kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Проблемные моменты на уроках математике в начальной школе".

Нажмите, чтобы узнать подробности

В своей статье я предлагаю проблемные ситуации, которые педагоги могут использовать на уроках математики при изучении нового материала.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Проблемные моменты на уроках математике в начальной школе".»

Проблемные моменты на уроках математике.

Тема: «Знакомство с новыми единицами измерения площади»

Расставьте в порядке возрастания: 30 см2 , 30 дм2, 30 м2, 30 км2, 30га, 30 а.

- Почему вы не можете справиться? В чем причина? (не знаем, что такое га, а).

6. Формулирование проблемной задачи.


Тема «Знакомство с порядком действия»

Учитель делает на доске запись 3+ 6 х 4 = 36  и 3 + 6 х 4 = 27.

Учитель: Вижу, вы удивлены (реакция удивления). Почему?

Ученики: Примеры одинаковые, а ответы разные!

Учитель: Значит, над каким вопросом подумаем?

Ученики: Почему же в одинаковых примерах получились разные ответы?


Тема «Запись трёхзначных чисел»

— Запишите числа: - 7 единиц; - 6 десятков и 3 единицы; - 7 сотен 1 десяток 8 единиц. (Запись последнего числа вызывает у учащихся затруднения) — Чему мы будем учиться на уроке?


Тема «Знакомство с новым действием – умножением»

– Предлагаю ряд заданий, решение которых сводится к вычислению сумм одинаковых слагаемых.

“В стакан входит 2 чашки воды, а в банку – 4 стакана. Сколько чашек воды входит в банку?

2+2+2+2=8 (ч) 

“На одну рубашку пришивают 9 пуговиц. Сколько пуговиц надо пришить на 890 рубашек?” (Приём – невыполнимое практическое задание).

– Ребята, а вы можете записать выражение к этой задаче?

– А почему, в чем затруднение?

– Получается слишком длинная запись.

– Значит, что нам надо сегодня открыть?
– Надо придумать новый короткий способ записи.


Тема: «Конкретный смысл умножения»

Детям предлагается решить задачу:

« В блокноте 9 страниц. Сколько страниц в 4-х таких блокнотах? Дети находят результат приемом сложения одинаковых слагаемых: 9+9+9+9=36. Далее детям предлагается ответить на вопрос: сколько страниц в 25 таких блокнотах? Ученики приходят к выводу, что задачу можно решить и записать решение при помощи сложения, но запись получается слишком длинная.

Учитель задает вопрос:

- Значит, что мы должны сегодня открыть? (Короткий способ записи)

Тема «Умножение»

Детям на этапе актуализации знаний предлагается решить задачу: «Одна ручка стоит 5 рублей. Сколько стоят две такие ручки? 5 ручек? 357 ручек?»

Отвечая на первые два вопроса, дети без труда записывают решение с помощью суммы одинаковых слагаемых. При ответе на третий вопрос дети сталкиваются с тем, что известные способы решения не подходят для решения данной задачи и необходимо найти новый способ. Далее дети знакомятся с умножением. На этапе рефлексии можно вернуться к третьей задаче и составить выражение для ее решения.


Тема «Умножение»

Учитель предлагает трём учащимся у доски записать пример и решить его: 345.673 *2.800. У ребят получаются разные ответы. Учащиеся выясняют, почему так получилось. Учитель называет свой ответ. Ребята вспоминают алгоритм и записывают его каждый шаг на доске, одновременно решая пример, и находят ошибку с помощью учителя, то есть особенность в записи примера такого характера.


Тема «Умножение двузначного числа на однозначное»

Учитель: На доске дан ряд чисел. Что это за числа? Выпишите в столбик однозначные числа и умножьте их на 7. (Обучающиеся легко справляются с заданием, способ выполнения которого уже известен.) Выпишите в другой столбик двузначные числа и тоже умножьте их на 7. (Обучающиеся испытывают затруднение.) Вы смогли выполнить мое задание? Почему же это задание не получилось? Чем оно отличается от предыдущего? (Побуждение к осознанию противоречия.) Какова же будет тема нашего урока? 
Ученики: Умножение двузначного числа на однозначное. 


Тема «Умножение двузначного числа на однозначное»

Я подвела к постановке проблемы через задания устного счёта. Включила выражения на знание таблицы умножения, с которыми ученики справились без затруднений: 4 * 6, 20 * 3, 9 * 8, 10 * 6 и т. д. Последним был о выражение 14 * 6, которое вызвало у детей затруднение. Возникла проблемная ситуация. Для вывода из неё начинаю побуждающий диалог, который направлен на осознание затруднения и формулирование проблемы:

Учитель: Почему затрудняетесь в нахождении результата?

Дети: Мы такие ещё не решали.

Учитель: В чём затруднение?

Дети: Не умеем умножать двузначное число на однозначное.

Учитель: Кто догадался, какая задача стоит сегодня перед вами?

Дети: Научиться умножать двузначное число на однозначное.


Тема «Примеры на вычитание двухзначных чисел, где в уменьшаемом отсутствуют единицы»

Учитель: Решите примеры. Вспомните алгоритм. Один ученик у доски, остальные выполняют задание в тетради. (Решают примеры, проговаривают алгоритм. Примеры:  67 - 43, 34 - 14,98- 74. Далее следует практическое задание на новый учебный материал.) Решите следующий пример, работайте на листочках. (Фронтально решают пример: 90 - 72.) Решили пример?

(Побуждение к осознанию противоречия.)

Ученики: Да, решили.

Учитель: Какие получились ответы? (Называют разные ответы.) Я вам предложила решить одинаковый пример? (Ответ: да.) А ответы получились

какие?

Ученики: Разные.

Учитель: Почему?

Ученики: Мы еще не решали такие примеры.

Учитель: Чем этот пример отличается от тех, которые мы только что решали?

Ученики: В уменьшаемом отсутствуют единицы.

Учитель: Значит, какие примеры будем учиться решать?

Ученики: Примеры на вычитание двухзначных чисел, где в уменьшаемом отсутствуют единицы.


Тема «Порядок действий»

Учитель: Сравните равенства:

8 – 3 + 4 = 9

8 – 3 + 4 = 1

- Чем похожи?

-Чем отличаются? ( Выражения одинаковые, а результаты разные)

-Почему разные результаты? Как получили?

- Как показать, что первым действием выполняли 3+4?

Учитель: Выполните вычисления по следующей программе:

  1. Из числа 8 вычесть 3.

  2. К полученной разности прибавить 4.

Итак, 8 – 3 + 4 = 9

Учитель: Выполни вычисления по следующей программе.

  1. К числу 3 прибавить число 4.

  2. Из числа 8 вычесть полученную сумму.

Итак, 8 – 3 + 4 = 1 (Предъявление двух противоречивых фактов)

Учитель: Ребята, сравните выражения (Побуждение к осознанию противоречия).


Тема «Порядок действий в выражении со скобками»

Детям предлагается выражение: 10-5+2. Ученики выполняют вычисления двумя способами:

I способ: из числа 10 вычитают 5, к полученной разности прибавляют 2.

II способ: к числу 5 прибавляют 2, из 10 вычитают полученную сумму.

Детям задаются следующие вопросы:

- Что замечаете? (Выражения одинаковые, а их значения разные).

- Почему получились разные значения?

- Какое действие выполняли первым? (Дети устанавливают, что разные значения получились из-за порядка действий)

- Какова тема и цель урока?


Тема «Переместительное свойство умножения»

– Ребята, чему равна площадь прямоугольника?

(Площадь прямоугольника равна произведению длин его сторон.)

– Найдите площадь прямоугольника со сторонами А и Б.

– Какими способами делали?

(Можно А умножить на Б, а можно Б умножить на А.)

– Зависит ли площадь прямоугольника от способа вычислений?

(Нет)

– Зависит ли значение произведения от порядка действий?

(Нет, не зависит)

– Какое же свойство умножения мы открыли?

(Переместительное свойство: от перестановки множителей сумма не меняется).


Тема «Письменные приемы умножения чисел с нулями»

Учитель: Попробуйте оформить запись «столбиком» умножения чисел 320 и 203. (Предложения детей)

- Постановка конкретных вопросов.

- Определение проблемных теоретических и практических заданий.


Тема: Проверка деления с остатком

Учитель: Вчера, проверяя ваши самостоятельные работы, я обнаружила такое решение примеров:

25:3 = 7 (ост.4) 58:9 = 7 (ост.5)

- Найдите ошибки. Какой совет вы хотели бы дать своему товарищу?

- Что надо сделать, чтобы не сомневаться в правильности решения?

Дети: - Надо выполнить проверку деления.

Изучение нового материала.

Введение алгоритма проверки

Учитель: - Кто уже догадался, как выполнить проверку первого примера?

25:3 = 7 (ост.4)

- Какой первый шаг? (Мнения детей).

-Да, сравниваем делитель с остатком. Что мы видим? (Остаток больше, чем делитель)

-Что нам нужно делать? ( Нужно найти наибольшее число до 25, которое делится на 3 без остатка. Это 24.)

- Какое число получилось в частном и в остатке? ( 25:3=8(ост.1))

- Остаток меньше делителя? (Да)

-Как будем проверять, правильно ли мы выполнили деление? (Частное умножим на делитель)

-Сколько получилось? (24)

-Почему не 25? (Ещё есть остаток 1, его прибавим к 24)

-Как это запишем? (8 х 3 + 1 = 25, 25 = 25)

- Как это запишем в виде схемы?

 ·  +  = 25

А вот что предлагает нам мудрый Знайка:

Чтоб ошибки при делении избежать,

Надо обязательно проверять.

Пусть частное будет с остатком – не беда.

Проверить вычисление можно всегда.


Тема урока «Решение выражений».

Учитель делает на доске запись 3+ 6 х 4 = 36 и 3 + 6 х 4 = 27.

Учитель: Вы удивлены? (реакция удивления).

Ученики: Почему?

Учитель: Примеры одинаковые, а ответы разные!

Учитель: Значит, над каким вопросом подумаем?

Ученики: Почему же в одинаковых примерах получились разные ответы?


Тема «Решение задач»

Целесообразно использовать задачи с недостающими или избыточными данными. Использование подобных задач направлено не только на обучение поиску связи в задаче, но и на формирование навыков контроля и самоконтроля младших школьников.

Пример 1. На тарелке лежит 3 яблока и несколько груш. Сколько фруктов лежит на тарелке?

Пример 2. На тарелке лежит 3 яблока, 2 груши, 1 морковь и 4 помидора. Сколько фруктов лежит на тарелке?


Тема «Сложение двузначного числа и однозначного»

Учитель: На доске дан ряд чисел. Что это за числа? Выпишите в столбик однозначные числа и прибавьте 6. (Обучающиеся легко справляются с заданием.) Выпишите в другой столбик двузначные числа и тоже прибавьте 6. (Обучающиеся испытывают затруднение.) Вы смогли выполнить мое задание? Почему же это задание не получилось? Чем оно отличается от предыдущего? (Побуждение к осознанию противоречия.) Какова же будет тема нашего урока?
Ученики: Сложение двузначного числа и однозначного.


Тема «Скорость, время, расстояние»

У.: На соревнованиях «Веселые старты» между учениками нашего

класса возник спор. Катя пробежала 60 м за 15 секунд, а Оля пробежала

100 м за 20 секунд. Судьи посчитали, что Оля бежала медленнее. Как

вы думаете, правы ли они?

3. Побуждение обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы их

ситуации.


Тема «Сложение двузначного числа с однозначным».

Учитель:На доске дан ряд чисел. Что это за числа? Выпишите в столбик однозначные числа и прибавьте 4 (обучающиеся легко справляются с заданием).

Учитель: Выпишите в другой столбик двузначные числа и тоже прибавьте 4 (обучающиеся испытывают затруднение).

Учитель: Вы смогли выполнить задание?

Учитель: Почему же это задание не получилось?

  Учитель:Чем оно отличается от предыдущего? (Побуждение к осознанию противоречия)

Учитель: Какова же будет тема нашего урока? (Сложение двузначного числа и однозначного).


Тема «Сравнение углов»

Учитель: Сравните углы. (На доске изображение прямого, острого и тупого углов. Обучающиеся легко выполняют задание.) А каким способом вы сейчас сравнивали углы? (Ответ: на глаз. Далее -шаг 1. На доске два примерно равных угла - практическое задание, сходное с предыдущим.) Теперь сравните такие углы.
Они одинаковые. (Выполняют задание, применив известный способ.)
Учитель: Каким способом сравнивали? (Ответ: на глаз.) Можете ли вы утверждать, что это точный способ? (Ответ: нет.) Тогда можно ли утверждать, что эти углы равны? (Ответ: нет. Далее -шаг 2. Обучающиеся осознают, что задание не выполнено, возникает реакция затруднения.) Итак, что вы хотели сделать?
Ученики: Сравнить углы.
Учитель: Какой способ применили? (Ответ: визуальный.) Получилось выполнить задание? Ученики: Выполнили, но не можем утверждать, что этот способ точный. (Побуждение к осознанию противоречия.)
Учитель: Какой будет тема урока? (Побуждение к формулированию проблемы.)
Ученики: Сравнение углов.


Тема «Смысл действия умножения»

Равенство 3*5 =15

Миша: 3+3+3+3+3

Маша 5+5+5

-Кто прав?


Тема «Числовой отрезок»

Учитель: В одном большом – пребольшом городе жил – был маленький Паровозик. Дома его все любили, и Паровозику жилось хорошо. Только одна была у него беда – он не умел считать, не умел складывать и вычитать числа. И вот тогда старый Умный Паровоз посоветовал ему отправиться в путешествие и пронумеровать станции, которые Паровоз будет проезжать. «Ты построишь, сказал Умный Паровозик, - волшебный отрезок, который я назову «числовым отрезком» (тема урока). Он станет твоим верным другом и помощником и научит решать даже самые трудные примеры.»


Тема: “Число3. Цифра 3”

Учитель: В далекие времена люди с большим трудом научились считать: сначала всего до двух. За двойкой начиналось что-то неизвестное, загадочное. Когда считали “ один, два, много”, то после двух было “всё”. Поэтому число 3, которое при счете должно идти за числом 2, означало “ВСЕ”. Долгое время число 3 было для многих народов пределом счета, совершенством, счастливым числом. Число 3 стало излюбленным числом и в мифах, и в сказках. Сегодня мы тоже познакомимся с числом 3.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Проблемные моменты на уроках математике в начальной школе".

Автор: Агибалова Валентина Васильевна

Дата: 11.12.2016

Номер свидетельства: 368170

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) ""Использование современных технологий на уроках в начальной школе""
    ["seo_title"] => string(66) "ispolzovaniiesovriemiennykhtiekhnologhiinaurokakhvnachalnoishkolie"
    ["file_id"] => string(6) "259582"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1448795400"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(250) "«Повышение эффективности уроков через применение и использование современных образовательных технологий на уроках в начальной школе»"
    ["seo_title"] => string(80) "povyshenie_effektivnosti_urokov_cherez_primenenie_i_ispolzovanie_sovremennykh_ob"
    ["file_id"] => string(6) "612087"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1661322831"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Использование групповых форм обучения на уроках в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(75) "ispol-zovaniie-ghruppovykh-form-obuchieniia-na-urokakh-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "193707"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1427687721"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(233) "«Повышение эффективности уроков через применение и использование современных образовательных технологий в начальной школе» "
    ["seo_title"] => string(142) "povyshieniie-effiektivnosti-urokov-chieriez-primienieniie-i-ispol-zovaniie-sovriemiennykh-obrazovatiel-nykh-tiekhnologhii-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "169749"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423466696"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "«Работа с одаренными детьми в начальной школе» "
    ["seo_title"] => string(49) "rabota-s-odariennymi-diet-mi-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "208381"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1430804798"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1350 руб.
2070 руб.
1360 руб.
2090 руб.
1530 руб.
2350 руб.
1630 руб.
2500 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства