kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мониторинг и диагностика качества знаний учащихся по математике как один из способов повышения качества знаний

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе описано как применить мониторинг и динамику качества знаний учащихся по математике для повышения качества знаний по предмету.  В работе представлен опыт работы за последние годы. Мониторинг – инструмент управления учебно-воспитательным процессом. Проводя мониторинговые исследования, необходимо помнить, что главная цель – помощь, а не оценить, выявить недостатки, а не успехи. Целью проведения мониторинга является улучшение состояния общеучебной подготовки учащихся путем выявления проблем и целенаправленной коррекционной работы.

Сравнительный анализ мониторинга в школе  по математике проходит:

- по итогам текущего контроля;

- по итогам четверти, полугодия;

- по итогам года;

- по итогам промежуточной и итоговой аттестаций.

Результаты мониторинга обрабатываются:

- по каждому ученику;

- по каждому классу;

- по предмету;

- рассматриваются в динамике в течение учебного года, по сравнению с предыдущими годами.  

Если использовать мониторинговую систему определения достижения учащихся, то процесс обучения  становится более осмысленным и целенаправленным, что  приведет к повышению качества знаний учащихся, повлияет на рост творческой активности. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мониторинг и диагностика качества знаний учащихся по математике как один из способов повышения качества знаний »

МОНИТОРИНГ И ДИАГНОСТИКА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО МАТЕМАТИКЕ ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ.

Качество образования — социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности. Одним из способов отслеживать качество обучения является педагогический мониторинг.

Мониторинг (англ. Monitoring – осуществление контроля, слежения) – комплекс динамических наблюдений, аналитической оценки и прогноза состояния целостной системы.

Целью проведения мониторинга является улучшение состояния общеучебной подготовки учащихся путем выявления проблем и целенаправленной коррекционной работы.

Сравнительный анализ мониторинга в школе по математике проходит:

- по итогам текущего контроля;

- по итогам четверти, полугодия;

- по итогам года;

- по итогам промежуточной и итоговой аттестаций.

Результаты мониторинга обрабатываются:

- по каждому ученику;

- по каждому классу;

- по предмету;

- рассматриваются в динамике в течение учебного года, по сравнению с предыдущими годами.

Уже несколько лет в нашей школе работает рейтинговая система. Мы используем программу, имеющую функции, позволяющие учитывать буквально каждую оценку учащегося по каждому предмету. За основу мониторинга я взяла результаты рейтинга по предмету. Обучающиеся видят результаты рейтинга по предмету и сравнивают себя не с соседом по парте, а с самим собой.( Приложение 1)

По результатам рейтинга за несколько месяцев диаграммы качества знании учащихся каждого класса в виде графиков, которые дают возможность вовремя проанализировать положение дел, принять конкретные меры и выправить ситуацию. ( Приложение 2) Являясь удобным инструментом в руках учителя, они не противоречат принципу индивидуального подхода, а органично дополняют его, определяют наиболее слабые позиции в учебном процессе.

Интерес также представляет диаграмма «Зон ближайшего внимания» , которая составляется по итогам четверти. ( Приложение 3) Последний столбец определяет средним балл ученика по всем предметам, последняя строка - средний балл всех учеников по предмету. После сортировке этих параметров в левую область смещаются предметы наиболее доступные для класса, а в верхние строки наиболее успевающие ученики. При этом хорошо видна граница между областью успеваемости и неуспеваемости. Эта граница становится зоной особого внимания учителя предметника и классного руководителя.

Выделив границу и работая именно с этими учениками по конкретным предметам, можно поэтапно из четверти в четверть сдвигать границу в нужном направлении. Таким образом экономятся силы преподавателей и сохраняется психологическое здоровье детей.

По полученным данным отслеживается мониторинг сложности предметам по результатам четверти. Если по результатам 2011-2012 учебного года математика стояла на 2 месте по сложности для обучающихся 5 класса месте, то по результатам первой четверти 2012-2013 учебного года математика уже стоит на 3 месте по степени сложности.

Ведется также и мониторинг успеваемости класса по предмету за несколько лет. Мониторинг также представляется в виде диаграмм качества знании учащихся, которые наглядно показывают диагностику качества знаний по математике. (Приложение 4)

Результаты мониторинга показывают стабильное качество знаний обучающихся 5 класса по математике, и можно говорить о том, что адаптационный период у ребят прошел спокойно и смена учителя не отразилась на качестве успеваемости, что является результатом подготовительной работы проведенной в 4 классе.

Я также провожу мониторинг результатов административных контрольных работ. Административные контрольные работы по математике в школе проходят по плану ВШК:

  1. Сентябрь – входная контрольная работа;

  2. Декабрь – контрольная работа за первое полугодие;

  3. Март – контрольная работа за третью четверть;

  4. Май – итоговая контрольная работа. (Приложение 5)

Мониторинг результатов административных контрольных работ показывает, что во всех классах качество знаний по алгебре в третьей четверти падает, что вероятнее всего связано с тем, что третья четверть в школе самая длинная и ребята к концу четверти устают больше, чем в остальных четвертях.

В течение всего учебного года веду мониторинг вычислительных навыков, ежемесячно провожу проверку техники вычисления. (Приложение 6) Полученные данные вносятся в личную карточку каждого обучающегося и строится график значений, где четко отслеживается картина за весь год.

Мониторинг вычислительных навыков показывает, что вычислительные навыки развиваются в 5 - 6 классах, в 7 – 9 классах идет спад значений вычислительной техники, значит на уроках алгебры и геометрии есть смысл уделять большее внимание на развитие вычислительных навыков. Ученики среднего звена плохо считают, предпочитая вычисления выполнять на калькуляторе, поэтому вычислительные навыки к концу 9-ого классы слабы, что сказывается на результатах ГИА. (Приложение 7)

В течение всего учебного года ведется подготовка к ГИА и ЕГЭ в 9 и 11 классах. Проводятся пробные экзаменационные работы в формате ГИ и ЕГЭ. По результатам этих работ проводится мониторинг готовности обучающихся 9-ого и 11-ого классов к ГИА и ЕГЭ. По результатам работ проводится анализ ошибок и намечаются шаги по устранению недочетов. Для проверки готовности учащихся 9 класса к сдаче ГИА была проведена исследовательская работа с использованием мониторинга и диагностики учебного процесса. Работа выявила, что в первой четверти 2012-2013 учебного года ГИА готовы сдать только 67% учащихся 9 класса.

Также провожу мониторинг результатов ЕГЭ и ГИА по годам, где, отслеживаю успеваемость, качество знаний, средний балл и наивысший баллы. (Приложение 8)


В 2012-2013 учебном году я начала применять тематический мониторинг в 5 классе. При завершении каждой большой темы, за несколько уроков до контрольной работы я провожу самостоятельную работу на 10 – 15 минут с ключевыми задачами этой темы. Проверка этих работ показывает, над чем нужно еще поработать, на что уделить внимание. После отработки возникших проблем у учащихся провожу контрольную работу и сравниваю результаты. Внося полученные результаты в таблицу, отслеживаю учащихся у которых данная тема вызывает затруднения.(Приложение 9)

Хотя обработка данных и требует большого количества времени, но полученные результаты помогают в работе учителя.

Для меня мониторинг является еще и диагностикой, на основании которой можно наблюдать развитие мотивации учения у каждого ученика и класса в целом.

И в заключении хотелось бы отметить, что мониторинг – инструмент управления учебно-воспитательным процессом. Проводя мониторинговые исследования, необходимо помнить, что главная цель – помощь, а не оценить, выявить недостатки, а не успехи.

Данная система работы позволила мне:

  1. Определить уровень обученности и обучаемости по предмету;

  2. Разработать методические материалы по устранению пробелов и коррекции знаний.

  3. Выявить факторы и условия, влияющие на качество обучения.

  4. Проводить своевременно обработку полученных результатов.

Деятельность преподавателя и диагностическая деятельность неразрывны. Как известно любому педагогическому вмешательству (будь то обучение или воспитание) должна предшествовать диагностика, поэтому любой учитель обязан владеть педагогической диагностикой.

Мониторинг и диагностика дают мне  возможности:

  • увидеть несформированные математические умения, знания, представления;

  • увидеть проблемные тематические блоки;

  • определить общий уровень математической подготовки;

  • увидеть преимущества той или иной программы;

  • проследить динамику обученности;

  • определить прочность усвоения знаний, умений и навыков;

  • проследить осознанность и обобщенность знаний;

  • провести сравнительный анализ результатов промежуточных контрольных работ с результатами итоговой работы;

  • определить соответствие обученности и обучаемости;

  • выявить обучающихся как с низкими учебными возможностями, так и с высокими и запланировать дальнейшую работу;

  • активизировать целенаправленную работу по преемственности со средней школой;

определить эффективность работы учителя в целом.

Если использовать мониторинговую систему определения достижения учащихся, то процесс обучения становится более осмысленным и целенаправленным, что приведет к повышению качества знаний учащихся, повлияет на рост творческой активности.









Приложения

Приложение 1

Рейтинг учащихся за декабрь месяц по предмету алгебра

----------------------------------------------------------------------------------

место ¦ Фамилия имя ¦ класс ¦ средний балл ¦ "5"¦ "4"¦ "3"¦ "2"¦"1"

----------------------------------------------------------------------------------

1 ¦ Ученик 1 ¦ 8 ¦ 5.000000 ¦ 8 ¦ 0 ¦ 0 ¦ 0 ¦ 0

1 ¦ Ученик 2 ¦ 8 ¦ 5.000000 ¦ 7 ¦ 0 ¦ 0 ¦ 0 ¦ 0

1 ¦ Ученик 3 ¦ 10 ¦ 5.000000 ¦ 11 ¦ 0 ¦ 0 ¦ 0 ¦ 0

2 ¦ Ученик 4 ¦ 10 ¦ 4.923077 ¦ 12 ¦ 1 ¦ 0 ¦ 0 ¦ 0

3 ¦ Ученик 5 ¦ 7 ¦ 4.857143 ¦ 6 ¦ 1 ¦ 0 ¦ 0 ¦ 0

4 ¦ Ученик 6 ¦ 10 ¦ 4.727273 ¦ 8 ¦ 3 ¦ 0 ¦ 0 ¦ 0

Приложение 2

Мониторинг качества знаний обучающихся 11 класса за первое полугодие по результатам рейтинга по алгебре.







Приложение 3


Зоны ближайшего внимания обучающихся 5 класса по результатам 2011-2012 учебного года.

 

труд

физ-ра

музыка

ИЗО

бг

анг

ИКБ

родной

лит-ра

окр мир

матем

рус


1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

5

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

5

3

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

4,916667

4

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

4,916667

5

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

4,916667

6

1

1

1

1

 

1

1

1

1

1

1

1

4,818182

7

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

4,75

8

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

4,75

9

1

1

1

1

 

1

1

1

1

1

1

0

4,272727

10

1

1

1

1

0

1

0

1

1

1

0

0

3,916667

11

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0

0

0

4,166667

12

1

1

1

1

1

1

1

1

0

0

1

0

4

13

1

1

1

1

 

1

1

1

0

0

0

0

4

14

1

1

1

1

1

1

1

0

0

0

0

0

3,833333

15

1

1

1

1

1

0

0

0

0

0

0

0

3,666667

16

1

1

1

1

0

0

0

0

0

0

0

0

3,5

 

5

5

4,875

4,6875

4,308

4,438

4,313

4,25

4,188

4,06

4,063

3,625

 



Зоны ближайшего внимания обучающихся 5 класса за первую четверть 2012 - 2013 учебного года

















 

технология

музыка

ИЗО

литература

физкультура

ИВТ

родной язык

ИКБ

русский язык

баш. Госуд.

природоведение

математика

история

английский язык


1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

4,9286

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

4,9286

3

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

4,9286

4

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

4,8571

5

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

4,8571

6

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

4,5714

7

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

4,5714

8

1

1

1

1

1

1

1

1

1

 

1

1

1

1

4,3077

9

1

1

1

1

1

1

1

1

1

 

1

1

1

1

4,1538

10

1

1

1

1

1

1

1

1

0

0

1

1

1

0

4,1429

11

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0

1

1

1

0

4,1429

12

1

1

1

1

1

1

1

1

0

1

1

0

0

0

4

13

1

1

1

1

1

1

1

1

1

 

0

0

0

0

4

14

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0

1

0

1

0

3,9286

15

1

1

1

1

1

1

1

0

0

0

0

0

0

0

3,5714

16

1

1

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1

0

3,3571

 

5

4,6

4,63

4,63

4,5

4,4

4,3

4,4

4,2

4

3,9

4,13

4,06

3,8

 





Приложение 4

Мониторинг обученности по математике обучающихся 5 класса.







Приложение 5

Мониторинг результатов административных контрольных работ

по алгебре обучающихся 7 класса 2010 -2011 учебный год:



Мониторинг результатов административных контрольных работ

по алгебре за 2010 -2011 учебный год:



Приложение 6

Фамилия, имя обучающегося: _______________

Учебный год: 2012- 2013

Класс 5




Приложение 7

Мониторинг вычислительных навыков по классам за третью четверть:




Приложение 8


Мониторинг результатов ЕГЭ по математике за 5 лет.




Мониторинг ГИА по математике за 4 года.






Приложение 9

Мониторинг трудных тем по математике в 5 классе.


 

Натуральные числа

Натуральные числа

Натуральные числа

Обыкновенные дроби

Обыкновенные дроби

 

 

с/р

к/р

с/р

к/р

с/р

к/р

с/р

к/р

с/р

к/р

 

Ученик1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученик2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученик3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученик4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученик5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Фарихьянова Алсу Рифгатовна

Дата: 26.10.2015

Номер свидетельства: 243937

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "анализ работы ШМО начальных классов"
    ["seo_title"] => string(40) "analiz-raboty-shmo-nachal-nykh-klassov-1"
    ["file_id"] => string(6) "306512"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1458142042"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1240 руб.
2070 руб.
1580 руб.
2640 руб.
1440 руб.
2400 руб.
1500 руб.
2500 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства