kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интегрированная ОУД

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ä Тема: «Путешествие по сказке».

Образовательная область: Познание

Разделы: математика, ознакомление с окружающим

Вид: интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром, с элементами математики (по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди»).

Цель: закреплять представления детей о семье, родственных отношениях в семье; закреплять умение находить объекты в ближайшем окружении по словесной инструкции педагога; закреплять навыки счета, пользуясь правильными приемами счета: называть числительные по порядку;

Задачи:

  • способствовать формированию представлений у детей об обобщающем понятии «Семья»;
  • уточнять представления детей о геометрических фигурах, закреплять умение объединять геометрические фигуры по двум признакам: форма, цвет;
  • продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений, воспитывать чувство сопереживания, взаимопомощи к окружающим его людям;
  • продолжать развивать диалогическую речь детей;
  • обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать полученные впечатления в речи. 

    Ход занятия:

    Дети располагаются полукругом возле воспитателя.

    Воспитатель: - Ребята,  видела чудо сегодня во сне:

    Герои всех сказок явились ко мне!

    Как будто Мальвина и скромный Пьеро,

    Яга и Кащей - Все творили добро!

    Семь гномов волшебных,

    И славный Иван

    Спасают Царевну из западных стран.

    Лиса, Вини-Пух и Конек –Горбунок

    Танцуют все вместе,

    Пекут вкусный пирог!

    И просит Емеля,

    Лежа на печи:

    -Ты книжку открой,

    и все сказки прочти!

    Воспитатель: - Как вы думаете, о чем я видела сон? (выслушивает ответы детей: о сказках). Правильно, о сказках! Вспомните, а какими словами чаще всего начинаются сказки? ( ответы детей: «.В некотором царстве…», «жили-были…» и т.д.). Конечно ребята, и как только произносятся эти слова, мы с вами оказываемся в удивительном мире сказок, где животные умеют разговаривать, а предметы помогают главным героям совершать добрые поступки.

    Ребята, а вы хотите оказаться в сказке? Сейчас мы все вместе скажем волшебные и таинственные слова «Жили-были…», и может быть попадем в какую-нибудь сказку.

    Часть 1 - 3 минуты

    (Дети и воспитатель произносят слова, в тишине раздается тихий плач, открывается ширма, дети видят сидящую в избушке девушку).

    Воспитатель: Ребята, по моему мы оказались в какой-то сказке? Давайте узнаем, как зовут эту девушку, и почему она плачет?

    Воспитатель предлагает детям выяснить, что случилось, побуждает детей вести диалог со сказочным персонажем

    Девушка рассказывает:

    - Меня зовут Машенька. Батюшка с матушкой уехали на базар, а мне строго – настрого наказали смотреть за братцем Ванюшей, я посадила его на травку, сама с подружками заигралась, налетели тут гуси – лебеди, подхватили, да унесли моего братца Ванечку (плачет).

    Воспитатель предлагает вспомнить из какой сказки эта героиня, кем ей приходится Иванушка, что с ним произошло (ответы детей: сказка «Гуси-лебеди», Иванушка-братец Машеньки).

    Воспитатель: Ребята, как вы думаете, когда вернутся родители и увидят, что нет Ванюши, что они будут чувствовать? (побуждать детей к сопереживанию героям сказки).

    Дети успокаивают девочку и предлагают свою помощь.

    Воспитатель: - Машенька, не волнуйся, мы тебе поможем, ты только укажи нам в какую сторону гуси-лебеди полетели.

    Девушка указывает дорогу.

    Часть 2 5 минут

    Дети и воспитатель отправляются в путь, встречают печь и просят у нее помощи. Воспитатель побуждает детей вести диалог с печью:

    -Здравствуй, матушка-печь! Подскажи нам пожалуйста, куда гуси-лебеди полетели?

    Печь отвечает детям:

    - Помогу я вам, ребятушки, но сначала и вы помогите мне: пирожки уже поспели, в печь бы их посадить. Отберите нужные, да на противень выложите.

    Воспитатель предлагает детям игру с «блоками Деньеша». Дети выбирают карточки с изображением 3 геометрических фигур разного цвета, одна из них перечеркнута красной линией. Индивидуальная работа по карточкам, необходимо отобрать из блоков нужные геометрические фигуры. Во время выполнения задания уточнить у детей, кто в их семье печет пироги. Справившись с заданием, воспитатель выкладывает «пироги» на большой противень и ставит в печь.

    Печь: - Спасибо вам, ребята за помощь. Чтобы вернуть братца Иванушку, идите вперед по узкой тропинке, она вас и выведет туда куда гуси-лебеди полетели.

    Воспитатель: Ребята, вы слышали какую тропинку нам надо выбрать? Правильно узкую, а не широкую. Я пойду вперед, ведь неизвестно что там впереди, а вы идите за мной.

    Физкультминутка : ходьба по тропинке.

    Часть 3 - 3 минуты.

    По тропинке дети подходят к яблоне.

    Воспитатель: - Ребята, тропинка кончилась, куда дальше идти (предлагают обратиться за помощью к яблоне, обращая внимание на вежливое обращение, приветствие).

    Здравствуй, яблонька! Подскажи, куда полетели гуси-лебеди, унесли они Ванюшу. Тоскует семья без него.

    Яблоня (в записи): Помогу я вам, ребятушки, да и вы помогите мне, пожалуйста. Тяжелы мои ветки, посмотрите сколько яблок висит на мне? Созрели яблочки наливные, ароматные. Соберите урожай в корзину.

    Воспитатель предлагает собрать яблоки и посчитать, сколько всего яблок созрело на яблоне. Присядьте, ребята на полянке. Я буду срывать яблочки, а вы их считайте. (уточнить сколько всего яблок собрали – индивидуальные ответы)

    Яблоня: - Спасибо вам, ребята, веточкам моим легче стало. А гусей-лебедей найдёте, если по тропинке пойдете, на которой встречается цветок, грибок и елочка.

    Воспитатель уточняет: повторите пожалуйста, по какой дорожке нам нужно пройти? ( дети по описанию выбирают дорогу )

    Часть 4- 2 минуты.

    Подходят к молочной реке – кисельные берега.

    Воспитатель: Река на пути, куда нам дальше идти? Может у речки спросим? (побуждает самостоятельно обращаться к реке, чтобы узнать как найти дорогу). Молочная река- кисельные берега, подскажи нам пожалуйста, куда гуси-лебеди полетели?

    Речка (аудиозапись): Упал в меня камень, мешает молоку дальше течь. Сдвиньте его в сторону - тогда скажу, куда гуси-лебеди полетели.

    Дети убирают «камни» с речки, она течет дальше, благодарит детей и указывает им путь.

    Физкультминутка: перепрыгивание через речку, ходьба по «камушкам».

    Часть 5 - 6 минут.

    Воспитатель и дети подходят к избушке, воспитатель предлагает вспомнить кто живет в лесной избушке? Кто послал гусей-лебедей за Иванушкой?

    Из избушки выходит Баба-Яга:

    - Чую, человеческим духом пахнет. Кто такие? Зачем пришли? Зачем пожаловали?

    Воспитатель (побуждает детей ласково обратиться с просьбой к Бабе-Яге, вести диалог )

    Здравствуй, Баба-Яга, верни нам пожалуйста, Иванушку. Его сестрица Машенька плачет, мама с папой воротятся, а его нет, пережевать будут.

    Баба-Яга: - Ванечку отдать вам? А почему это я должна отдавать его, он мне самой нужен!

    Воспитатель: Ребята, давайте объясним Бабе Яге, почему нужно вернуть Иванушку в семью, родителям? Что чувствуют родители, когда нет рядом ребенка? А какого сестрице Машеньке? А как сам Иванушка без семьи будет жить? (воспитатель выслушивает ответы ).

    Баба Яга: Семья, семья, а что такое семья?

    Воспитатель предлагает детям:  Ребята, расскажем Бабе Яге, что такое семья, а пальчики нам помогут (проводится пальчиковая игра «Моя семья») Кто может рассказать о своей семье? А как члены семьи относятся друг к другу (предлагает детям объяснить Бабе Яге, кто является членом семьи (мама, папа, дети, брат, сестра, бабушка, дедушка и т.д.), и какие у них отношения друг с другом, задает наводящие вопросы, уточняет. Подводит детей к обобщающемуся понятийному слову «семья».

     Баба-Яга выслушивает объяснения детей, сокрушается: Семья! Любовь! А я тут одна-одинешенька живу в лесу, никто доброго слова не скажет (плачет).

    Воспитатель: И то верно, ребята, живет бабушка одна в лесу, никто в гости не придет, никто не пожалеет, а ведь ей так хочется тепла, любви. Может пожалеем, ласковое слово скажем ей ? (побуждает детей к сочувствию).

    У меня идея, а давайте мы, Бабу Ягу пригласим к себе в гости, в детский сад. Ведь мы живем дружно, весело, как в одной большой семье (дети приглашают Бабу Ягу в гости).

    Баба Яга (радостно): – Спасибо, вам детки. Теперь и у меня будет семья. Я к вам буду ходить в гости, и вы ко мне приходите. Ванюшу я вам отдам, пусть домой идет, в семью возвращается.Ведь его там все любят и ждут (возвращает мальчика Иванушку, дети благодарят ее, еще раз приглашают в гости).

    Баба Яга: Спасибо, касатики, пойду собираться!

    (дети прощаются с ней).

    Воспитатель: Спасибо скажем Бабе Яге. Нам пора возвращаться, Машенька наверно заждалась уже.

    Возвращаясь из сказки по той же дороге дети и воспитатель подводят итог занятия (1 минута).

    Благодарят речку, яблоньку (берут яблочки); печку, которая отдает им печеные пирожки.

    Машенька благодарит детей, радуются, что семья восстановилась. Вернувшись из сказки воспитатель всех приглашает к совместному чаепитию в группе. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированная ОУД »

 Тема: «Путешествие по сказке».

Образовательная область: Познание

Разделы: математика, ознакомление с окружающим

Вид: интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром, с элементами математики (по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди»).

Цель: закреплять представления детей о семье, родственных отношениях в семье; закреплять умение находить объекты в ближайшем окружении по словесной инструкции педагога; закреплять навыки счета, пользуясь правильными приемами счета: называть числительные по порядку;

Задачи:

  • способствовать формированию представлений у детей об обобщающем понятии «Семья»;

  • уточнять представления детей о геометрических фигурах, закреплять умение объединять геометрические фигуры по двум признакам: форма, цвет;

  • продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений, воспитывать чувство сопереживания, взаимопомощи к окружающим его людям;

  • продолжать развивать диалогическую речь детей;

  • обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать полученные впечатления в речи.

Индивидуальная работа: работа с блоками Деньеша.

Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди», просмотр мультфильмов, рисование «Любимые сказки», просмотр семейного альбома, иллюстраций сказочных сюжетов.

Материалы и оборудование: печь (демонстрационная), противень, пирожки печеные, яблоня, яблоки (муляжи - 8 шт, свежие - по количеству детей); корзина; дидактическая игра «Блоки Деньеша» - 4 комплекта, карточки с изображением геометрических фигур, разного цвета; сюжетное оформление «Речка», сюжетное оформление «Дом»; дорожки разной ширины, музыкальный центр, аудиозапись.

Длительность: 20 минут.

Ход занятия:

Дети располагаются полукругом возле воспитателя.

Воспитатель: - Ребята, видела чудо сегодня во сне:

Герои всех сказок явились ко мне!

Как будто Мальвина и скромный Пьеро,

Яга и Кащей - Все творили добро!

Семь гномов волшебных,

И славный Иван

Спасают Царевну из западных стран.

Лиса, Вини-Пух и Конек –Горбунок

Танцуют все вместе,

Пекут вкусный пирог!

И просит Емеля,

Лежа на печи:

-Ты книжку открой,

и все сказки прочти!

Воспитатель: - Как вы думаете, о чем я видела сон? (выслушивает ответы детей: о сказках). Правильно, о сказках! Вспомните, а какими словами чаще всего начинаются сказки? ( ответы детей: «..В некотором царстве…», «жили-были…» и т.д.). Конечно ребята, и как только произносятся эти слова, мы с вами оказываемся в удивительном мире сказок, где животные умеют разговаривать, а предметы помогают главным героям совершать добрые поступки.

Ребята, а вы хотите оказаться в сказке? Сейчас мы все вместе скажем волшебные и таинственные слова «Жили-были…», и может быть попадем в какую-нибудь сказку.



Часть 1 - 3 минуты

(Дети и воспитатель произносят слова, в тишине раздается тихий плач, открывается ширма, дети видят сидящую в избушке девушку).

Воспитатель: Ребята, по моему мы оказались в какой-то сказке? Давайте узнаем, как зовут эту девушку, и почему она плачет?

Воспитатель предлагает детям выяснить, что случилось, побуждает детей вести диалог со сказочным персонажем

Девушка рассказывает:

- Меня зовут Машенька. Батюшка с матушкой уехали на базар, а мне строго – настрого наказали смотреть за братцем Ванюшей, я посадила его на травку, сама с подружками заигралась, налетели тут гуси – лебеди, подхватили, да унесли моего братца Ванечку (плачет).

Воспитатель предлагает вспомнить из какой сказки эта героиня, кем ей приходится Иванушка, что с ним произошло (ответы детей: сказка «Гуси-лебеди», Иванушка-братец Машеньки).

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, когда вернутся родители и увидят, что нет Ванюши, что они будут чувствовать? (побуждать детей к сопереживанию героям сказки).

Дети успокаивают девочку и предлагают свою помощь.

Воспитатель: - Машенька, не волнуйся, мы тебе поможем, ты только укажи нам в какую сторону гуси-лебеди полетели.

Девушка указывает дорогу.

 

Часть 2 5 минут

Дети и воспитатель отправляются в путь, встречают печь и просят у нее помощи. Воспитатель побуждает детей вести диалог с печью:

-Здравствуй, матушка-печь! Подскажи нам пожалуйста, куда гуси-лебеди полетели?

Печь отвечает детям:

- Помогу я вам, ребятушки, но сначала и вы помогите мне: пирожки уже поспели, в печь бы их посадить. Отберите нужные, да на противень выложите.

Воспитатель предлагает детям игру с «блоками Деньеша». Дети выбирают карточки с изображением 3 геометрических фигур разного цвета, одна из них перечеркнута красной линией. Индивидуальная работа по карточкам, необходимо отобрать из блоков нужные геометрические фигуры. Во время выполнения задания уточнить у детей, кто в их семье печет пироги. Справившись с заданием, воспитатель выкладывает «пироги» на большой противень и ставит в печь.

Печь: - Спасибо вам, ребята за помощь. Чтобы вернуть братца Иванушку, идите вперед по узкой тропинке, она вас и выведет туда куда гуси-лебеди полетели.

Воспитатель: Ребята, вы слышали какую тропинку нам надо выбрать? Правильно узкую, а не широкую. Я пойду вперед, ведь неизвестно что там впереди, а вы идите за мной.

Физкультминутка : ходьба по тропинке .



Часть 3 - 3 минуты.

По тропинке дети подходят к яблоне.

Воспитатель: - Ребята, тропинка кончилась, куда дальше идти (предлагают обратиться за помощью к яблоне, обращая внимание на вежливое обращение, приветствие).

Здравствуй, яблонька! Подскажи, куда полетели гуси-лебеди, унесли они Ванюшу. Тоскует семья без него.

Яблоня (в записи): Помогу я вам, ребятушки, да и вы помогите мне, пожалуйста. Тяжелы мои ветки, посмотрите сколько яблок висит на мне? Созрели яблочки наливные, ароматные. Соберите урожай в корзину.

Воспитатель предлагает собрать яблоки и посчитать, сколько всего яблок созрело на яблоне. Присядьте, ребята на полянке. Я буду срывать яблочки, а вы их считайте. (уточнить сколько всего яблок собрали – индивидуальные ответы)

Яблоня: - Спасибо вам, ребята, веточкам моим легче стало. А гусей-лебедей найдёте, если по тропинке пойдете, на которой встречается цветок, грибок и елочка.

Воспитатель уточняет: повторите пожалуйста, по какой дорожке нам нужно пройти? ( дети по описанию выбирают дорогу )



Часть 4- 2 минуты.

Подходят к молочной реке – кисельные берега.

Воспитатель: Река на пути, куда нам дальше идти? Может у речки спросим? (побуждает самостоятельно обращаться к реке, чтобы узнать как найти дорогу). Молочная река- кисельные берега, подскажи нам пожалуйста, куда гуси-лебеди полетели?

Речка (аудиозапись): Упал в меня камень, мешает молоку дальше течь. Сдвиньте его в сторону - тогда скажу, куда гуси-лебеди полетели.

Дети убирают «камни» с речки, она течет дальше, благодарит детей и указывает им путь.

Физкультминутка: перепрыгивание через речку, ходьба по «камушкам».



Часть 5 - 6 минут.

Воспитатель и дети подходят к избушке, воспитатель предлагает вспомнить кто живет в лесной избушке? Кто послал гусей-лебедей за Иванушкой?

Из избушки выходит Баба-Яга:

- Чую, человеческим духом пахнет. Кто такие? Зачем пришли? Зачем пожаловали?

Воспитатель (побуждает детей ласково обратиться с просьбой к Бабе-Яге, вести диалог )

Здравствуй, Баба-Яга, верни нам пожалуйста, Иванушку. Его сестрица Машенька плачет, мама с папой воротятся, а его нет, пережевать будут.

Баба-Яга: - Ванечку отдать вам? А почему это я должна отдавать его, он мне самой нужен!

Воспитатель: Ребята, давайте объясним Бабе Яге, почему нужно вернуть Иванушку в семью, родителям? Что чувствуют родители, когда нет рядом ребенка? А какого сестрице Машеньке? А как сам Иванушка без семьи будет жить? (воспитатель выслушивает ответы ).

Баба Яга: Семья, семья, а что такое семья?

Воспитатель предлагает детям: Ребята, расскажем Бабе Яге, что такое семья, а пальчики нам помогут (проводится пальчиковая игра «Моя семья») Кто может рассказать о своей семье? А как члены семьи относятся друг к другу (предлагает детям объяснить Бабе Яге, кто является членом семьи (мама, папа, дети, брат, сестра, бабушка, дедушка и т.д.), и какие у них отношения друг с другом, задает наводящие вопросы, уточняет. Подводит детей к обобщающемуся понятийному слову «семья».

 Баба-Яга выслушивает объяснения детей, сокрушается: Семья! Любовь! А я тут одна-одинешенька живу в лесу, никто доброго слова не скажет (плачет).

Воспитатель: И то верно, ребята, живет бабушка одна в лесу, никто в гости не придет, никто не пожалеет, а ведь ей так хочется тепла, любви. Может пожалеем, ласковое слово скажем ей ? (побуждает детей к сочувствию).

У меня идея, а давайте мы, Бабу Ягу пригласим к себе в гости, в детский сад. Ведь мы живем дружно, весело, как в одной большой семье (дети приглашают Бабу Ягу в гости).

Баба Яга (радостно): – Спасибо, вам детки. Теперь и у меня будет семья. Я к вам буду ходить в гости, и вы ко мне приходите. Ванюшу я вам отдам, пусть домой идет, в семью возвращается .Ведь его там все любят и ждут (возвращает мальчика Иванушку, дети благодарят ее, еще раз приглашают в гости).

Баба Яга: Спасибо, касатики, пойду собираться!

(дети прощаются с ней).

Воспитатель: Спасибо скажем Бабе Яге. Нам пора возвращаться, Машенька наверно заждалась уже.

Возвращаясь из сказки по той же дороге дети и воспитатель подводят итог занятия (1 минута).

Благодарят речку, яблоньку (берут яблочки); печку, которая отдает им печеные пирожки.

Машенька благодарит детей, радуются, что семья восстановилась. Вернувшись из сказки воспитатель всех приглашает к совместному чаепитию в группе.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Интегрированная ОУД

Автор: Земба Ольга Николаевна

Дата: 30.04.2015

Номер свидетельства: 207255

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(200) "Конспект  интегрированной ОУД с использованием развивающих игр В.В.Воскобовича "Телемост Англия - Казахстан" "
    ["seo_title"] => string(119) "konspiekt-intieghrirovannoi-oud-s-ispol-zovaniiem-razvivaiushchikh-ighr-v-v-voskobovicha-tieliemost-anghliia-kazakhstan"
    ["file_id"] => string(6) "206309"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430148902"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Интегрированный ОУД в средней логопедической группе на тему: "Весенняя капель""
    ["seo_title"] => string(77) "integrirovannyi_oud_v_srednei_logopedicheskoi_gruppe_na_temu_vesenniaia_kapel"
    ["file_id"] => string(6) "511663"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1558444032"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(260) "Технологическая карта интегрированной ОУД  по конструированию «Цветы на Джайляу» (оригами) с использованием развивающих игр В.В,Воскобовича "
    ["seo_title"] => string(156) "tiekhnologhichieskaia-karta-intieghrirovannoi-oud-po-konstruirovaniiu-tsviety-na-dzhailiau-orighami-s-ispol-zovaniiem-razvivaiushchikh-ighr-v-v-voskobovicha"
    ["file_id"] => string(6) "206172"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430123346"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Конспект ОУД для детей младшего дoшкольного возраста "В гостях у дельфинчика""
    ["seo_title"] => string(89) "konspiekt-oud-dlia-dietiei-mladshiegho-doshkol-nogho-vozrasta-v-ghostiakh-u-diel-finchika"
    ["file_id"] => string(6) "309675"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458838077"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Конспект интегрированного ОУД "День рождения колобка""
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt_intieghrirovannogho_oud_dien_rozhdieniia_kolobka"
    ["file_id"] => string(6) "410276"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1492594279"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1440 руб.
2400 руб.
1600 руб.
2660 руб.
1250 руб.
2090 руб.
1500 руб.
2500 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства