Развитие приёмов умственной деятельности на уроках математики
Не мыслям надобно учить, а учить мыслить.
Э. Кант
Развитие общества, наук, в частности, математики, появление новых взглядов на проблемы обучения и воспитания, возникновение и развитие новых подходов к обучению, приводят к естественному пересмотру как содержания целей школьного образования, так и их постановке. Целью обучения становится не просто передача определённого багажа знаний, умений и навыков, соответствующих запрограммированному стандарту, а формирование у школьников способности и потребности самостоятельно приобретать их и переносить в новые нестандартные ситуации; понимать и совершенствовать себя, творить, овладевать в дальнейшем профессиональным мастерством. Учёные отмечают, что в наше быстро меняющееся время, с которым связывают явление информационного бума, высокими темпами происходит увеличение объёма знаний человека в структуре мышления, но с точки зрения овладения логическими законами процесс мышления протекает, как правило, стихийно. Поэтому продуктивность мыслительной и особенно творческой деятельности школьников остаётся далеко позади их потенциальных возможностей и не в полной мере отвечает задачам современного обучения.
Целенаправленное, интенсивное развитие становится одной из центральных задач обучения, важнейшей проблемой его теории и практики. Под развивающим стали понимать такое обучение, при котором обучающиеся не только запоминают факты, усваивают правила и определения, но и обучаются рациональным приемам применения знаний на практике, переносу своих знаний и умений как в аналогичные, так и измененные условия. Это происходит благодаря развитию логического и творческого мышления; умению обобщать, абстрагировать, сравнивать, делать выводы, доказывать.
Развитие мышления обучающихся в процессе обучения математике в настоящее время выдвигается на первое место не только в силу специфичности математики как науки, но и в силу того, что математика играет ведущую роль в современной науке, технике, производстве, жизни современного общества.
Дедукция и индукция - одни из основных методов, которые используются в изучении учебного материала по математике. В индукции мы идем от отдельных посылок, суждений к новому суждению большей степени общности; от отдельных конкретных явлений к обобщению. В дедукции ход рассуждения противоположный, т. е. от обобщений к конкретным фактам.
Основными логическими приемами формирования понятий являются анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация. Понятие формируется на основе обобщения существенных признаков (т. е. свойств и отношений), присущих ряду' однородных предметов. Для выделения существенных признаков требуется абстрагироваться (отвлечься) от несущественных признаков, которых в любом предмете очень много. Этому служит сравнение, сопоставление предметов.
Для выделения ряда признаков требуется произвести анализ, т. е. мысленно расчленить целый предмет на его составные части, элементы, стороны, отдельные признаки, а затем осуществить обратную операцию — синтез (мысленное объединение) частей предмета, отдельных признаков (притом признаков существенных) в единое целое.
Активная самостоятельная работа мысли начинается только тогда, когда перед обучающимися возникает проблема, вопрос. Поэтому учителя и родители стараются так организовать занятия с подростками, чтобы перед ними чаще возникали проблемы различной сложности, что побуждало бы их к самостоятельному решению проблем (самостоятельное выведение формул и правил, нахождение исторических и географических закономерностей, самостоятельное построение доказательства теорем и т. д.).
Овладевая научным знанием, обучающиеся усваивают и определенный подход к процессу и результату учебно-познавательной деятельности. Этот подход при целенаправленном его формировании становится достоянием подростка, стилем его мышления. Задача педагога, задача взрослого — вооружить обучающихся принципами и характеристиками норм осуществления познавательной деятельности. Особенности мышления подростков можно определить при помощи диагностических методик.
Экспресс-диагностика приёмов умственной деятельности для обучающихся 5 классов
Тест рассчитан на 40 минут, состоит из шести заданий.
Задания №1 и №5 проверяют способность учащихся к анализу, задания №2 и №4 умение классифицировать, задание №3 - способность к абстрагированию, задание №4 - умение систематизировать, задание №6 - сравнивать, задание №5 - способность к синтезу. Если учащийся справляется с четырьмя заданиями из шести, то уровень способностей - удовлетворительный, с пятью - хороший, со всеми - высокий.
Задание № 1.
Из пяти предложенных слов подберите слово, находящееся с третьим в таком же отношении, как первое со вторым.
а) слово - буква = натуральное число - ? (величина, количество, цифра);
Просмотр содержимого документа
«Развитие приемов умственной деятельности »
Развитие приёмов умственной деятельности на уроках математики
Не мыслям надобно учить, а учить мыслить.
Э. Кант
Развитие общества, наук, в частности, математики, появление новых взглядов на проблемы обучения и воспитания, возникновение и развитие новых подходов к обучению, приводят к естественному пересмотру как содержания целей школьного образования, так и их постановке. Целью обучения становится не просто передача определённого багажа знаний, умений и навыков, соответствующих запрограммированному стандарту, а формирование у школьников способности и потребности самостоятельно приобретать их и переносить в новые нестандартные ситуации; понимать и совершенствовать себя, творить, овладевать в дальнейшем профессиональным мастерством. Учёные отмечают, что в наше быстро меняющееся время, с которым связывают явление информационного бума, высокими темпами происходит увеличение объёма знаний человека в структуре мышления, но с точки зрения овладения логическими законами процесс мышления протекает, как правило, стихийно. Поэтому продуктивность мыслительной и особенно творческой деятельности школьников остаётся далеко позади их потенциальных возможностей и не в полной мере отвечает задачам современного обучения.
Целенаправленное, интенсивное развитие становится одной из центральных задач обучения, важнейшей проблемой его теории и практики. Под развивающим стали понимать такое обучение, при котором обучающиеся не только запоминают факты, усваивают правила и определения, но и обучаются рациональным приемам применения знаний на практике, переносу своих знаний и умений как в аналогичные, так и измененные условия. Это происходит благодаря развитию логического и творческого мышления; умению обобщать, абстрагировать, сравнивать, делать выводы, доказывать.
Развитие мышления обучающихся в процессе обучения математике в настоящее время выдвигается на первое место не только в силу специфичности математики как науки, но и в силу того, что математика играет ведущую роль в современной науке, технике, производстве, жизни современного общества.
Дедукция и индукция - одни из основных методов, которые используются в изучении учебного материала по математике. В индукции мы идем от отдельных посылок, суждений к новому суждению большей степени общности; от отдельных конкретных явлений к обобщению. В дедукции ход рассуждения противоположный, т. е. от обобщений к конкретным фактам.
Основными логическими приемами формирования понятий являются анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация. Понятие формируется на основе обобщения существенных признаков (т. е. свойств и отношений), присущих ряду' однородных предметов. Для выделения существенных признаков требуется абстрагироваться (отвлечься) от несущественных признаков, которых в любом предмете очень много. Этому служит сравнение, сопоставление предметов.
Для выделения ряда признаков требуется произвести анализ, т. е. мысленно расчленить целый предмет на его составные части, элементы, стороны, отдельные признаки, а затем осуществить обратную операцию — синтез (мысленное объединение) частей предмета, отдельных признаков (притом признаков существенных) в единое целое.
Активная самостоятельная работа мысли начинается только тогда, когда перед обучающимися возникает проблема, вопрос. Поэтому учителя и родители стараются так организовать занятия с подростками, чтобы перед ними чаще возникали проблемы различной сложности, что побуждало бы их к самостоятельному решению проблем (самостоятельное выведение формул и правил, нахождение исторических и географических закономерностей, самостоятельное построение доказательства теорем и т. д.).
Овладевая научным знанием , обучающиеся усваивают и определенный подход к процессу и результату учебно-познавательной деятельности. Этот подход при целенаправленном его формировании становится достоянием подростка, стилем его мышления. Задача педагога, задача взрослого — вооружить обучающихся принципами и характеристиками норм осуществления познавательной деятельности. Особенности мышления подростков можно определить при помощи диагностических методик.
Экспресс-диагностика приёмов умственной деятельности для обучающихся 5 классов
Тест рассчитан на 40 минут, состоит из шести заданий.
Задания №1 и №5 проверяют способность учащихся к анализу, задания №2 и №4 умение классифицировать, задание №3 - способность к абстрагированию, задание №4 - умение систематизировать, задание №6 - сравнивать, задание №5 - способность к синтезу. Если учащийся справляется с четырьмя заданиями из шести, то уровень способностей - удовлетворительный, с пятью - хороший, со всеми - высокий.
Задание № 1.
Из пяти предложенных слов подберите слово, находящееся с третьим в таком же отношении, как первое со вторым.
а) слово - буква = натуральное число - ? (величина, количество, цифра);