kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проблемы и пути формирования математической грамотности учащихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одной из важных задач современной школы является развитие функционально грамотных людей.

При изучении любого учебного предмета есть потенциал для формирования и развития функциональной грамотности. Каждый предмет дает свои возможности: формирование коммуникативных навыков, читательской и естественнонаучно компетенции или финансовой грамотности. 

Математическая грамотность – способность индивидуума проводить математические рассуждения, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проблемы и пути формирования математической грамотности учащихся»



Проблемы и пути формирования математической грамотности учащихся

Одной из важных задач современной школы является развитие функционально грамотных людей.

При изучении любого учебного предмета есть потенциал для формирования и развития функциональной грамотности. Каждый предмет дает свои возможности: формирование коммуникативных навыков, читательской и естественнонаучно компетенции или финансовой грамотности. 

На формировании математической грамотности, как одной из составляющих функциональной грамотности я сегодня хотела бы остановиться.

Математическая грамотность – способность индивидуума проводить математические рассуждения, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира.

В чем же, по моему мнению, заключается проблемное поле при формировании функциональной грамотности на уроках математики?


Во-первых, обучающиеся испытывают затруднения, связанные с продуктивным чтением. Они не могут выделить существенную информацию, вопрос и данные, важные для решения задачи. Учащиеся прекрасно справляются с базовыми задачами в несколько действий со стандартными

формулировками, неплохо справляются с заданиями, где нужно вычленить информацию из таблицы, короткого текста и ответить на вопрос, но если информация представлена в косвенном виде или вопрос не слишком стандартный, дети теряются и лишь около 30% обучающихся справляются с такими заданиями. Непривычность и необычность формулировок пугает учащихся.


Вторая и основная проблема при формировании математической функциональной грамотности: как сформулировать задачу, чтобы найти тот математический аппарат, с помощью которого уже можно решить привычную математическую задачу? Это и есть основная проблема для школьника. Кроме того, важна интерпретация результата, полученного математическими вычислениями, обратный перевод с математического языка на язык решаемой проблемной задачи.


Понимая проблему, большинство педагогов пытаются решить ее, включая в свой урок практико-ориентированные или, так называемые, контекстные задачи.





Решение контекстных задач на уроках математики должно иметь конкретные цели:

  • Научить решать задачи, с которыми каждый учащийся может столкнуться в повседневной жизни.

  • Доказать, что математика нужна всем, чем бы человек не занимался, какой бы профессией не овладевал, где бы не учился.

  • Подготовиться к сдаче ВПР и к Единому Государственному Экзамену, в который входят практико-ориентированные задачи.

Для понимания смысла контекстной задачи, разрешите предложить вашему вниманию две задачи.


  1. Из пункта А в пункт В можно добраться за 10,5 ч. Сначала нужно проехать 3 ч на автобусе со скоростью 45,8 км/ч, затем 4 ч на электричке со скоростью на 35,7 км/ч больше, а оставшееся время пешком со скоростью 2,4 км/ч. Каково расстояние от пункта А до пункта В?


  1. Семья из трех человек планирует летний отдых. Для того, чтобы оценить куда поехать выгоднее, родители составили таблицу:



Билеты (руб.)

Дорога на машине (тенге.)

Проживание в пансионате (тенге.)


самолет

поезд

Алматы

35000

27000

25 000

65000

Ялта

39000

-

30 000

67000

Сухуми

35000

28000

30 000

60000


Определите по таблице наиболее приемлемый вариант отдыха?


Если я предложу вам решить любую из этих задач, то какую Вы выберите? Но, какая из двух задач Вас заинтересовала больше? Думаю, не ошибусь, если скажу, что вторая. А почему? Чем эта задача отличается от других? В ней реальная жизненная ситуация, решается определенная проблема выбора.


Подобные задачи, в которых описана реальная жизненная ситуация, и называют контекстными.


Контекстной называют задачу, которая отвечает ряду требований.

  • Контекстная задача должна опираться на реально имеющийся у учащихся жизненный опыт, представления, знания, взгляды, мнения и т.д.

  • Контекстная задача нестандартна, оригинальна.

  • В содержании контекстной задачи должны отражаться математические и нематематические проблемы и их взаимная связь.

  • Задача должна соответствовать программе курса.

  • Контекст задачи может быть представлен в различных формах. Это могут быть таблицы, графики, текст, диаграммы.

  • Существует математическая модель описанной в задаче ситуации, которая соответствует уровню подготовленности школьника.

  • Сюжет задачи должен развиваться в соответствии с последовательностью поставленных в ней вопросов.


Включаясь в процесс решения задачи, обучающиеся неизбежно выйдут на проблему, которая вырастая из контекста учебной деятельности, становится личностно-значимой.


Конечно, все задачи практического содержания невозможно рассмотреть в рамках урока, и в программах нет отдельной темы по решению контекстных задач.

Типы задач, которые можно рассматривать на уроках математики, описывающие реальные проблемы:

  • повседневные дела – покупки, здоровье, приготовление еды, обмен валют, оплата счетов, туристические маршруты;

  • трудовая деятельность – подсчеты заказа материалов, измерения;

  • общественная жизнь – демография, экология, прогнозы, изучение динамики социальных процессов.

  • наука – работа с формулами из различных областей знаний.


Обучающиеся с интересом относятся к таким задачам, но иногда их пугают длинные, а иногда сложные вычисления.


Контекстные задачи, как правило, я беру из открытых источников: материалов международных исследований, демоверсий мониторингов функциональной грамотности, из базы задач ОГЭ (1-5 задания). К сожалению, материалов не хватает, в учебнике таких задач нет. Есть острая необходимость в издании соответствующих пособий для учителей, сборников задач для обучающихся разных возрастов.


Примеры некоторых контекстных задач, которые можно использовать на уроках математики.

Учитель зачитывает задачи со слайда

Задача № 1.













Задача № 2.













Задача № 3.

Для облицовки пола, имеющего размеры 3,7 м × 4,7 м требуется приобрести ламинат. Размер каждой плитки 1215 × 195 мм.


  1. Сколько плиток потребуется для покрытия пола? В упаковке 10 штук. Сколько упаковок требуется приобрести?


2) Рассчитайте затраты на покупку, если цена за 1 квадратный метр – 302,56 рублей.

В связи с появлением понятия «функциональная грамотность» Федеральный институт педагогических измерений с 2020 года ввел ряд изменений в КИМАх ОГЭ по математике. Структура ОГЭ по математике претерпела некоторые изменения. Во-первых, отсутствуют разделения на блоки алгебра и геометрия. Некоторые задания формулируются по-новому. Появился новый блок – контекстные задачи, объединенные одной тематикой. Это задачи с 1 по 5, которые вызывают особый интерес в данный период времени.

К большому сожалению, в учебниках по математике контекстные задачи встречаются, но крайне редко. В основном, все прототипы контекстных задач, которые встречаются на ОГЭ и ЕГЭ есть в открытом банке ФИПИ. Прототипы контекстных задач, которые встречаются в открытом банке ФИПИ – 2021 представлены на слайде.

Целью учителя при подготовке школьников к решению таких задач большого текстового объема прежде всего нужно научить просто ее прочитать, возможно не один раз, для того, чтобы выделить существенные условия и опустить несущественные. Для этого, можно главное подчеркнуть или сделать краткие записи, схематические чертежи, а затем применять известные математические формулы, теоремы и законы. И, самое главное, что здесь дело не в математических сложностях, а в том, чтобы научить ребенка не теряться на экзамене.

Поэтому, уже начиная с 5 класса, можно на уроках вместе с вычислительными упражнениями решать и контекстные задачи. При решении многих задач не нужны специальные математические знания, а лишь внимание и здравый смысл.

Приведу примеры. Вот задача «Печь для бани».

















Данная задача взята с сайта ФИПИ. Задача насыщена данными, сам контекст, кроме текста содержит таблицу, в которой ребенок может просто потеряться.













Но, самое интересное, что первое задание, которое предлагается ученикам 9 классов, это установить соответствие между массами и номерами печей и записать это без запятых, пробелов и дополнительных символов. Данная задача по силам пятиклассникам. Единственное, что нужно, это научить выделять самое главное из текста.











Я привожу примеры задач, которые могут решать ученик 5 классов.

Следующее задание «Участок».















Э то задание, которое появилось одним из первых на сайте.













В этой задаче необходимо разобраться в схемах, выяснить какому объекту на плане соответствует определенная цифра.

Далее необходимо прочитать условие задачи и ответить на вопросы.













Д остаточно посчитать количество плиток на этих дорожках. Это по силам любому ребенку. Увидеть, что их 27, а затем 27 разделить на 8 и с избытком округлить. То есть, тема «Округление с избытком и с недостатком» встречается уже в 5 классе. И ответ получаем 4.











Далее предлагается найти периметр фундамента жилого дома. Для этого на плане ищем жилой дом, после чего нужно найти его периметр. Я отдельно вынесла этот рисунок. Для нахождения периметра можно посчитать по клеточкам длины сторон, сложить их, а затем не забыть данную величину умножить на 2, так как ширина одной клетки 2м.

Второй способ. Можно увидеть, что периметр данного участка – это периметр прямоугольника со сторонами 4 и 5 клеток. Можно найти периметр сначала в клетках, а затем перевести его в метры.

В ВПР по математике для класса есть много заданий на нахождение периметра и площади фигуры, которые даже сложнее предложенного задания.

В от задание одного из вариантов ВПР по математике в 5 классе.














Здесь сложность состоит в том, что нужно доказать, что периметр этой фигуры равен периметру прямоугольника со сторонами 45 и 50 м.


Таким образом, и на уроках математике, и вне урока, можно организовать работу с обучающимися по формированию их функциональной грамотности.

Для решения проблемы, математически грамотный учащийся сначала должен увидеть математическую природу проблемы, представленной в контексте реального мира, и сформулировать ее на языке математики.

Это преобразование требует математических рассуждений и, возможно, является центральным компонентом того, что значит быть математически грамотным. Это один из навыков XXI века.

И, в заключение своего выступления хочется сказать, что модель формирования и развития функциональной грамотности можно представить в виде плодового дерева. Как любому дереву необходим уход, полив, тепло, свет, так и личности учащегося необходимы компетенции. Поливая это дерево спланированной, чётко продуманной, слаженной работой, используя современные педагогические технологии, дерево незамедлительно



даст плоды – замечательные, достойные восхищения, яблочки, то есть образованных, успешных, сильных, способных к саморазвитию, людей.


 

 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Проблемы и пути формирования математической грамотности учащихся

Автор: Киселева Наталия Алексеевна

Дата: 20.02.2022

Номер свидетельства: 600802

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Роль компетентностно-ориентированных задач в формировании математической грамотности учащихся"
    ["seo_title"] => string(80) "rol_kompietientnostno_oriientirovannykh_zadach_v_formirovanii_matiematichieskoi_"
    ["file_id"] => string(6) "420280"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1496495945"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Тема:"Формирование функциональной грамотности  у учащихся начальной школы". "
    ["seo_title"] => string(83) "tiema-formirovaniie-funktsional-noi-ghramotnosti-u-uchashchikhsia-nachal-noi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "211917"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1431702217"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(214) "Эффективность использования  развитие функциональной грамотности на пути повышения качества обучения обучающихся "
    ["seo_title"] => string(130) "effiektivnost-ispol-zovaniia-razvitiie-funktsional-noi-ghramotnosti-na-puti-povyshieniia-kachiestva-obuchieniia-obuchaiushchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "129096"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415635136"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Проблема формирования устной и письменной речи при решении текстовых задач "
    ["seo_title"] => string(85) "probliema-formirovaniia-ustnoi-i-pis-miennoi-riechi-pri-rieshienii-tiekstovykh-zadach"
    ["file_id"] => string(6) "221502"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1435336902"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(210) "ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА «Развитие логического мышления учащихся в процессе решения занимательных и развивающих задач»"
    ["seo_title"] => string(128) "tvorchieskaiarabotarazvitiieloghichieskoghomyshlieniiauchashchikhsiavprotsiessierieshieniiazanimatielnykhirazvivaiushchikhzadach"
    ["file_id"] => string(6) "272362"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1451969583"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1120 руб.
1870 руб.
1360 руб.
2260 руб.
1600 руб.
2660 руб.
1440 руб.
2400 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства