kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Развитие навыков самостоятельной учебно-исследовательской деятельности учащихся старших классов по математике» (обобщение опыта работы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема «Развитие навыков самостоятельной учебно-исследовательской деятельности учащихся старших классов по математике» актуальна, так как определяется современными требованиями к содержанию образования. Приобщая учащихся старших классов к самостоятельной учебно-исследовательской деятельности, формируется творческая личность, жаждущая получать всё новые и новые знания, обладающая навыками самостоятельной работы. Старшеклассники в процессе исследования не только приобретают необходимые знания и умения, но и вырабатывают  опыт эмоционально-ценностного отношения к процессу познания и опыт самостоятельной творческой деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Развитие навыков самостоятельной учебно-исследовательской деятельности учащихся старших классов по математике» (обобщение опыта работы) »

Отдел образования администрации города Лермонтова Ставропольского края

муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1












ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ


«Развитие навыков самостоятельной

учебно-исследовательской деятельности учащихся старших классов по математике»









учителя математики

Ярощук Марии Анатолиевны













Лермонтов 2011

Знание только тогда знание,

когда оно приобретено усилиями своей мысли,

а не памятью.
Л. Н. Толстой



Мир сегодня меняется так быстро, что простое накопление информации становится малоэффективным. Намного важнее уметь работать с этой информацией: искать, выбирать, систематизировать, применять, отбрасывать частности, понимать, какие новые знания необходимы, и где их можно получить, то есть самому формировать свой образ мироощущения. Достижение этого коренным образом меняет цель учебной деятельности и характер взаимодействия учителя и ученика, направляя его на поиск нового.

Для того чтобы сделать обучение более качественным, значимым и творческим, необходимо уделять особое внимание, творческому развитию учащихся, предлагая им проблемные вопросы, заставляющие активно работать мысль.

Поэтому шесть лет назад наша школа обратились к исследовательской деятельности учащихся, которая позволяла обеспечить достаточно высокий уровень самостоятельности и творческой активности ребят.

И я, как учитель математики и как классный руководитель, не осталась в стороне. Отталкиваясь от убеждения, что знания и умения становятся прочными только при условии, когда они добыты самостоятельным трудом, я стала приобщать своих учеников к учебно-исследовательской работе.

Для меня отправным пунктом вовлечения учащихся в исследовательскую деятельность послужила выдвинутая Л. С. Выготским идея о том, что «один из очень важных вопросов детской психологии и педагогики — это вопрос о творчестве детей, о развитии этого творчества и о значении творческой работы для общего развития и созревания ребенка».

И поэтому тема моей работы стала «Развитие навыков самостоятельной учебно-исследовательской деятельности учащихся старших классов по математике».

Основная особенность исследования в образовательном процессе – то, что оно является учебным. Это означает, что учебно-исследовательская деятельность развивает личность, а не ведёт к получению объективно нового результата, как в «большой» науке.

Главная цель организации исследовательской деятельности на уроках математики - формирование творческой личности, жаждущей получать всё новые и новые знания, обладающей навыками самостоятельной работы. Участие в ней дает прекрасную возможность для самореализации личности школьника, его творческих способностей.

Такая деятельность предусматривает достижение следующих учебных и воспитательных задач:

  • развить интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности учащихся и выработать у них исследовательские навыки;

  • сформировать аналитическое и критическое мышление учащихся в процессе творческого поиска и выполнения учебных исследований;

  • выявить одарённых учащихся и обеспечить реализацию их творческого потенциала;

  • воспитать целеустремлённость и системность в учебной деятельности;

  • помочь в профессиональной ориентации и в самоутверждении учащихся благодаря достижению поставленной цели.

Несомненно, поставленные задачи направлены на разностороннее развитие и воспитание подрастающего поколения.

Приобщение учащихся старших классов к учебным исследованиям становится особенно актуальным на заключительном этапе формирования рефлексивных умений, которые становятся важнейшим психологическим механизмом теоретического мышления. На основе теоретического мышления формируется интеллект, обеспечивающий понимание окружающей действительности. Старшеклассники в процессе исследования должны не только приобрести необходимые знания и умения, но и выработать опыт эмоционально-ценностного отношения к процессу познания и опыт самостоятельной творческой деятельности.

Составной частью учебно-исследовательской деятельности является написание курсовой работы.

Курсовая работа – исследование, выполняемое учащимися в течение учебного года. Её основная цель – развитие креативного и коммуникативного потенциала личности, а также формирование навыков исследовательского и творческого мышления.

Ученики 10-го класса выбирают тему, выходящую за рамки обычной школьной программы. Над ней они работают под руководством учителя-консультанта. Очень часто результат выходит за рамки реферата и носит исследовательский характер.

Учащиеся выполняющие творческие курсовые работы учатся:

  • работать с научной и научно-популярной литературой;

  • доказательно излагать свою точку зрения;

  • сравнивать и сопоставлять факты;

  • выступать перед аудиторией, вести дискуссию;

  • выражать результаты исследований и коротко их описывать;

  • делать выводы и излагать их в форме докладов, рефератов, тезисов.

По моим наблюдениям учащиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью, более продуктивно работают, убедительно отстаивают свою точку зрения, могут понять и признать собственные ошибки, начинают творчески мыслить.

Основные этапы выполнения учебно-исследовательских курсовых работ по математике:

I этап – выбор темы исследования, постановка проблемы;

II этап – постановка целей и задач исследования;

III этап – сбор информации, работа с литературой (учебные пособия, книги, архивы, энциклопедии, Интернет и т.д.);

IV этап – выбор методов исследования; работа по выбранной теме; индивидуальные консультации;

V этап – формулирование выводов;

VI этап – оформление результатов исследования, творческий подход при создании презентации к курсовой работе;

VII этап – защита курсовой работы на школьной научно-практической конференции.

На каждом этапе у учащихся развиваются определённые умения и навыки:

  • при выборе темы развивается способность видеть противоречия и ориентироваться в современной научной информации, устанавливать предмет и объект исследования;

  • при постановке целей и задач формируется умение ставить перед собой цель и самостоятельно планировать деятельность по этапам;

  • на этапе сбора информации учащиеся учатся собирать, анализировать, систематизировать новую информацию;

  • при выборе методов исследования развивается объективность, логичность и абстрактность мышления;

  • при формулировании выводов и оформлении результатов исследования у учащихся формируется умение кратко и логично излагать мысли, умение оформить результаты достижений, умение творчески мыслить.

  • на завершающем этапе при защите курсовой работы у учащихся развиваются ораторские способности, ответственность, умение обосновывать собственную точку зрения и оценивать свою деятельность.

Несомненно, обязательным условием развития навыков самостоятельной учебно-исследовательской деятельности учащихся является устранение доминирующей роли педагога. Самое сложное для меня, как учителя, — быть консультантом. Трудно удержаться от подсказок. Но важно в ходе консультаций только отвечать на возникающие у школьников вопросы.

Моя роль, как педагога, различна на разных этапах организации учебно-исследовательской деятельности:

  • при выявлении детей, предрасположенных к исследовательской работе, моя роль чаще доминирующая;

  • при определении темы, целей, постановке задач я выступаю в роли консультанта;

  • при выполнении работы я снова являюсь консультантом, ученикам предоставляется максимальная самостоятельность;

  • при защите курсовых работ, учитель и учащиеся — равноправные партнеры.

Учителю надо помнить, что когда ученику позволяется самостоятельно что-то открыть или изобрести, то развивается его творческое мышление.

Среди различных форм представления результатов исследований следует особо выделить компьютерные презентации. Современная вычислительная техника позволяет сообщить зрителю максимальное количество информации в наглядной, доступной и занимательной форме.

Мои ученики для создания компьютерных презентаций используют программу Microsoft Power Point, все версии которой позволяют демонстрировать текст (устный и печатный), рисунки, таблицы, графики, видеофрагменты и т.п. с эффектами анимации в определенной последовательности и в различных сочетаниях. В программе также имеется возможность изготовления раздаточных материалов по каждой презентации.

Завершающим этапом в разработке курсовой работы является публичная защита результатов своей деятельности в виде доклада на школьной научно-практической конференции, которая проходит в апреле-мае. По окончании защиты работ проводится подведение итогов, где учащиеся награждаются дипломами и грамотами. Лучшие работы отправляются на городскую научно-практическую конференцию школьников.

О вполне осознанном выборе и значении исследовательской деятельности для собственного личностного развития свидетельствуют результаты анкетирования учащихся. На вопросы: что я ожидал и что получил от учебно-исследовательской деятельности, ребята ответили:

  • полученные знания и умения помогут мне сориентироваться в дальнейшей жизни и, несомненно, повлияют на выбор профессии (52%);

  • работа над исследованием помогла моей самореализации (34%);

  • в процессе исследовательской деятельности я приобрел много друзей, участвовал в городских научных конференциях (13%);

  • в процессе научного исследования я понял, как важно много знать, как много надо читать (43%).

И хотя учебно-исследовательской деятельностью я с учениками занимаюсь всего лишь пятый год, успехи в этой области уже есть.

Результаты организации учебно-исследовательской деятельности учащихся по математике – повышение уровня познавательной активности и качества знаний учащихся представлены на диаграмме:

Занимаясь исследовательской деятельностью, мои учащиеся достигли главной цели – самостоятельно мыслить, ставить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей науки.

Так, выпускница 2005 года, Мальцева Ольга, взяла за основу школьную курсовую работу «Многочлены с одной переменной», при защите курсовой работы по высшей математике «Теория многочленов» на 1 курсе СПб Государственного агрономического университета.

А, Максимова Ольга, выпускница 2006 года, выступала на научно-практической конференции студентов Петербургского государственного университета путей сообщения, со своей исследовательской работой «Линейная алгебра. Теория матриц. Применение в экономике», которую начала ещё как курсовую, учась в школе.

Кулешов Александр, выпускник 2006 года, продолжает заниматься исследовательской деятельностью. Он является членом Научного общества молодых исследователей Московского авиационного института – секция оптоинформатики и фотоники.

Ярощук Сергей, который в данный момент обучается в СПб Государственном университете аэрокосмического приборостроения, постоянно оказывает помощь в создании компьютерных презентаций и консультирует нынешних школьников при выполнении исследовательских работ. Так, например, Ярощук Сергей и ученица 10 класса Гетманская Анна представили свою учебно-исследовательскую работу, выполненную при помощи программы Macromedia Flash MX, по теме «Функции. Элементарные преобразования графиков функций» на городской научно-практической конференции школьников «Первые шаги в науку». Гетманская Анна была награждена дипломом первой степени.

Нынешние выпускницы Диденко Светлана и Капленко Светлана были награждены дипломами за неординарный подход в создании учебно-методического пособия по математике в виде электронного образовательного ресурса по теме «Цифровой дидактический материал к учебнику математики, 6 класс, авторов Г.В.Дорофеева и Л.Г. Петерсон». Используя материалы своей курсовой работы, они в рамках Недели математики в школе, провели внеклассное мероприятие среди учащихся 6-х классов «Самый умный».

Ресурсы этой работы нашли широкое применение на уроках математики при решении задач на смекалку, по ним проводились занятия для учащихся 5-6 классов в летнем оздоровительном лагере для одарённых детей.

Учащиеся Понтус Кирилл и Сербин Данил, систематизировав и сгруппировав по вариантам задачи «Открытого банка заданий по математике» http://mathege.ru/ , выполнили учебно-исследовательскую работу в виде электронного образовательного ресурса «Подготовка к ЕГЭ по математике» и были награждены дипломами за инновационную исследовательскую курсовую работу. Материалы апробированы на уроках повторения и подготовки к ЕГЭ.

Все работы моих учеников размещены на сайте http://yaroshchukmaria.ucoz.ru/ на странице «Творческие работы учеников».

Исследовательские работы в области математики очень интересны учащимся. Важно одно: такого рода занятия действительно служат расширению кругозора и развивают самостоятельность учеников.

У меня большие планы на будущее и не меньшее желание работать в этом направлении. Я намерена приобщить к учебно-исследовательской деятельности учащихся средних классов, потому что самым благоприятным периодом для формирования основ исследовательской деятельности является подростковый период. В это время, по словам Л. С. Выготского, «происходит подъем воображения и глубокое его преображение».

«Творчество не имеет границ. Человек тысячи лет изучает всевозможные области как собственной, так и природной деятельности, но сказать, что он знает всё, невозможно, ибо жизнь потеряет смысл и интерес...»


Список использованной литературы

  1. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. Москва. “Народное образование”, 2001.

  2. В.А. Далингер. «Учебно-исследовательская деятельность учащихся в процессе изучения математики» Электронный научный журнал «Вестник ОГПУ», Выпуск 2007.

  3. Е.В. Строчко,  Л.М. Морозова, П.С. Лернер. Психолого-педагогические особенности руководства исследовательской деятельностью учащихся. (МПГУ, Москва) 2005 г.

  4. Ю.Г. Юдина. «Система условий для организации творческой деятельности учащихся основной школы». Вестник № 11/ 2003.

  5. Интернет-портал «Исследовательская деятельность школьников».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ярощук Мария Анатолиевна

Дата: 28.09.2015

Номер свидетельства: 234307


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1240 руб.
2070 руб.
1440 руб.
2400 руб.
1440 руб.
2400 руб.
1360 руб.
2260 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства