kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование функциональной грамотности на уроках математики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современному обществу требуются люди, умеющие быстро адаптироваться к изменениям, происходящим в постиндустриальном мире. Объективной исторической закономерностью в настоящее время является повышение требований к уровню образованности человека. В новых обстоятельствах процесс обучения выпускников в школе должен быть ориентирован на развитие компетентностей, способствующих реализации концепции «образование через всю жизнь». Установлено, что предпосылкой развития компетентности является наличие определённого уровня функциональной грамотности

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование функциональной грамотности на уроках математики»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 12» п. Дубовая Роща













Выступление по теме:

«Формирование функциональной грамотности на уроках математики»










Учитель математики:

Ковальский Александр Юрьевич









2022 г.

Современному обществу требуются люди, умеющие быстро адаптироваться к изменениям, происходящим в постиндустриальном мире. Объективной исторической закономерностью в настоящее время является повышение требований к уровню образованности человека. В новых обстоятельствах процесс обучения выпускников в школе должен быть ориентирован на развитие компетентностей, способствующих реализации концепции «образование через всю жизнь». Установлено, что предпосылкой развития компетентности является наличие определённого уровня функциональной грамотности.

Математическая грамотность - способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Компоненты математической грамотности:
- воспроизведение математических фактов, методов и выполнение вычислений;
- установление связей и интеграции материала из разных математических тем, необходимых для решения поставленной задачи;
- математические размышления, требующие обобщения и интуиции.

Средства развития математической грамотности, применимы через:
развивающий и системно-деятельностный подходы (являются обязательными в соответствии с ФГОС).
дифференцированный подход (проблем не возникает, т. к. у нас в школе небольшие классы;

практико-ориентированный подход;( о нем я расскажу подробнее чуть позже)



Умения, применительно к математическому содержанию:
умение анализировать текст, использовать информацию, представленную в различных формах;(переход от одной ситуации к другой, придерживаться инструкции, видеть проблему, обосновать действия, оформление в виде таблицы , диаграммы и прочее);
умение одновременно удерживать несколько условий, в том числе, конфликтующих друг с другом;(3 уровня: 1- репродуктивный, 2-рефлексивный, 3-функциональный);
умение использовать моделирование с целью выделения существенных отношений к задаче; (графики, знаки, формулы)
умение выявлять закономерности в структурированных объектах; (делать выводы)
умение осуществлять пробные действия при поиске решения; (проблемные ситуации на уроке)
умение контролировать ход и результат решения задачи (карта достижений - выбирать материал, который необходим для решения задачи; осознать и обозначить свой путь движения в предмете и делать предположения о дальнейших продвижениях)
Эти умения являются индикаторами математической грамотности и формируются за счет включения в урок заданий, направленных на формирование данных умений
Однако, существуют проблемы, которые мешают развитию математической грамотности
1. Низкий уровень вычислительных навыков
2. Отсутствие практической направленности в математике (дефицит практико-ориентированного подхода в обучении)
3. Репродуктивный метод в преподавании (натаскивание на решение по аналогии)
3 Неумение организовать свой домашний учебный труд, ответственность за выполнение д/з.
4. Не восприятие учащимися необходимости заучивания основ теоретических понятий (формул, правил, теорем и т.д.)

Функциональная грамотность - явление метапредметное, и поэтому она формируется при изучении всех школьных дисциплин и поэтому имеет разнообразные формы проявления. 



На одном из вебинаров докладчик сказал, что «контрольными точками» для оценки обучености детей и качества качества работы учителя будут результаты написания ВПР и ГИА.

Первые 5 заданий ОГЭ по математики, а также большинство заданий в ВПР не имеют аналогов в учебниках.

Поэтому в своей работе я стараюсь использовать учебник как инструмент для понимания законов математики, основных теорем простейших алгоритмов. Используя эти знания, я стараюсь научить детей правильно строить математические модели.

Например, реальная жизненная ситуация: необходимо построить забор вокруг земельного участка Нам нужно найти длину забора В математической модели длину забора мы заменяем словом «периметр».

Если авторы заданий требует от учащихся условию задачи составить математическую модель, то я пришёл к выводу что гораздо что лучше откладывается в голове, если сами учащиеся будут составлять практико ориентированную задачу из математической модели. Составление задач составление пар практико-ориентированная задача-модель и наоборот модель-задача повторяется до тех пор, пока дети не начнут воспринимать их как единое целое.

Если учащиеся уже на интуитивном уровне будут ассоциировать формулы с реальными явлениями, то им не только будет проще решать задачи, требующие математической грамотности, но и будет проще ставить перед собой цели урока.

Так как у современных детей «клиповое мышление», то информация в голове долго не удерживается. Поэтому я почти на каждом уроке провожу самостоятельные работы.

Для их составления я использую материалы демоверсий ОГЭ (сайт 100 бальник) , Решу ОГЭ Решу ВПР, сборники. Технической возможности у учащихся работать на РЭШ в разделе «функциональная грамотность» нет, но я использую задания при составлении самостоятельных работ. Все задания я перерабатываю так, чтобы не было возможности списать. У нас самостоятельная работа обычно состоит из 5 заданий длится 10-15 минут учащиеся решают задачи, потом они сдают тетради №1 я им выдаю проверенные тетради №2, пока они записывают «классная работа» я проверяю тетради №1. Если возникает необходимость мы выполняем работу над ошибками.

Таким образом подготовка ВПР, ОГЭ, развитие функциональной грамотности проводится совместно и регулярно, но занимают небольшой промежуток времени. Это позволяет во-первых не утомить учащихся, но и приступить к изучению материала данного непосредственно в учебнике.



Целенаправленное формирование умений решать задачи вообще, математические в частности, является, безусловно, одним из важнейших путей усовершенствования образования. А это, в свою очередь, связано с формированием навыков анализа условия задачи, поиска путей её решения, осмысления результатов решения.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Формирование функциональной грамотности на уроках математики

Автор: Ковальский Александр Юрьевич

Дата: 08.01.2023

Номер свидетельства: 622476

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(255) "Статья " Инновационные подходы к обучению школьников начальных классов – как средство формирования функциональной грамотности учащихся" "
    ["seo_title"] => string(150) "stat-ia-innovatsionnyie-podkhody-k-obuchieniiu-shkol-nikov-nachal-nykh-klassov-kak-sriedstvo-formirovaniia-funktsional-noi-ghramotnosti-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "185190"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426157080"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(221) "Формирование функциональной грамотности как составляющей комплексной оценки предметных и метапредметных результатов""
    ["seo_title"] => string(80) "formirovanie_funktsionalnoi_gramotnosti_kak_sostavliaiushchei_kompleksnoi_otsenk"
    ["file_id"] => string(6) "653553"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1719222128"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(225) "Цифровые образовательные ресурсы как средство формирования функциональной грамотности обучающихся на уроках математики"
    ["seo_title"] => string(80) "tsifrovye_obrazovatelnye_resursy_kak_sredstvo_formirovaniia_funktsionalnoi_gramo"
    ["file_id"] => string(6) "648403"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1711995383"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Использование ИКТ -  как средство формирования функциональной грамотности учащихся "
    ["seo_title"] => string(90) "ispol-zovaniie-ikt-kak-sriedstvo-formirovaniia-funktsional-noi-ghramotnosti-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "203562"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429516595"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(225) "Формирование функциональной грамотности на уроках математики как необходимый результат обучения современного школьника"
    ["seo_title"] => string(133) "formirovaniie-funktsional-noi-ghramotnosti-na-urokakh-matiematiki-kak-nieobkhodimyi-riezul-tat-obuchieniia-sovriemiennogho-shkol-nika"
    ["file_id"] => string(6) "254995"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447851517"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1630 руб.
2500 руб.
1720 руб.
2640 руб.
1630 руб.
2500 руб.
1530 руб.
2350 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства