kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Преемственность на уроках математики между начальными классами и средним звеном в школе II вида.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема снижения успешности в обучении школьника, возникновение сложностей организационного характера, при переходе из начальной школы в среднее звено является одной из важных проблем не только в любой средней образовательной школе, но в особенности в школе коррекционной. Предпосылки для нее возникают из психофизических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья по слуху. Ведь частичная потеря слуха или полная глухота сказывается не только на взаимоотношении с людьми, но и на восприятии окружающего мира в целом.  И одним из направлений решения данной проблемы является осуществление процесса преемственности.

   Много внимания уделяется проблеме поступления детей, с ограниченными возможностями здоровья, в начальную школу, их успешности в  этой новой для них среде обучения, но для дальнейшего хорошего результата всего процесса обучения  важно и дальше правильно осуществлять преемственность в вертикали образования.

 Однако, не смотря на все проблемы и сложности, возникающие на разных этапах обучения, мы можем наблюдать при переходе от начальной школы к среднему звену некий новый  этап социализации школьника в обществе, ведь ребенку приходиться выйти за рамки привычного круга общения одноклассники – учитель-семья.

Когда мы говорим о переходе из младшей школы в среднее звено, мы говорим о принципиально новой среде обучения, а значит и о существовании адаптационного периода. Здесь возникает масса специфических моментов присущих именно коррекционной школе второго вида.

Во первых, в зависимости от выбранного плана обучения (заключения ПМПК), в начальной школе дети находятся от 5-ти до 6-ти лет. Как следствие у них формируется привыкание  к урокам в той форме, в которой работает их учитель. Ведь понятно, что с детьми работают учителя, имеющие свои профессиональные предпочтения, различающиеся по типологическим особенностям индивидуальной профессиональной ментальности, различные стили профессионального поведения и это не может не отразиться на вырабатывании определенной поведенческой реакции ребенка на уроке.

Это является одной из причин того, что при переходе в среднее звено ученик испытывает  большую психологическую нагрузку. Зачастую ребенок, проявивший себя отлично или хорошо в начальной школе, перейдя в пятый класс, показывает резкое снижение успеваемости. Кроме того, в среднем звене количество часов на изучение тем и разделов по предметам резко сокращается. Таким образом, увеличивается объем изучаемого материала и уменьшается время на  его отработку, а самостоятельной работы становиться гораздо больше. При этом вместо одного привычного учителя ребенку приходится иметь дело с разными педагогами-предметниками. У каждого из новых педагогов свои требования к выполнению заданий, критерии оценивания ответов ученика. Ребенку необходимо приспособиться к речевым особенностям новых учителей, а также ему приходится запоминать большое количество новых слов, терминов, уметь объяснить их значение, правильно применить их в своих ответах.

 Если ученик не увеличивает свой словарный запас, если у него отсутствует стремления глубокого вникать в смысл  предметной терминологии, то он никогда не сможет в полной мере понять  условия заданий получаемых  на уроках, а как следствие этого применить свою компетентность в решении поставленной перед ним задачи. Какие же существуют способы решения данной проблемы и как их реализовать в условиях коррекционной школы 2го вида?

Как замечает Т.С. Зыкова в своей книге «Социально – бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждений I–го и II-го вида».

 «Коррекционная направленность обучения предусматривает своеобразие организации учебно-воспитательного процесса (включающего в себя и процесс преемственности): реализацию специфических принципов обучения, особым образом подобранное содержание работы, специальные методы, формы, средства обучения с учетом первичного нарушения и вторичных отклонений». Значит, добиться успеха мы можем через правильно организованный процесс обучения.

 Приведу несколько основных принципов, предложенных  Зыковой.

  1. Использование коллективных форм деятельности.
  2. Реализация внутрипредметных и межпредметных связей, доведенных до уровня интеграции содержания обучения;
  3. Дифференцированный подход к уровню требований, предъявляемых к разным категориям детей с нарушениями слуха с учетом сложной структуры дефекта;
  4. Усиление воспитывающего характера обучения;
  5. Преемственность каждого этапа обучения с последующим и непрерывность в развертывании курса как по вертикали (от класса к классу), так и по горизонтали с пошаговым освоением содержания обучения.

На мой взгляд,  для успешной реализации преемственности в обучении от младшего звена к среднему, дают такие мероприятия как:

  1.  посещение уроков математики, открытых занятия, в выпускных начальных классах.
  2.   проведение совместно с учителями начальной школы факультативных занятия и кружков с углубленным изучением предмета.
  3.  проводить совместные мероприятия  во внеурочное время, где участвуют как выпускников начальной школы, так и дети обучающихся в среднем звене.

 В этих классах мы работаем над  расширением границ применения понятий, встречающихся в курсе математики, выявляем межпредметную связь, учим детей  работать не только с терминами, но и постоянно использовать их определения. В дальнейшем такая работа, безусловно, себя проявляет только с положительной стороны.  Ведь как не парадоксально, но часто дети, обучающиеся в коррекционной школе второго вида, успешно освоившие тему по математике «Решение квадратных уравнений»,  при встрече подобного уравнения на уроках физики решить его не могут. Умение правильно работать с текстом и предметной терминологией помогает школьникам среднего звена уверенно применять свои знания, полученные на уроке математики и на других предметах, а значит реализовывать свою компетентность.

В пятых классах  я часто сталкиваюсь и с проблемой, возникающей при оформлении задач, в частности затруднения возникают при записи краткого условия. В начальной школе  условие задач связанных с понятиями: расстояние, время, скорость принято оформлять в табличной форме. Поэтому, имея условие задачи, записанное построчно или представленное в виде рисунка (схематически) некоторые дети не могут выработать самостоятельно алгоритм решения этой задачи, или наоборот, самостоятельно записать условие задачи в другом виде, например, изобразить условие схематически.

 Для преодоления таких трудностей мы составляя задачи, различным образом формулируем условие в них, показывая тем самым многообразие форм представления одной и той же информации:

Например:

  1. В прямоугольнике периметр равен …..
  2. Сумма длин всех сторон прямоугольника равна……..
  3. Р=?, а=23см, в=65. Найди неизвестную величину в прямоугольнике.                   
  4. Найди периметр прямоугольника зная его длину и ширину, 23см и 65 см соответственно

Эти задачи приучают ребенка вчитываться в условие, а значит правильно понимать, что необходимо найти и какие данные он должен для этого использовать, какие у него уже имеются, а какие нужно найти дополнительно.

  Такая коллективная деятельность помогает в дальнейшем скорее адаптироваться к новым формам урока, а ситуация успеха создаваемая на таких мероприятиях продолжает и дальше оставаться действенным мотивом для успешного обучения в дальнейшем. Только совместная деятельность педагогов начальной и средней школы, усовершенствование процесса преемственности является залогом успеха в преодолении кризиса перехода от младшего звена к среднему.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Преемственность на уроках математики между начальными классами и средним звеном в школе II вида. »

Преемственность на уроках математики между начальными классами и средним звеном в школе II вида.

Проблема снижения успешности в обучении школьника, возникновение сложностей организационного характера, при переходе из начальной школы в среднее звено является одной из важных проблем не только в любой средней образовательной школе, но в особенности в школе коррекционной. Предпосылки для нее возникают из психофизических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья по слуху. Ведь частичная потеря слуха или полная глухота сказывается не только на взаимоотношении с людьми, но и на восприятии окружающего мира в целом. И одним из направлений решения данной проблемы является осуществление процесса преемственности.

Много внимания уделяется проблеме поступления детей, с ограниченными возможностями здоровья, в начальную школу, их успешности в этой новой для них среде обучения, но для дальнейшего хорошего результата всего процесса обучения важно и дальше правильно осуществлять преемственность в вертикали образования.

Однако, не смотря на все проблемы и сложности, возникающие на разных этапах обучения, мы можем наблюдать при переходе от начальной школы к среднему звену некий новый этап социализации школьника в обществе, ведь ребенку приходиться выйти за рамки привычного круга общения одноклассники – учитель-семья.

Когда мы говорим о переходе из младшей школы в среднее звено, мы говорим о принципиально новой среде обучения, а значит и о существовании адаптационного периода. Здесь возникает масса специфических моментов присущих именно коррекционной школе второго вида.

Во первых, в зависимости от выбранного плана обучения (заключения ПМПК), в начальной школе дети находятся от 5-ти до 6-ти лет. Как следствие у них формируется привыкание к урокам в той форме, в которой работает их учитель. Ведь понятно, что с детьми работают учителя, имеющие свои профессиональные предпочтения, различающиеся по типологическим особенностям индивидуальной профессиональной ментальности, различные стили профессионального поведения и это не может не отразиться на вырабатывании определенной поведенческой реакции ребенка на уроке.

Это является одной из причин того, что при переходе в среднее звено ученик испытывает большую психологическую нагрузку. Зачастую ребенок, проявивший себя отлично или хорошо в начальной школе, перейдя в пятый класс, показывает резкое снижение успеваемости. Кроме того, в среднем звене количество часов на изучение тем и разделов по предметам резко сокращается. Таким образом, увеличивается объем изучаемого материала и уменьшается время на его отработку, а самостоятельной работы становиться гораздо больше. При этом вместо одного привычного учителя ребенку приходится иметь дело с разными педагогами-предметниками. У каждого из новых педагогов свои требования к выполнению заданий, критерии оценивания ответов ученика. Ребенку необходимо приспособиться к речевым особенностям новых учителей, а также ему приходится запоминать большое количество новых слов, терминов, уметь объяснить их значение, правильно применить их в своих ответах.

Если ученик не увеличивает свой словарный запас, если у него отсутствует стремления глубокого вникать в смысл предметной терминологии, то он никогда не сможет в полной мере понять условия заданий получаемых на уроках, а как следствие этого применить свою компетентность в решении поставленной перед ним задачи. Какие же существуют способы решения данной проблемы и как их реализовать в условиях коррекционной школы 2го вида?

Как замечает Т.С. Зыкова в своей книге «Социально – бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждений I–го и II-го вида».

«Коррекционная направленность обучения предусматривает своеобразие организации учебно-воспитательного процесса (включающего в себя и процесс преемственности): реализацию специфических принципов обучения, особым образом подобранное содержание работы, специальные методы, формы, средства обучения с учетом первичного нарушения и вторичных отклонений». Значит, добиться успеха мы можем через правильно организованный процесс обучения.

Приведу несколько основных принципов, предложенных Зыковой.

  1. Использование коллективных форм деятельности.

  2. Реализация внутрипредметных и межпредметных связей, доведенных до уровня интеграции содержания обучения;

  3. Дифференцированный подход к уровню требований, предъявляемых к разным категориям детей с нарушениями слуха с учетом сложной структуры дефекта;

  4. Усиление воспитывающего характера обучения;

  5. Преемственность каждого этапа обучения с последующим и непрерывность в развертывании курса как по вертикали (от класса к классу), так и по горизонтали с пошаговым освоением содержания обучения.

На мой взгляд, для успешной реализации преемственности в обучении от младшего звена к среднему, дают такие мероприятия как:

  1. посещение уроков математики, открытых занятия, в выпускных начальных классах.

  2. проведение совместно с учителями начальной школы факультативных занятия и кружков с углубленным изучением предмета.

  3. проводить совместные мероприятия во внеурочное время, где участвуют как выпускников начальной школы, так и дети обучающихся в среднем звене.

В этих классах мы работаем над расширением границ применения понятий, встречающихся в курсе математики, выявляем межпредметную связь, учим детей работать не только с терминами, но и постоянно использовать их определения. В дальнейшем такая работа, безусловно, себя проявляет только с положительной стороны. Ведь как не парадоксально, но часто дети, обучающиеся в коррекционной школе второго вида, успешно освоившие тему по математике «Решение квадратных уравнений», при встрече подобного уравнения на уроках физики решить его не могут. Умение правильно работать с текстом и предметной терминологией помогает школьникам среднего звена уверенно применять свои знания, полученные на уроке математики и на других предметах, а значит реализовывать свою компетентность.

В пятых классах я часто сталкиваюсь и с проблемой, возникающей при оформлении задач, в частности затруднения возникают при записи краткого условия. В начальной школе условие задач связанных с понятиями: расстояние, время, скорость принято оформлять в табличной форме. Поэтому, имея условие задачи, записанное построчно или представленное в виде рисунка (схематически) некоторые дети не могут выработать самостоятельно алгоритм решения этой задачи, или наоборот, самостоятельно записать условие задачи в другом виде, например, изобразить условие схематически.

Для преодоления таких трудностей мы составляя задачи, различным образом формулируем условие в них, показывая тем самым многообразие форм представления одной и той же информации:

Например:

  1. В прямоугольнике периметр равен …..

  2. Сумма длин всех сторон прямоугольника равна……..

  3. Р=?, а=23см, в=65. Найди неизвестную величину в прямоугольнике.

4.

в=?

а=10см

Р=55 см.



Эти задачи приучают ребенка вчитываться в условие, а значит правильно понимать, что необходимо найти и какие данные он должен для этого использовать, какие у него уже имеются, а какие нужно найти дополнительно.

Такая коллективная деятельность помогает в дальнейшем скорее адаптироваться к новым формам урока, а ситуация успеха создаваемая на таких мероприятиях продолжает и дальше оставаться действенным мотивом для успешного обучения в дальнейшем. Только совместная деятельность педагогов начальной и средней школы, усовершенствование процесса преемственности является залогом успеха в преодолении кризиса перехода от младшего звена к среднему.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Бестаева Александра Рафаэльевна

Дата: 10.06.2014

Номер свидетельства: 100732

Похожие файлы

object(ArrayObject)#866 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(210) "Комплекс заданий направленный на формирование представлений о зависимости между величинами у младших школьников"
    ["seo_title"] => string(123) "komplieks-zadanii-napravliennyi-na-formirovaniie-priedstavlienii-o-zavisimosti-miezhdu-vielichinami-u-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "311380"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459187019"
  }
}
object(ArrayObject)#888 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Обобщение опыта по теме "Реализация технологии деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе". "
    ["seo_title"] => string(130) "obobshchieniie-opyta-po-tiemie-riealizatsiia-tiekhnologhii-dieiatiel-nostnogho-mietoda-obuchieniia-na-urokakh-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "193391"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427633605"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1350 руб.
2070 руб.
1720 руб.
2640 руб.
1720 руб.
2640 руб.
1380 руб.
2130 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства