитании дробей с одинаковыми знаменателями из числителя уменьшаемого вычитают числитель вычитаемого, а знаменатель оставляют тот же.

Записывают в тетрадь

a/c - b/c= (a-b)/c

7/8 -4/8 =3/8-Сколько всего алмазов было? Как вы узнали? 4/23 это 4 из 23. Положим в шкатулку. 3/23 это 3 из 23. Тоже положим в шкатулку. 4 из 23 и 3 из 23. Сколько в шкатулке? 4+3 =7. Семь из 15. Как можно записать?

4/23+3/23=(4+3)/23=7/23

-Проверим, работает ли этот метод на других предметах или только на алмазах.

Раздаются карточки для работы в парах.

Карточка №1

5/7 +1/7=6/7

4/8+2/8=6/8

Карточка №2

3/8+ 1/8=4/8

5/12+6/12=11/12

Карточка №3

4/10+3/10=7/10

3/9+4/9=7/9

Карточка№4

8/15+3/15=11/15

4/7+1/7=5/7

Карточка №5

23/30+5/30=20/30

12/19+4/19=16/19

А теперь сверим наше правило с правилом в учебнике на стр. 32 1 правило.

Запишем правило в буквенном виде:

a/c+b/c=(a+b)/c

Запишите в тетради правило с помощью букв и рядом напишите любой пример на сложение из тех, что мы уже рассмотрели.

-Рассмотрим ещё ситуацию

Батон разрезали на 8 равных кусочков. На тарелку положили 7 кусочков, а потом 4 съели. Сколько кусочков батона осталась?

-Как же вычитают дроби с одинаковыми знаменателями? Сформулируем правило. Сверимся с учебником, стр. 32 2 правило.

С помощью букв правило вычитания можно записать так:

a/c - b/c= (a-b)/c

Запишите в тетради правило вычитания дробей с одинаковыми знаменателями и рядом пример с кусочками батонаЛичностные УУД:

  • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию.

Познавательные УУД

  • строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.

Коммуникативные УУД:

  • умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, работать индивидуально, в парах, находить общее решение;

  • умение формулировать, аргументировать, отстаивать свое мнение.

Предметные УУД:

  • знание правила сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаманателями;

развитие способности обосновывать суждения.V. Физкультминутка (двигательная) (1 мин)

Цель: снять усталость и напряжение, внести эмоциональный заряд

Методы: словесный, наглядно-демонстрационный

Формы: фронтальная

Выполняют


Я скажу несколько предложений. Если предположение верное, то вы потягиваетесь, если оно ложное, вы наклоняетесь, чтобы достать пальцами пола.

Верно ли, что:

  • что число, которое стоит над дробной чертой, называется числителем? Да;

  • правда ли что неправильная дробь больше 1? да;

  • знаменатель дроби показывает сколько равных долей взяли? Нет, ;

  • 3/7 больше чем 6/7? нет;

  • правильной дробью называют дробь, у которой числитель меньше знаменателя? Да;

Стряхнули усталость с рук, ног. Сели.





VI. Первичное закрепление (6 мин)

Цель: организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи

Методы: словесный, наглядно-демонстрационный

Форма: фронтальная, индивидуальнаяЧитаю задачу.

- О салате из помидоров и огурцов.

- 5/16 кг

-9/16 кг

-Нужно к масса помидоров прибавить массу огурцов.

- 14/16 кг

Записывают решение в тетрадь.


- О станке и его упаковке.

- Масса станка равна 73/100.

- Масса упаковки равна 23/100.

- Нужно сложить массу станка и упаковки.

Записывают решение в тетрадь.


- Что в цистерне 3/5 бензина.

- Бензин перелили в бочку.

- Перелили 1/5.

- Какая часть осталась заполненной.

- Для того, чтобы ответить на вопрос задачи. Мы должны из 3/5 вычесть 1/5.

(проговаривают правило)


1)Откройте учебник на стр. 32 прочитайте задачу № 156

-О чем речь идёт в задаче?

-Какова масса помидоров?

-Какова масса огурцов?

- Как найти массу салата?

- Решите задачу.

-Прочитайте ответ













2) Выполняем № 157. Прочитайте задачу. О чем идёт речь в задаче.

-Что известно про станок?

- Что сказано про паковку?

- Как найти массу станка и его упаковку?

-Решите задачу. (один ученик решает возле доски), остальные в тетради.

-Назовите ответ, сравните ответ с ответом на доске.

3) Рассмотрим с вами задачу №160 стр. 33. Прочитайте задачу.

-Что известно в задаче?

- Что сделали с бензином?

-Сколько бензина перелили?

- Какой вопрос в задаче?

- Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос задачи?

- Решите задачуПознавательные УУД:

  • умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом. Коммуникативные УУД:

  • умение формулировать, аргументировать, отстаивать свое мнение;

Регулятивные УУД:

  • выделение и осознание того, что усвоено и что еще подлежит усвоению; умение осуществлять контроль по образцу и вносить коррективы;

Предметные УУД:

  • знание правила сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями

умение складывать и вычитать обыкновенные дроби с разными знаменателями. VII. Контроль усвоения знаний (7 мин)

Цель: проверить практические умения, навыки учеников

Методы: блиц-контрольная

Формы: индивидуальная


Выполняют задания.


















Проверяют работу соседа по образцу, оценивают в зависимости от количества правильных заданий.А теперь я вам предлагаю провести самостоятельную работу на оценку. Выполнить задания по вариантам.

Вариант1

1. 3/10 +4/10 =

2. 7/14 - 5/14 =

3. 6/5 - 3/5+1/5 =

4. 5/4 -( 1/4 +3/4) =

5. (5/12 +7/12)- 4/12 =

Вариант 2

1. 9/13 +5/13 =

2. 8/15 -7/15 =

3. 11/10 +1/10 - 7/10 =

4) ( 4/7 + 5/7) - 6/7 =

5) (3/14 +11/14) - 9/14=

Возьмите в руки карандаш, поменяйтесь тетрадями и выполните проверку работы соседа по образцу. Поставьте отметку в зависимости от количества правильных заданий:

«5» - 5заданий

«4» - 4 задания

«3» - 3 задания

Если правильных ответов меньше, чем 3, то отметки пока нет.Личностные УУД:

  • умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности.

Коммуникативные УУД:

  • умение работать индивидуально.

Регулятивные УУД:

  • умение осуществлять контроль по образцу и вносить коррективы.

Познавательные УУД:

  • умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.

Предметные УУД:

знание правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями. VIII. Домашнее задание (1мин 30 сек)

Цель: сообщить обучающимся о домашнем задание, определить и разъяснить критерии его успешного выполнения

Методы: словесный

Формы: фронтальная

Ребята слушают и записывают задания.

п. 26 (стр.31-32) , выучить правило сложение и вычитания дробей о одинаковыми знаменателями; №190, № 192 (а,б,в) Личностные УУД:

умение осуществлять самооценку на основе критерия успешностиIX. Итог урока (2 мин)

Цель: осознать значимость полученных знаний и готовность использовать их

Методы: фронтальный опрос, беседа

Формы: индивидуальная, фронтальная- Мы научились складывать и вычитать обыкновенные дроби с одинаковыми знаменателями.

Проговаривают правило сложения.

Проговаривают правило вычитания.

Записывают на доске правила с помощью букв.

Ребята, наш урок подходит к концу и настала пора подвести итоги.

- Чему мы научились сегодня на уроке?

- Как складываются дроби с одинаковыми знаменателями?

- Как вычитаются дроби с одинаковыми знаменателями?

Запишите на доске правила с помощью букв.

Я очень рада, что урок прошёл плодотворно. Те ребята, у которых не всё получилось, не расстраивайтесь, вы продолжите работу по этой теме на последующих уроках.Личностные УУД:

  • Умение осуществлять самооценку на основе критерия успешности.

Регулятивные УУД:

выделение и осознание того, что усвоено и что еще подлежит усвоению



X. Рефлексия (3 мин)

Цель: оценить успешность достижения цели

Методы: наглядно-демонстрационный

Формы: индивидуальная, фронтальнаяВыбирают квадратный стикер нужного цвета и поднимают над головой.В конце урока я Вам предлагаю создать нашу общую картину настроения. «Светофор»

Перед вами карточки трёх цветов. Поднимите

Зелёную карточку, если вам понятна тема урока, вы были активны на уроке.

Жёлтую, если у вас есть некоторые вопросы, не совсем всё понятно, вы были не совсем активны

Красную, если вам совсем не понятно, что мы сегодня делали, вы не участвовали в уроке

Посмотрите, какая яркая получилась картина.

Всем большое спасибо, можете быть свободны!Личностные УУД:

способность к эмоциональному восприятию математических объектов.Список литературы и интернет-ресурсов:

  1. Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций: в 2 ч.Ч.2 / Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов,А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. – 37-е изд., стер. – М.; Мнемозина, 2019.

  2. https://videouroki.net/razrabotki/konspiekt-uroka-umnozhieniie-diesiatichnoi-drobi-na-natural-noie-chislo-1.html

  3. https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/2093297/d42449f4-c0a6-483f-bca0-11ddbf40e6b2/s1200?webp=fals






17



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Власенко Наталья Сергеевна

Дата: 09.02.2021

Номер свидетельства: 572603

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Конспект урока на тему: "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями" "
    ["seo_title"] => string(104) "konspiekt-uroka-na-tiemu-slozhieniie-i-vychitaniie-obyknoviennykh-drobiei-s-odinakovymi-znamienatieliami"
    ["file_id"] => string(6) "143260"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418484738"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Технологическая карта урока на тему"Сложение дробей с одинаковыми знаменателями""
    ["seo_title"] => string(80) "tiekhnologhichieskaia_karta_uroka_na_tiemu_slozhieniie_drobiei_s_odinakovymi_zna"
    ["file_id"] => string(6) "403191"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1490448764"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Конспект урока на тему " Сложение и вычитение смешанных чисел" "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-na-tiemu-slozhieniie-i-vychitieniie-smieshannykh-chisiel"
    ["file_id"] => string(6) "151472"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420711656"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "конспект урока на тему "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями". "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-na-tiemu-slozhieniie-i-vychitaniie-drobiei-s-raznymi-znamienatieliami"
    ["file_id"] => string(6) "136626"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417156968"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "конспект урока математики "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями" "
    ["seo_title"] => string(92) "konspiekt-uroka-matiematiki-slozhieniie-i-vychitaniie-drobiei-s-odinakovymi-znamienatieliami"
    ["file_id"] => string(6) "148395"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419688943"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1720 руб.
2640 руб.
1720 руб.
2640 руб.
1730 руб.
2660 руб.
1630 руб.
2500 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства