kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Применение элементов технологии УДЕ при изучении рациональных чисел в 6 классе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Новое направление в теории и практике математического образования, предлагаемое академиком П. М.Эрдниевым, комплексно использует открытия всех наук о мышлении для решения насущных задач обучения и воспитания.

Укрупненная дидактическая единица (УДЕ) обладает качествами системности и целостности, устойчивостью к сохранению во времени и быстрым проявлением в памяти. Это понятие вобрало воедино следующие конкретные методы обучения:

  1. Совместное и одновременное изучение взаимосвязанных действий и операций, функций, теорем ( в частности, взаимообратных);
  2. Обеспечение единства процессов решения и составления задач( уравнений, неравенств и т.д.);
  3. Рассмотрение во взаимопереходах определенных и неопределенных знаний ( в частности деформированных упражнений);
  4. Обращение структуры упражнения, что создает условия для метода противопоставления исходного и преобразованного заданий;
  5. Выявление сложной природы математического знания;
  6. Реализация принципа дополнительности в системе упражнений ( понимание достигается в результате межкодовых переходов между образным и логическим компонентами мышления).

При укрупнении дидактических единиц рационально используются «скрытые» (подсознательные) резервы мышления, существенно повышается результативность обучения в целом.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Применение элементов технологии УДЕ при изучении рациональных чисел в 6 классе. »

Применение элементов технологии УДЕ при изучении рациональных чисел в 6 классе.

Новое направление в теории и практике математического образования, предлагаемое академиком П. М.Эрдниевым, комплексно использует открытия всех наук о мышлении для решения насущных задач обучения и воспитания.

Укрупненная дидактическая единица (УДЕ) обладает качествами системности и целостности, устойчивостью к сохранению во времени и быстрым проявлением в памяти. Это понятие вобрало воедино следующие конкретные методы обучения:

  1. Совместное и одновременное изучение взаимосвязанных действий и операций, функций, теорем ( в частности, взаимообратных);

  2. Обеспечение единства процессов решения и составления задач( уравнений, неравенств и т.д.);

  3. Рассмотрение во взаимопереходах определенных и неопределенных знаний ( в частности деформированных упражнений);

  4. Обращение структуры упражнения, что создает условия для метода противопоставления исходного и преобразованного заданий;

  5. Выявление сложной природы математического знания;

  6. Реализация принципа дополнительности в системе упражнений ( понимание достигается в результате межкодовых переходов между образным и логическим компонентами мышления).

При укрупнении дидактических единиц рационально используются «скрытые» (подсознательные) резервы мышления, существенно повышается результативность обучения в целом.

Эффективность и доступность методики УДЕ доказана практически и объяснима научно:

- она основана на систематическом противопоставлении парных суждений ( И.П. Павлов) и структурировании в мышлении циклических связей ( П.К. Анохин);

- в структуре УДЕ обеспечивается теснейшая связь левополушарного и правополушарного мышления, являющегося крупнейшим открытием нейрофизиологии.

Усвоение материала осуществляется в процессе выполнения упражнений, а потом и развитие методики идет по пути внедрения новых форм и видов математических упражнений, вызывающих у школьников большую мыслительную активность. Опыт обучения на основе УДЕ показал, что основной формой упражнения должно стать составное задание, образующиеся из нескольких логически разнородных, но психологически состыкованных в некоторую целостность частей. Например:

а). решение обычной задачи;

б). составление обычной задачи и ее решение;

в). составление задачи по некоторым элементам общим с исходной задачей (аналогичной);

д). решение или составление задачи, обобщенной по тем или иным параметрам исходной задачи.

Главное в работе над укрупненными упражнениями в том, чтобы все составные части по возможности были выполнены в указанной последовательности на одном занятии( при нехватке времени выполнялись хотя бы устно и обсуждались кратко, в крайнем случае завершались бы в домашней работе).

Использование элементов УДЕ на уроках математики экономит 20% учебного времени, что позволяет:

- уделить больше внимания решению задач;

- ознакомить учащихся с основными базовыми понятиями геометрии, с типами и особенностями оформления геометрических задач;

- подготовить базу для изучения полного школьного курса геометрии 7-11 кл.;

- изложение материала крупными блоками способствует усвоению главных понятий, увеличению объема знаний при значительном сокращении нагрузки на ученика.

Изучение отрицательных чисел остается одним из самых сложных вопросов программы 6-7 классов. Тому есть несколько причин. Во- первых, традиционно отрицательные числа изучаются после обыкновенных и десятичных дробей ( учебник Н. Я. Виленкина). При таком порядке изучения, усвоения правил нахождения знака результата, осложняется наличием различных алгоритмов выполнения действий с модулями. Во-вторых, в отличие от натуральных чисел и дробей, изучение отрицательных чисел не опирается на предшествующий опыт предметной деятельности, подводящий учащихся к пониманию правил действия с этими числами.

Использование элементов технологии УДЕ позволяет лучше усваивать учащимися действия с отрицательными числами. На разных этапах изучения этой темы можно использовать всевозможные задания, так называемые многокомпанентные и дифференцированные.

  1. Рациональные числа ( введение понятия рационального числа, положительного и отрицательного числа).

Числа, которым соответствуют точки, лежащие на координатной прямой начала координат, называют.

Сказанное о рациональных числах как о значениях величин, которые могут изменяться в двух противоположных смыслах, удобно представить в виде таблицы:

Отрицательным числом выражается

Числом нуль выражается

Положительным числом выражается

Координата точки, лежащей на оси координат левее точки О( начала координат)

Координата точки О- начала координат.

Координата точки, лежащей на оси координат правее точки О( начала координат

Расход ( денег, воды, топлива и т. д.)


Приход ( денег, воды, топлива и т. д.)

Убыток ( в руб)


Прибыль ( в руб).

Температура ниже нуля градусов( точки замерзания воды или точки таяния льда)

Температура таяния льда ( замерзания воды)

Температура выше нуля градусов( точки замерзания воды или точки таяния льда


Глубина ниже уровня океана ( в м. или км).

Уровень океана

Высота выше уровня океана ( в м.или км).

Время до нашей эры ( в годах, веках)

Начало христианского летосчисления ( начало нашей эры).

Время нашей эры ( в годах, веках)



Предлагаются следующие задачи:

а). Изобразить на координатной прямой результат следующих перемещений: сначала из т. О тело переместилось на 5 ед. вправо, а потом еще на 2 ед. влево. Тело оказалось в т. С. Назвать координату т.С.

б).Решить предыдущую задачу, поменять всюду слово « вправо» на слово «влево». Назвать координату точки Д, в которой оказалось тело при перемещении влево.

в). Записать в таблицу пропущенные высказывания:

С помощью рациональных чисел ( со знаком «+» или «-«

Без использования знака числа

  1. -250

  2. Температура утром была -6°С

  3. Уровень Каспийского моря – 28 м от уровня океана


  1. Уровень воды в реке во время паводка составляет 120 см от ординара (нормального уровня)

  2. Уровень воды в реке см…

  1. Убыток в хозяйстве составил 250 р.

  2. ° мороза

  3. Термометр показывал 15°С мороза.

  4. Температура тела человека 37°С.

  5. На м ниже…


  1. Данная точка местности находится на высоте 250м над уровнем океана.

  2. … выше ординара на…



  1. Уровень воды в реке упал ниже ординара на 80 см.



II. Сравнение рациональных чисел.

Из двух рациональных чисел то, которое расположено на координатной оси .

Предлагаются задания:

1)по рисунку установить взаимное положение точек и сравнить их координаты. (Записать словами и с помощью знаков).

Образец.

Точка А левее точки С; -4

а) В левее , значит

б) К правее ,

в) т. О правее т. В,

г) С левее К,

д) правее , .

2) а) Написать вместо клеток числа в следующих сравнениях, нарисовать соответствующие точки на оси координат.

0;

б) Проверить ряд неравенств : -300

в) Расположить в порядке возрастания следующие рациональные числа: -0,03; 10; -10; 4; 1,0001; -3; 0; -40000.

г) Расположите в порядке убывания следующие числа: -1,001; 2,3; 4000; -3000; -2,3; 6,2; -0,0002; 0,0001.

3) а) Подобрать два отрицательных числа, такие, чтобы выполнялись два соотношения:

| |

б) Подобрать два положительных числа, таких, чтобы выполнялись два соотношения:

| | | |.

III. Сложение и вычитание рациональных чисел.

Чтобы найти сумму двух рациональных чисел одинакового знака, надо сложить их модули и перед суммой модулей записать общий знак данных чисел.

(+5) + (+2) = +7

(-5) + (-2) = -7

(±5)+(±2) = ±7.



  1. Выполнить действия над рациональными числами:

а) 6 + 3 = б) 4 + = 7

-6 + (-3) = -4 + = -7

















Чтобы найти сумму двух рациональных чисел разных знаков, надо их большего модуля вычесть меньший и перед разностью модулей написать знак того числа, модуль которого больше.

  1. Выполнить сложение:

а) 7 + 3 = б) 4 + (-6) = в) 8 + (-5) =

7 + (-3) = 4 + 6 = - 8 + 5 =

- 7 + 3 = -4 + (-6) = 2 + (-6) =

- 7 + (-3) = - 4 + 6 = - 2 + 6 =

3) Записать пропущенные числа в равенствах:

+ 5 = 9 + 5 = 6

+ (-5) = -9 + 7 = 6

+ 3 = - 8 + (-3) = 0

+ (-3) = -8 (-6,5) + = 0.

Чтобы вычесть рациональное число, достаточно прибавить противоположное число

а –b = a + (-b)

3)Выполнить вычитание и проверить ответ сложением:

а) 5 – (-3) = б) – 3 – (-10) =

5 – 4 = - 3 – (-12) =

- 7 – (-2) = 2 – (-1) =

- 8 – 6 = 2 – (-9) =



Выполнить сложение и проверить ответ вычитанием:

а) - 6 + (-3) = б) –10 + 20 =

- 6 + 4 = - 9 + 19 =

- 4 + 10 = 7 + (-12) =

- 4 + (-8) = - 7 + 13 =

4)Решить уравнение и проверить найденный корень:

1)х + (-6) = 10; 2) у – 7 = - 20;

-8,5 + а = 12,5; 15,8 – b = -4,2;

3) х + 9 = -13; 4) у – (-3) = -10;

-10,2 + а = 3,1; 25,7 – b = -13,6.

5) Сравнить два числа и поставить между ними вместо знак сравнения:

а) – 6 – (-6) в) 7 -7

б) – 6 – 6 г) 7 – (-7)

III. Умножение и деление рациональных чисел.

Произведение двух чисел знаков есть число .

(+ ) · (+ ) = (+ );

(- ) · (- ) = (+ );

(+ ) · (- ) = (- );

(- ) · (+ ) = (- ).

  1. Вычислить:

а) – 6 · ( - 21) · 1 · (- 3);

б) 1 · ( - 8) · (- 5) · 2 · (- 3) · 2 · (- 1).

  1. Подобрать несколько сомножителей для данного произведения:

а) · = - 12; в) · · (- 6) = - 30;

б) · · (- 6) = 24; г) · (- 10) · 2 = 40.

Чтобы разделить одно число на другое, надо модуль делимого разделить на модуль делителя и перед этим частным поставить знак , если делимое и делитель имеют знаки.

  1. Записать пропущенные числа:

а) 25: (-2) = -12,5; б) : (-1) = 7;

-40 : 8 = ; 12 : = -6;

40 : (-8) = ; · 2 = -24;

25 : (-8) = ; - 4 · = 20.

в) Выполнить действие и проверить обратным действием:

(-20) : (-0,5);

42: (-7); : .

г) Решить уравнение и проверить корень:

х : (-3,5) = -3; х · (-0,14) = -2,2;

-6 · х = 16; -100 : х = -0,5.

  1. Решить четверку примеров, составленных из данных чисел на действия первой ступени; проверить ответы вычислением:

Образец:

2; 5; 7.

2 + 5 = 7; 7 – 5 = 2;

5 + 2 = 7; 7 – 2 = 5.

-12; -8; -20.

- 12 + (-8) = - 20;

- 20 – (-8) = ;

+ = - 20;

- = .

  1. Решить четверки примеров, составленных из данных чисел на действия второй ступени:

а) 2; -5; -10.

- 2· (-5) = - 5 · 2 =

-10: (-5) = : =



б) -12; -8; 96.

-12· (-8) = ; -8 · (-12) = ;

96: (-8) = ; : = .








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Применение элементов технологии УДЕ при изучении рациональных чисел в 6 классе.

Автор: Лысенко Ольга Анатольевна

Дата: 19.06.2014

Номер свидетельства: 107122


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1630 руб.
2500 руб.
1720 руб.
2640 руб.
1630 руб.
2500 руб.
1730 руб.
2660 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства