kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Системно- деятельностный подход при обучении математики на примере проектной и исследовательской деятельности учащихся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Системно- деятельностный подход при обучении математики

на примере проектной и исследовательской деятельности учащихся.

 

            Общими принципами математического образования, отраженными в концепции развития российского математического образования, являются математическая деятельность (рассуждение, математическое построение и соотнесение математической модели с реальностью), применение осваиваемых моделей деятельности вне математики и воспитание математикой как путь формирования личностных результатов. Пожалуй, впервые в истории отечественного школьного образования «формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию», рассматриваются в качестве важнейшей задачи системы образования на государственном уровне. В связи с этим чрезвычайно актуальным становится вопрос о том, как можно и нужно развивать универсальные учебные действия.

                Отличительная особенность нового стандарта - его деятельностный характер. Главная цель - развитие личности. В основе реализации стандарта основного общего образования лежит системно-деятельностный подход, предполагающий широкое внедрение в практику обучения проектной и исследовательской деятельности. Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”. В системно-деятельностном подходе категория «деятельности» занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система. С точки зрения развивающего эффекта исследовательская деятельность располагает большим потенциалом. Стандарт основного общего образования требует овладения опытом разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), познания и самопознания; умения решать различные практические задачи. Поэтому в настоящее время речь идет о построении учебного процесса на базе исследовательской, поисковой деятельности. С точки зрения развивающего эффекта исследовательская деятельность располагает большим потенциалом.

                 Что же такое исследовательская деятельность?

            Это исследование различных объектов с соблюдением процедур и этапов, близких научному исследованию, но адаптированных к уровню познавательных возможностей учащихся. Это, прежде всего, наблюдения за жизнью, открытие многих явлений, известных взрослым, но неизвестных маленькому человеку.

                                  Технология опыта работы:

Взяв за основу методику Савенкова А.И., я внесла некоторые коррективы и придерживаюсь следующих этапов. 

Этапы работы над проектом

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 этап:  инициирующий

Формулирую проблему, ситуацию, цель, задачи

Вживаются в ситуацию, осуществляют уточнение целей и задач

2 этап:  основополагающий

Предлагаю: организовать группы, распределить в группах роли, спланировать деятельность

Знакомлю с различными формами презентации результатов

Анализируют проблему, разбиваются на группы, распределяют роли, планируют работу, выбирают форму презентации результатов

3 этап:  прагматический

Консультирую, ненавязчиво контролирую, репетирую презентацию результатов

Работают самостоятельно и сообща, консультируются, собирают информацию, «добывают» недостающие знания, готовят презентацию результатов

4 этап:  заключительный

Обобщаю результаты, подвожу итоги, оцениваю умения обосновывать своё мнение, работать в группе на общий результат

Защищают проект, проводят рефлексию деятельности, дают оценку её результативности

5 этап:  итоговый

Представление готового продукта.

Рефлексия выполненной работы.

 

I этап - инициирующий 

 На этом этапе очень важно правильно выбрать тему, чтобы увлечь ребёнка 

II этап – основополагающий

Цель этапа: умело поделить класс на группы по 4-5 человек. Определить лидеров групп. Правильно спланировать поисково-исследовательские операции.

III этап – прагматический

На этом этапе необходимо помочь детям найти все пути, ведущие к достижению цели.

IV этап – заключительный

Сложность этапа заключается в умении обосновывать своё мнение, анализе полученной информации, в обобщении, выделении главного, исключении второстепенного.

VI этап – итоговый

На итоговом этапе необходимо создать «ситуацию успеха» для каждого ученика, чтобы ребёнок был удовлетворён результатами своей работы.

 

 

Из опыта работы.

Проект в 6-х классах «Зачем нужны проценты».

     Тема «Проценты» традиционно изучается в 5-6 классах, затем текстовые задачи на проценты встречаются в 7-9 классах. Однако практика показывает, что очень многие окончившие школу не имеют прочных навыков обращения с процентами в повседневной жизни. Понимание процентов и умение производить процентные расчеты в настоящее время необходимо каждому человеку: прикладное значение этой темы очень велико и затрагивает финансовую, демографическую, экологическую, социологическую и другие стороны нашей жизни. Актуальность проекта очевидна. Проект предполагает работу не только учителя, но и учащихся и их родителей, а также тесное взаимодействие с социальными партнерами.

             В начале проекта перед учащимися был поставлен основополагающий вопрос «Проценты - это необходимость или лишнее в нашей жизни?».

   Ребята поделились на три группы: социологи, исследователи, аналитики.

Каждая группа сформулировала цели своих исследований, наметила план работы по теме.

Социологи:

  • провести социальный опрос «Где в жизни люди встречаются с процентами»;
  • определить значимость процентных расчетов в повседневной жизни;
  • оформить результаты анкетирования в виде статистической                         таблицы.

 

                                       Анкета «Что вы знаете о процентах?»                                                            

Уважаемые родители, мы, учащиеся 6-х классов, работаем над проектом «Зачем нужны проценты?» и просим вас ответить в письменном виде на наши вопросы.

 1.Знакомо ли вам понятие процента? 

 2.  Встречаетесь ли вы в повседневной жизни с процентами?  Если да, то приведите несколько примеров.

3.Используете ли вы в профессиональной деятельности  процентные 

вычисления? Если «да», то как именно? (укажите свою профессию) 

   4.    Приведите примеры нескольких задач на проценты, которые вам приходилось решать ( в повседневной жизни или на работе).

  •  

 

  • взять интервью у представителей различных профессий, чтобы выяснить, применяют ли они процентные расчеты на работе;
  • подобрать и решить задачи на вычисление процентов, используя результаты опросов;
  • оформить результаты в виде сборника задач.

Аналитики:

  • проанализировать всю информацию, собранную социологами и исследователями, сделать вывод, готовы ли они ответить на основополагающий вопрос;
  • свои выводы представить в виде буклета и презентации.

       Конечным продуктом исследовательской работы была защита проекта на отдельном уроке. Ребята показывали умение решать задачи на проценты, составленные ими самими. Эти задачи были собраны в авторском учебнике. Ребята представили буклет, куда поместили самое главное о процентах и итог своей работы. Урок сопровождался презентацией, где были показаны самые интересные задачи учащихся.

      На заключительном этапе урока ребята высказывали свое мнение о важности изучения темы «Проценты» Вот одно из высказываний.

«Роль процентов в повседневной жизни очень велика. Тема «Проценты» является универсальной в том смысле, что она связывает между собой многие точные и естественные науки, бытовые и производственные сферы жизни. Мы встречаемся с процентами на уроках, при чтении газет, просмотре телепередач, в магазинах. Уметь грамотно и экономно проводить элементарные процентные вычисления должен каждый современный учащийся. В последнее время экзамен по математике проводится в форме ЕГЭ, и в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ присутствует задача на проценты. Поэтому нужно как можно лучше знать и уметь пользоваться этой темой».

 

                                                                    

Приложение-презентация.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Системно- деятельностный подход при обучении математики на примере проектной и исследовательской деятельности учащихся. »

Долгова Зинаида Александровна,

учитель математики высшей

квалификационной категории

МБОУ СОШ №2

г. Петровск Саратовской обл.


Системно- деятельностный подход при обучении математики

на примере проектной и исследовательской деятельности учащихся.


Общими принципами математического образования, отраженными в концепции развития российского математического образования, являются математическая деятельность (рассуждение, математическое построение и соотнесение математической модели с реальностью), применение осваиваемых моделей деятельности вне математики и воспитание математикой как путь формирования личностных результатов. Пожалуй, впервые в истории отечественного школьного образования «формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию», рассматриваются в качестве важнейшей задачи системы образования на государственном уровне. В связи с этим чрезвычайно актуальным становится вопрос о том, как можно и нужно развивать универсальные учебные действия.

Отличительная особенность нового стандарта - его деятельностный характер. Главная цель - развитие личности. В основе реализации стандарта основного общего образования лежит системно-деятельностный подход, предполагающий широкое внедрение в практику обучения проектной и исследовательской деятельности. Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”. В системно-деятельностном подходе категория «деятельности» занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система. С точки зрения развивающего эффекта исследовательская деятельность располагает большим потенциалом. Стандарт основного общего образования требует овладения опытом разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), познания и самопознания; умения решать различные практические задачи. Поэтому в настоящее время речь идет о построении учебного процесса на базе исследовательской, поисковой деятельности. С точки зрения развивающего эффекта исследовательская деятельность располагает большим потенциалом.

Что же такое исследовательская деятельность?

Это исследование различных объектов с соблюдением процедур и этапов, близких научному исследованию, но адаптированных к уровню познавательных возможностей учащихся. Это, прежде всего, наблюдения за жизнью, открытие многих явлений, известных взрослым, но неизвестных маленькому человеку.

Технология опыта работы:

Взяв за основу методику Савенкова А.И., я внесла некоторые коррективы и придерживаюсь следующих этапов. 

Этапы работы над проектом

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 этап: инициирующий

Формулирую проблему, ситуацию, цель, задачи

Вживаются в ситуацию, осуществляют уточнение целей и задач

2 этап: основополагающий

Предлагаю: организовать группы, распределить в группах роли, спланировать деятельность

Знакомлю с различными формами презентации результатов

Анализируют проблему, разбиваются на группы, распределяют роли, планируют работу, выбирают форму презентации результатов

3 этап: прагматический

Консультирую, ненавязчиво контролирую, репетирую презентацию результатов

Работают самостоятельно и сообща, консультируются, собирают информацию, «добывают» недостающие знания, готовят презентацию результатов

4 этап: заключительный

Обобщаю результаты, подвожу итоги, оцениваю умения обосновывать своё мнение, работать в группе на общий результат

Защищают проект, проводят рефлексию деятельности, дают оценку её результативности

5 этап: итоговый

Представление готового продукта.

Рефлексия выполненной работы.


I этап - инициирующий 

 На этом этапе очень важно правильно выбрать тему, чтобы увлечь ребёнка 

II этап – основополагающий

Цель этапа: умело поделить класс на группы по 4-5 человек. Определить лидеров групп. Правильно спланировать поисково-исследовательские операции.

III этап – прагматический

На этом этапе необходимо помочь детям найти все пути, ведущие к достижению цели.

IV этап – заключительный

Сложность этапа заключается в умении обосновывать своё мнение, анализе полученной информации, в обобщении, выделении главного, исключении второстепенного.

VI этап – итоговый

На итоговом этапе необходимо создать «ситуацию успеха» для каждого ученика, чтобы ребёнок был удовлетворён результатами своей работы.



Из опыта работы.

Проект в 6-х классах «Зачем нужны проценты».

Тема «Проценты» традиционно изучается в 5-6 классах, затем текстовые задачи на проценты встречаются в 7-9 классах. Однако практика показывает, что очень многие окончившие школу не имеют прочных навыков обращения с процентами в повседневной жизни. Понимание процентов и умение производить процентные расчеты в настоящее время необходимо каждому человеку: прикладное значение этой темы очень велико и затрагивает финансовую, демографическую, экологическую, социологическую и другие стороны нашей жизни. Актуальность проекта очевидна. Проект предполагает работу не только учителя, но и учащихся и их родителей, а также тесное взаимодействие с социальными партнерами.

В начале проекта перед учащимися был поставлен основополагающий вопрос «Проценты - это необходимость или лишнее в нашей жизни?».

Ребята поделились на три группы: социологи, исследователи, аналитики.

Каждая группа сформулировала цели своих исследований, наметила план работы по теме.

Социологи:

  • провести социальный опрос «Где в жизни люди встречаются с процентами»;

  • определить значимость процентных расчетов в повседневной жизни;

  • оформить результаты анкетирования в виде статистической таблицы.



Анкета «Что вы знаете о процентах?»

Уважаемые родители, мы, учащиеся 6-х классов, работаем над проектом «Зачем нужны проценты?» и просим вас ответить в письменном виде на наши вопросы.

1.Знакомо ли вам понятие процента? 

2. Встречаетесь ли вы в повседневной жизни с процентами? Если да, то приведите несколько примеров.

3.Используете ли вы в профессиональной деятельности  процентные 

вычисления? Если «да», то как именно? (укажите свою профессию) 

4. Приведите примеры нескольких задач на проценты, которые вам приходилось решать ( в повседневной жизни или на работе).

Исследователи:



  • взять интервью у представителей различных профессий, чтобы выяснить, применяют ли они процентные расчеты на работе;

  • подобрать и решить задачи на вычисление процентов, используя результаты опросов;

  • оформить результаты в виде сборника задач.

Аналитики:

  • проанализировать всю информацию, собранную социологами и исследователями, сделать вывод, готовы ли они ответить на основополагающий вопрос;

  • свои выводы представить в виде буклета и презентации.

Конечным продуктом исследовательской работы была защита проекта на отдельном уроке. Ребята показывали умение решать задачи на проценты, составленные ими самими. Эти задачи были собраны в авторском учебнике. Ребята представили буклет, куда поместили самое главное о процентах и итог своей работы. Урок сопровождался презентацией, где были показаны самые интересные задачи учащихся.

На заключительном этапе урока ребята высказывали свое мнение о важности изучения темы «Проценты» Вот одно из высказываний.

«Роль процентов в повседневной жизни очень велика. Тема «Проценты» является универсальной в том смысле, что она связывает между собой многие точные и естественные науки, бытовые и производственные сферы жизни. Мы встречаемся с процентами на уроках, при чтении газет, просмотре телепередач, в магазинах. Уметь грамотно и экономно проводить элементарные процентные вычисления должен каждый современный учащийся. В последнее время экзамен по математике проводится в форме ЕГЭ, и в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ присутствует задача на проценты. Поэтому нужно как можно лучше знать и уметь пользоваться этой темой».



Приложение-презентация.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Долгова Зинаида Александровна

Дата: 19.06.2014

Номер свидетельства: 107017

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Метод проектов как эффективное средство реализации требований ФГОС учащихся 7-11 классов на уроках геометрии"
    ["seo_title"] => string(112) "mietodproiektovkakeffiektivnoiesriedstvoriealizatsiitriebovaniifgosuchashchikhsia711klassovnaurokakhghieomietrii"
    ["file_id"] => string(6) "268663"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450678316"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1250 руб.
2090 руб.
1580 руб.
2640 руб.
1500 руб.
2500 руб.
1120 руб.
1870 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства