kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская деятельность обучающихся на уроках математики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Правильно поставленное обучение должно совершенствовать склонность обучающихся к исследовательской деятельности, способствовать развитию соответствующих умений и навыков. эффективность исследовательской деятельности зависит и от меры увлеченности ученика этой деятельностью. и от умения ее выполнять. представляется необычно полезным прививать обучающимся вкус к исследованию, возбуждать их методами научно-исследовательской деятельности. важно организовать учебную работу обучающихся, чтобы они ненавязчиво усваивали процедуру предмета.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская деятельность обучающихся на уроках математики »

Исследовательская деятельность обучающихся на уроках математики.


Правильно поставленное обучение долж­но совершенствовать склонность обучающихся к исследовательской деятельности, способство­вать развитию соответствующих умений и навыков. Ведь одного желания, как правило, недостаточно для успешного решения поисковых или исследова­тельских задач.

Эффективность исследовательской деятельности зависит и от меры увлеченности уче­ника этой деятельностью, и от умения ее выпол­нять. Представляется необычайно полезным при­вивать обучающимся вкус к исследованию, воору­жать их методами научно-исследовательской деятельности. Важно так организовать учебную работу учащихся, чтобы они ненавязчиво усваивали бы про­цедуру исследования, последовательно проходя все его основные этапы, а именно:

1. Мотивация исследовательской деятельности.

2.Постановка проблемы.

3. Сбор фактического материала.

4. Систематизация и анализ полученного мате­риала.

5. Выдвижение гипотез.

6. Проверка гипотез.

7. Доказательство или опровержение гипотез. Здесь задача учителя найти простые и удобные.

Практическая реализация каждого этапа.


1. Мотивация исследовательской деятельности осуществляется различными способами: можно сделать акцент на значимости ожидаемых резуль­татов, предложить оригинальное или неожиданно сформулированное учебное задание и т.п. При ис­следовании мотивирующая (исходная) задача долж­на обеспечить «видение» учащимися более общей проблемы, нежели та, которая отражена в условии задачи.


2. Постановка проблемы также может осуществ­ляться различными способами. В идеале ее должен сформулировать сам ученик в результате решения мотивирующей задачи. Однако в реальной школь­ной практике такое случается далеко не всегда: для очень многих школьников самостоятельное опре­деление проблемы затруднительно; предлагаемые ими формулировки могут оказаться неправильны­ми или неточными. А потому на первых порах не­обходим контроль со стороны учителя.


3. Сбор фактического материала может осуществ­ляться при изучении соответствующей учебной или специальной литературы либо посредством прове­дения испытаний, всевозможных проб, попыток решения частных проблем, варьирования числовы­ми данными, рассмотрения предельных положений, изменения взаимного расположения фигур или частей фигуры, каких-либо параметров, фигуриру­ющих в исходной задаче. Пробы (испытания) не должны быть хаотичными, лишенными какой-либо логики. Зачастую необходимо задать их направле­ние посредством указаний, чертежей, пояснений и т.п. Число испытаний не следует строго регламен­тировать, оно должно быть достаточным для полу­чения необходимого фактического материала.

4. Систематизацию и анализ полученного матери­ала полезно осуществлять с помощью таблиц, диа­грамм, схем, графиков и т.п., они позволят визу­ально определить необходимые свойства, связи, соотношения, закономерности. На первых порах способ систематизации фактического материала может быть указан, в дальнейшем он должен определяться самим учеником. При этом важно забла­говременно ознакомить учащихся с разнообразием таких способов.


5. Выдвижение гипотез может происходить как в процессе проведения испытаний или при система­тизации фактического материала, так и в ходе вы­явления особенностей уже систематизированного фактического материала. Полезно прививать уча­щимся стремление записывать гипотезы на мате­матическом языке, что придаст высказываниям точность и лаконичность. Нецелесообразно изна­чально ограничивать число возможных гипотез.


6. Проверка гипотез позволяет укрепить веру или усомниться в истинности предположений, а может внести изменения в их формулировки. Чаще всего проверку гипотез целесообразно осуществлять по­средством проведения еще одного испытания.. При этом результат новой пробы сопоставляется с ра­нее полученным результатом. Если результаты сов­падают, то гипотеза подтверждается и вероятность ее истинности возрастает. Расхождение же резуль­татов служит основанием для отклонения гипоте­зы или уточнения условий ее справедливости.


7. На этапе доказатель­ство истинности гипотез, получивших ранее под­тверждение или уточнение; ложность же их может быть определена с помощью контрпримеров. На первых порах самостоятельный поиск необходимых доказательств для многих учеников представляет большую трудность, Поэтому учителю важно пре­дусмотреть всевозможные подсказки: это может быть схематическое изображение проблемной ситу­ации, чертеж с особыми пометками, подсказываю­щими идею доказательства, и т.п. Идея доказатель­ства может зародиться в процессе выполнения ис­пытаний, может возникнуть и при анализе система­тизированного фактического материала, и на ней следует акцентировать внимание учащихся. Нако­нец, важно отметить также, что в ряде случаев быва­ет проще установить равносильность двух или более гипотез и доказать одну из них, нежели искать до­казательства для каждой гипотезы в отдельности.

Как видим, полноценное выполнение исследо­вательского задания требует тщательной подготов­ки соответствующего методического обеспечения. Не секрет, что на практике многие школьники в погоне за результатом не проходят все этапы ис­следовательской работы, не выполняют достаточ­ного числа испытаний, ограничиваясь одним-дву­мя, не заботятся о необходимых записях получен­ных значений, не находят нужного способа систе­матизации фактического материала. Выдвижение гипотез происходит спонтанно, без должного обос­нования, их проверка зачастую не производится вообще, а попытки доказательства оканчиваются нередко неудачей.

Познавательную деятельность учащихся можно упорядочить, сделать интересной и результативной, если использовать специально сконструированные учебно-исследовательские карты. Каждая такая карта содержит семь фрагментов, соответствующих семи основным этапам учебного исследования. Приведем в качестве иллюстрации одну из таких карт.

Пример.

Исследовательская деятельность по теме «Отрезки»


На прямой отметили точки А, В, С и D. Сколько отрезков изображено на этой прямой?


Проблема:

Как зависит количество отрезков на прямой от числа точек, отмеченных на ней?

3. Сбор материала:

Анализ полученного материала:


Пробы

I

II

III

IV

V

Число точек (и)

1

2

3

4

5

Число отрезков (х )

0

1

3

6

10


Выдвижение гипотез:

I. Каждое следующее число хп равняется предыду­щему х„_,, сложенному с числом точек, соответст­вующих ему:

1=0+1; 3=1+2; 6 = 3 + 3; 10 = 6 + 4.

Значит хп = х п-1+ (п-1)


П. Каждое следующее число хп равняется полови­не произведения соответствующего ему числа п и предыдущего числа п — 1 точек::

1= ; 3 = ; 6 = ; 10 =

Значит, х п=

III. Каждое следующее число ха равняется сумме всех натуральных чисел, предшествующих числу п;

1 = 1; 3 = 1+2; 6=1+2 + 3; 10 =1+2 + 3 +4. Значит, х„ = 1 + 2 + 3 + ... + (я - 1).


IV. Каждое следующее число хп, начиная с чет­вертого, получается путем последовательного удво­ения нечетных чисел натурального ряда 3, 5, ...:

6 = 2 • 3; 10 = 2 • 5. Значит, хи+3 = 2(2п + 1).

Проверка гипотез

Пусть п = 6 {рис. 3). Тогда: а) фактическое число отрезков х6 = 15;

6} число отрезков согласно гипотезы: 1. х, = х5 + (6 - 1) = 10 + 5 = 15;

2. х6 = =15

3. х6 = 1+2+3+4+5 =15

4. х 6 = 2 (2 . 3+1) = 2.7 = 14

Заключение по проверке:

гипотеза I получила подтверждение; гипотеза II получила подтверждение; гипотеза 111 получила подтверждение; гипотеза IV не получила подтверждение.


Доказательство (опровержение) гипотез

1) Гипотеза I равносильна гипотезе III. Действительно,

Х п = Х п-1 + (п-1)= Х п-2 + (я - 2) + (я - 1)= Х п-3 +(п - 3) + (я - 2) + (я - 1) = ... =

... + (п- 3) + (я - 2} + (я - 1) = = х, + 1 + ... + {я - 3) + (я - 2) + (я - I) = = 1 + 2 + 3 + ...+ (я - 1).

2) Гипотеза II равносильна гипотезе III.

Действительно,

1+ 2+3+…+(п-1) =



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Исследовательская деятельность обучающихся на уроках математики

Автор: Немчинова Татьяна Анатольевна

Дата: 11.10.2014

Номер свидетельства: 118138

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(247) "Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках математики как способ формирования ключевых компетенций обучающихся."
    ["seo_title"] => string(80) "organizatsiia_proektno_issledovatelskoi_deiatelnosti_na_urokakh_matematiki_kak_s"
    ["file_id"] => string(6) "562444"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1604503122"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "Исследовательская деятельность обучающихся на уроках математики, как вид их самостоятельной деятельности "
    ["seo_title"] => string(123) "issliedovatiel-skaia-dieiatiel-nost-obuchaiushchikhsia-na-urokakh-matiematiki-kak-vid-ikh-samostoiatiel-noi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "246678"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446441571"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(221) "Организация  проектно – исследовательской  деятельности учащихся  на уроках математики  и во  внеурочной деятельности» "
    ["seo_title"] => string(132) "orghanizatsiia-proiektno-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia-na-urokakh-matiematiki-i-vo-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "141472"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418130136"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "«Проектная и исследовательская деятельность обучающихся специализированных классов.""
    ["seo_title"] => string(80) "proiektnaia_i_issliedovatiel_skaia_dieiatiel_nost_obuchaiushchikhsia_spietsializ"
    ["file_id"] => string(6) "405322"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1490941563"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Урок математики по теме "Транспортир. Измерение углов." "
    ["seo_title"] => string(58) "urok-matiematiki-po-tiemie-transportir-izmierieniie-ughlov"
    ["file_id"] => string(6) "107867"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403470253"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1680 руб.
2400 руб.
1360 руб.
1940 руб.
1750 руб.
2500 руб.
1750 руб.
2500 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства