kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Математические проблемы преемственности начальной и средней школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

В связи с реформированием и модернизацией современного образования в нашей стране появилось большое количество учебных комплектов - федеральных и альтернативных. По этой причине проблема преемственности в реализа­ции математического образования школьников приобретает еще большую акту­альность. Дело в том, что имеющиеся комплекты учебников по математике пло­хо состыкуются друг с другом, как в содержательном, так и в процессуально-операционном  планах.

Вряд ли имеет смысл решать поставленную проблему в тесной привязке к какой-то паре выбранных комплектов. Целесообразнее это делать по отношению к каким-то основным аспектам школьного курса математики. В курсе математи­ки общеобразовательной школы имеются фундаментальные направления, изу­чаемые по любым программам, в школах любого профиля: физико-математических, гуманитарных, в лицеях, гимназиях.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Математические проблемы преемственности начальной и средней школы »

Математические проблемы преемственности начальной и средней школы Скрипченкова Н.П. Россия г. Астрахань МБОУ «СОШ № 40»

В связи с реформированием и модернизацией современного образования в нашей стране появилось большое количество учебных комплектов - федеральных и альтернативных. По этой причине проблема преемственности в реализа­ции математического образования школьников приобретает еще большую акту­альность. Дело в том, что имеющиеся комплекты учебников по математике пло­хо состыкуются друг с другом, как в содержательном, так и в процессуально-операционном планах.

Вряд ли имеет смысл решать поставленную проблему в тесной привязке к какой-то паре выбранных комплектов. Целесообразнее это делать по отношению к каким-то основным аспектам школьного курса математики. В курсе математи­ки общеобразовательной школы имеются фундаментальные направления, изу­чаемые по любым программам, в школах любого профиля: физико-математических, гуманитарных, в лицеях, гимназиях.[2]

Преемственность - понятие многоаспектное. Однако стоит рассмотреть один из аспектов, заключающийся в том, что отдельные темы должны рассматриваться в той взаимосвязи, которая позволяет изучение каждой текущей темы строить не только с опорой на предыдущие, но и широкой ориен­тировкой на последующие темы. [3]

Реализация преемственности в обучении заключается в установлении необ­ходимых связей и правильных соотношений между частями учебного предмета на разных ступенях его изучения. При этом недопустимо как излишнее повторе­ние, приводящее к отсутствию динамики в. обучении, так и стремительное дви­жение вперед без опоры на уже известный и усвоенный учащимися материал.

Между тем преемственность в процессе обучения математике в школе реа­лизуется недостаточно. Учитель начальных классов часто не знает особенностей содержания и методов обучения математике в среднем звене. Переход из на­чальной школы в среднюю является для учащегося психологически трудным процессом. Осуществление преемственности в обучении математике требует от учителя младших классов видение перспективы обучения математике, понима­ния способов приобретения учащимися знаний, правильной оценки усвоения школьником материала с ориентиром на те требования, которые будут предъяв­лены учащемуся на следующем этапе обучения.

С другой стороны, знания, получаемые в начальной школе, являются фун­даментом, на котором строится успешное изучение курса математики в после­дующих классах. Одной из задач учителя математики средней школы является включение имеющихся у учащегося знаний в материал, изучаемый на новой ступени обучения, развитие этих знаний в новых связях и отношениях и. таким образом, углубление изученного ранее. Нарушение преемственных связей отри­цательно сказывается на всем учебном процессе. Если изучение предыдущего материала не обеспечивает должного уровня знаний, умений и навыков, а орга­низация процесса обучения не создает ученику условий для овладения способа­ми познания, то это может привести к созданию ситуаций, когда учащийся не в состоянии будет осмысливать вновь вводимые понятия.

Ме­тодические рекомендации и системы заданий предпосылается содержание по­нятия преемственности в обучении, раскрывается содержание принципа ком­плексного осуществления преемственности. Рассматриваются образное мышле­ние и его составляющие: пространственные представления, визуальное мышле­ние, геометрическое видение, как основа эффективного обучения школьников математике на грани двух возрастных периодов.

По каждой теме в рамках преемственности предполагается как решение од­нотипных задач на базе разных числовых множеств, так и решение задач нового типа с учетом возрастного уровня учащихся, т.е. задач, которые не могли "пред­лагаться учащимся предыдущего возрастного периода.

В последние годы необходимость об­ращения к проблеме преемственности актуализируется следующими факторами:

  • повышением теоретического уровня математического образования в на­чальной школе,

  • появлением альтернативных систем обучения, программ и комплектов учебников по математике для младших школьников,

  • усилением развивающей функции обучения математике в начальных классах,

  • небольшими сдвигами в направлении развивающего обучения и новых тех­нологий в методике обучения математике в младших классах основной школы,

  • наличием большого количества учебных комплектов по математике для 5-6 классов.

Поэтому вопросам преемственности в обучении школьников математике следует уделять большее внимание при подготовке (и переподготовке) как учи­телей начальной школы, так и учителей математики среднего звена.[2]

В процессе актуализации знаний необходимо вспомнить приемы устных вычислений, и в этом направлении также должна соблюдаться преемственность. В младших классах предлагаются задания типа:

  1. Выполни действия наиболее удобным способом: 12+5 +8, 14-5-4, 16·2·5, 180:2: 10;

  2. Вычисли, удобно расставив скобки:

24+36+12+18+ 13, 435 – 135 + 147 - 47, 13 • 2 • 25 • 4, 49 • 2 · 5;

Для учащихся 5-6 классов обязательно надо предлагать более сложные за­дания этих типов и новые задания. Приведем примеры.

  1. Выполни действия наиболее удобным способом: 235 + 148 + 115, 387 + 69 + 113 , 172 – 37 - 42, 132 - 57 + 25, 275 - 138 – 37, 27 - 2 - 50, (200 + 9) • 7, (50 + 6) • 30;

  2. Вычисли, удобно расставив скобки: 189 + 219+ 107 + 81,

289 + 96 + 394 + 121;

3. Найди результат, используя метод округления слагаемых и замену сло­жения умножением:

95 + 99 + 96 + 98 + 97, 101 + 105 + 102 + 104 + 103, 7.

Принцип единственного различия. При переходе от одного упражнения к другому сохраняются все элементы формы упражнений, кроме одного.[4]

На подготовительном этапе ведется работа по актуализации базовых знаний учащихся по теме. Затем на первом уроке изучения алгоритмов письменных вы­числений выводится полный алгоритм, выделяются его основные этапы. Закреп­ление этапов алгоритма происходит на последующих уроках на различном вы­числительном материале. В этом случае учащиеся осваивают каждый пункт ал­горитма и учатся применять его в каждом из конкретных случаев вычисления, что также способствует укреплению преемственных связей с изучением дейст­вий над десятичными дробями в 5-6 классах.

Выполняя подобные упражнения, учащиеся совершенствуют навыки вы­числений, доводя их до автоматизма. Одновременно учащиеся закрепляют уме­ния пользоваться свойствами арифметических действий, которые в начальной школе подаются им, как правила, а в 5-6 классах - как законы арифметических действий: сочетательный и переместительный для сло­жения и умножения, распределительный закон умножения относительно сложе­ния. Учителю необходимо не просто посредством систем предлагаемых заданий вырабатывать у учащихся необходимые умения и навыки, но и ставить знак то­ждества между соответствующими правилами, изучаемыми в начальной школе, и законами арифметических действий, изучаемых в 5-6 классах.

Обучение ребёнка должно состоять в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя. Должно быть преобладание развивающей функции уроков математики. Только математике присуще такое соотношение между алгоритмическим и эвристическим путями поиска решения, которое заставляет сбалансировано работать оба полушария головного мозга ("искусство доказывать и искусство догадываться"). Вооружая школьника таким инструментом, как математическая модель мира, и научив им пользоваться, мы открываем перед ним панораму универсальных взаимозависимостей, которые приводят мир в состояние гармонии. "Из чего это следует?", "что из этого следует?", "от чего это зависит?" - ответы на такие вопросы формируют определённый стиль мышления, необходимый и будущему юристу, и будущему врачу.[5] Систематические занятия математикой формируют такие качества мышления, которые не могут быть получены в результате каких-либо других упражнений. Необходимость удерживать в памяти большие массивы данных и нужную последовательность их обработки тренирует гибкость мышления, устойчивость внимания, умение его концентрировать. "Если поручить двум людям, один из которых - математик, выполнение любой незнакомой работы, то результат будет следующим: математик сделает её лучше" - можно не согласиться с этими словами Г. Штейнгауза, но, бесспорно, тот потенциал, который даёт ученику полноценная математическая подготовка, будет иметь прямое влияние на успех его профессиональной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аммосова Н.В. Методико-математическая подготовка студентов педагогических факультетов к формированию творческой личности младшего школьника при обучении математике: Монография. -Астрахань: Изд-во АГПУ, 1999. - 170 с.

2. Балакирева Э.В. Преемственность как условие обеспечения непрерывного педагогического образования // Проблемы и перспективы взаимодействия вузов Санкт-Петербурга с регионами России в контексте реформирования образования: Мате­риалы IV межрегиональной научно-практической конференции. - С - Петербург, 2001. -С. 181-182.

3. Батаршев А.В. Преемственность обучения в общеобразовательной и профессиональной школе СПб, 1996. - 90с.

4. Воронцов А.Б. Вопросы преемственности между начальной и средней школами в системе развивающего обучения. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова // Межрегио­нальный Вестник школ развития личности «Феникс». М.: Русская энциклопедия, 1996 Вып. 5.-С. 20-28.

5. Резник Н.А. Методические основы обучения математике с использованием средств развития визуального мышления. - М., 1997. - 500с.

6. Фридман Л.М. Теоретические основы методики обучения математике - М., 1998.-218с.

7. Цукарь А.Я. Теоретические основы образного мышления и практика их использования в обучении математике - Новосибирск. 1998 – 216с.






















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Математические проблемы преемственности начальной и средней школы

Автор: Скрипченкова Наталья Павловна

Дата: 04.07.2014

Номер свидетельства: 109389

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Преемственность в обучении математики "
    ["seo_title"] => string(42) "prieiemstviennost-v-obuchienii-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "166878"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423016452"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Система работы с одаренными детьми в ОУ: проблемы и перспективы. "
    ["seo_title"] => string(68) "sistiema-raboty-s-odariennymi-diet-mi-v-ou-probliemy-i-pierspiektivy"
    ["file_id"] => string(6) "134539"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416757915"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Проблемы преемственности математического образования между начальной и средней школой в рамках ФГОС"
    ["seo_title"] => string(80) "problemy_preemstvennosti_matematicheskogo_obrazovaniia_mezhdu_nachalnoi_i_sredne"
    ["file_id"] => string(6) "562821"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1604845195"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Формирование  предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного"
    ["seo_title"] => string(88) "formirovaniie-priedposylok-uchiebnoi-dieiatiel-nosti-u-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho"
    ["file_id"] => string(6) "314923"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1459789136"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "Формирование  предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Опыт работы."
    ["seo_title"] => string(109) "formirovaniie-priedposylok-uchiebnoi-dieiatiel-nosti-u-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta-opyt-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "314924"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1459789321"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1600 руб.
2660 руб.
1440 руб.
2400 руб.
1580 руб.
2640 руб.
1190 руб.
1980 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства