kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие учебно-познавательной компетенции

Нажмите, чтобы узнать подробности

            В основе компетентностного подхода лежат теоретические идеи компетентностного подхода, представленные в работах А.В. Хуторского, И.С. Фришмана, И.А. Зимней и др. В этих исследованиях он основан на создании условий для целостного проявления, развития и самореализации личности. Ученые считают, что использование компетентностного подхода в школьном образовании должно решить проблему, типичную для школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие учебно-познавательной компетенции»

Колоскова Л.С., учитель математики МКОУ «СОШ № 4» города Миньяра


Развитие учебно-познавательной компетентности на уроках математики


В основе компетентностного подхода лежат теоретические идеи компетентностного подхода, представленные в работах А.В. Хуторского, И.С. Фришмана, И.А. Зимней и др. В этих исследованиях он основан на создании условий для целостного проявления, развития и самореализации личности. Ученые считают, что использование компетентностного подхода в школьном образовании должно решить проблему, типичную для школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций.

Компетентностный подход — это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов.

Следует различать понятия «компетенция» и «компетентность». А.В.Хуторской, различая понятия «компетенция» и «компетентность», предлагает следующие определения.

Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Таким образом, компетенция – это норма, компетентность – это качество, уже имеющееся у человека.

Существуют следующие ключевые образовательные компетенции:

1. Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.

2. Общекультурные компетенции. Ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности в вопросах национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственных основ жизни человека и человечества, культурологических основ, семейных, социальных, общественных явлений и традиций в бытовой и культурно-досуговой сфере. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира.

3. Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности.

4. Информационные компетенции. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.

5. Коммуникативные компетенции. Включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.

6. Социально-трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения.

7. Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.

Одна из главных ролей должна быть отдана учебно–познавательной компетенции, так как, степень ее сформированности иногда в большей степени определяет качество результата. В составе учебно-познавательной компетенции можно выделить:

• умение ставить цель, пояснять и организовывать её достижение;

• умение организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;

• умение задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;

• умение ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы, выбирать условия проведения наблюдения или опыта, выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями, использовать элементы вероятностных и статистических методов познания, описывать результаты, формулировать выводы;

• умение выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации). [2]

Для формирования учебно-познавательной компетентности огромную роль играет познавательный интерес. Познавательный интерес является основой положительного отношения к учению. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес – это один из важнейших мотивов обучения школьников. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна.

Существует достаточно много путей и средств, выработанных практикой для формирования устойчивых познавательных интересов, но мы рассмотрим несколько компетентностно-ориентированных заданий.

Включение их в учебный процесс изменяет роль средств обучения, используемых при преподавании различных дисциплин, в результате изменяет саму учебную среду. В центре обучения оказывается сам обучающийся - его мотивы, цели, психологические особенности. Таким образом, применение таких заданий в учебном процессе позволяет увеличить объём информации, получаемой учеником на уроке, более активно по сравнению с обычными занятиями организовать познавательную деятельность, воздействовать на такие психологические процессы, как восприятие, мышление, запоминание, усвоение информации. Использование КОЗ на уроках приводит к активации умственной деятельности, формирует положительную мотивацию у большинства обучающихся к этим занятиям.

Рассмотрим несколько примеров таких заданий.


  1. Компетентностно-ориентированное задание по геометрии

Информационная компетентность

Аспект «Первичная обработка информации»

Уровень первый, класс 8

Задание: Изучив определение многоугольника, пункт 39,40 учебника, внимательно рассмотрите рисунок с представленными фигурами.

Выберите из фигур многоугольники и распределите их по таблице

Выпуклый многоугольник

Невыпуклый многоугольник









Модельный ответ:

Выпуклый многоугольник

Невыпуклый многоугольник

в

г


з


е

Критерии оценки и баллы:

Таблица заполнена без ошибок- 3 балла

Таблица заполнена с одной ошибкой- 2 балла

Таблица заполнена с двумя ошибками- 1 балла

Таблица заполнена с тремя ошибками и более- 0 баллов

  1. Компетентностно-ориентированное задание по геометрии

Компетентность разрешения проблем.

Аспект «Целеполагание и планирование деятельности».

Уровень первый. Класс 7.

Задание: Для прокладывания трассы шоссейной дороги в лесной зоне нужно произвести линейную вырубку деревьев. Внимательно прочитайте текст «Провешивание прямой на местности» (пункт2, стр.6-7 учебника «Геометрия 7-9. Л.С.Атанасян и др., 2003г)

Составьте план работы по проведению прямой линии, по которой будут вырубаться деревья.

Модельный ответ:

1.Наметить две точки Аи В и расположить в них вехи

2. Поставить третью веху в точке С так, чтобы её закрывали от наблюдателя вехи А и В.

3. Поставить следующую веху так, чтобы её закрывали вехи, стоящие в точках В и С.

4. Проделывать эту процедуру на протяжении всей лесной зоны, по которой нужно провести вырубку.

5. Проделать эту процедуру для проведения противоположной линии вырубки деревьев.

Критерии оценивания и баллы:

Критерии

Баллы

В плане присутствует не менее 5 пунктов

3балла

В плане присутствует не менее 4 пунктов

2 балла

В плане присутствует не менее 3 пунктов

1 балл

В плане присутствует менее 3пунктов

0 баллов




3. Компетентностно-ориентированное задание по геометрии

Компетентность разрешения проблем

Аспект: «Идентификация (определение) проблемы»

Второй уровень

Задание: Искусны были египетские писцы и гарпедонапты! Но однажды им пришлось устыдиться, потому что пришелец из далёкой Греции оказался намного искуснее их. Это случилось в 5 веке до новой эры, а пришельцем был Фалес из Милета. В те времена греки не занимались геометрией, и Фалес решил на месте познакомиться с египетской наукой. Египтяне задали ему трудную задачу: как измерить высоту одной из громадных пирамид? Фалес нашел для этой задачи простое и красивое решение. Он учёл, что Солнце находится очень далеко от Земли, и поэтому лучи, идущие от него параллельны друг другу.

Рассмотри предложенный рисунок и обоснуй «Как Фалес измерил высоту пирамиды?»

Подсказка:

Он воткнул длинную палку вертикально в землю и сказал: «Когда тень от этой палки будет той же длины, что и сама палка, тень от пирамиды будет иметь ту же длину, что и высота пирамиды.»


Ответ:

  1. обоснование без подсказки-3балла

2. обоснование с подсказкой-2балла





  1. Компетентностно-ориентированное задание

Информационная компетентность.

Извлечение первичной информации, I уровень.

Обработка информации, II уровень


С


4 5

D Е


  1. 10



А В

Решая эту задачу, ты повторишь изученный ранее теоретический материал, который подготовит тебя к восприятию нового материала.

Используя данные рисунка, запиши, что дано в этой задаче и докажи:
а) ∆ CDE  ∆ CAB; б) АВ  DE.

Составь план доказательства.
а) 1.___________________________________________________.

2.___________________________________________________.

3.___________________________________________________.

4.___________________________________________________.
б) 1.___________________________________________________.

2.___________________________________________________.

Ответь на вопросы:

  1. Знания по каким темам тебе понадобились?

  2. Какой признак подобия ты использовал?

  3. Какой признак параллельности прямых был использован?


Модельный ответ

План доказательства:

а) 1.  С – общий.

2.

3.

4. Значит, ∆ CDE  ∆ CAB по второму признаку подобия треугольников.

б) 1.  CDE = CAB и они соответственные.

2. Значит, АВ  DE.

Ответы на вопросы.

  1. Признаки подобия треугольников.

  2. Если две стороны одного треугольника соответственно пропорциональны двум сторонам другого треугольника и углы, заключенные между этими сторонами, равны, то такие треугольники подобны.

  3. Если при пересечении двух прямых секущей соответственные углы равны, то прямые параллельны.


За каждый правильный ход при доказательстве подобия треугольников

1 балл

За каждый правильный ход при доказательстве параллельности двух прямых

1 балл

За каждый правильный ответ на вопрос

1 балл

Максимальный балл

9 баллов




  1. Компетентностно-ориентированное задание.
    Информационная компетентность.
    Обработка информации,
    II уровень.


А) Пользуясь решенной задачей и определением средней линии треугольника, а также, изучив п.62 с. 146 учебника Атанасяна Л.С. , Геометрия 7-9, исследуйте, какими свойствами обладает средняя линия треугольника.

Б) Выполните в тетради рисунок 195 на с. 146 учебника.

В) Запишите, что дано в теореме, что нужно доказать.

Г) Составьте план доказательства этих свойств.

1)._______________________________________________________.

2)._______________________________________________________.

3)._______________________________________________________.

4)._______________________________________________________.

5)._______________________________________________________.

6)._______________________________________________________.

7)._______________________________________________________.

(Работа осуществляется в группах с последующим обсуждением решения задания).


План доказательства:

1.

За каждый правильный ход при доказательстве

1 балл

Максимальный балл

7 баллов





Литература:

  1. ..http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm А.В.Хуторской. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов".

  2. http://vrogdchasty.ucoz.ru/publ/5-1-0-12 Новикова Е.А. Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках математики.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Развитие учебно-познавательной компетенции

Автор: Колоскова Лариса Станиславовна

Дата: 04.02.2016

Номер свидетельства: 287831


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1500 руб.
2500 руб.
1580 руб.
2640 руб.
1250 руб.
2090 руб.
1120 руб.
1870 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства