kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Задание 23 из ОГЭ по математике

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель.

  • Повторить определение линейной функции, квадратичной функции и функции обратной пропорциональности, их свойства и графики; познакомить с алгоритмами решения заданий 5 и 23 из ОГЭ; отработать навык решения этих задач.
  • Развивать логическое мышление, познавательный интерес к предмету; самостоятельность; уверенность в своих силах.
  • Воспитывать такие качества личности как познавательная активность, чувства уважения к учебному труду, ответственность за полученный результат.

План урока.

1. Организационный момент.

Сообщение цели урока.

2. Актуализация знаний.

Повторить определение линейной функции, квадратичной функции и функции обратной пропорциональности, их свойства и графики.

3. Устная работа.

Решение задач на установление соответствия между данными функциями и графиками. (Презентация, слайд 3,4,5,6).

Закрепление изученного материала. Самостоятельная работа с проверкой.

(Презентация, слайд 7).

4. Знакомство с алгоритмом, который позволяет находить значения коэффициентов по графику квадратичной функции.

(Презентация, слайд 8).

Закрепление изученного материала. Самостоятельная работа с проверкой.

(Презентация, слайд 9, 10).

5. Знакомство с алгоритмами решения задачи № 23. (Презентация, слайд 12, 13, 14, 15).

Закрепление изученного материала. Самостоятельная работа с проверкой.

(Презентация, слайд 16).

Проверка самостоятельной работы.

(Презентация, слайд 17, 18, 19, 20).

6. Подведение итогов урока.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Задание 23 из ОГЭ по математике»

Математика, 9 класс. Подготовка к ОГЭ, задания 5 и 23.

Математика, 9 класс. Подготовка к ОГЭ, задания 5 и 23.

ОГЭ  Задание 5

ОГЭ

Задание 5

   Установите соответствие между графиками функций и формулами, которые их задают.         2) Обе функции линейные, график линейной функции - прямая. Это функция обратной пропорциональности,  её график – гипербола. А – 1 Б – 4 В - 3 Квадратичная функция, график – парабола. Но график функции у=3х проходит через точку с координатами (0;0), следовательно У У У                      0 0 0    Х Х Х

 

Установите соответствие между графиками функций и формулами, которые их задают.

 

 

 

 

2)

Обе функции линейные, график линейной функции - прямая.

Это функция обратной пропорциональности,

её график – гипербола.

А – 1 Б – 4 В - 3

Квадратичная функция, график – парабола.

Но график функции у=3х проходит через точку с

координатами (0;0), следовательно

У

У

У

 

 

 

 

 

 

 

 

0

0

0

 

Х

Х

Х

Найдите значение k по графику функции , изображенному на рисунке.   Найдем координаты точки, принадлежащей графику функции У   А А 4 Подставим координаты точки в функцию Х 1 0     -2 4 -2  

Найдите значение k по графику функции , изображенному на рисунке.

 

Найдем координаты точки, принадлежащей графику функции

У

 

А

А

4

Подставим координаты точки

в функцию

Х

1

0

 

 

-2

4

-2

 

У График какой из приведенных ниже функций изображен на рисунке? А 2 Х 0   1       Так как график функции расположен в 1 и 3 четвертях, то k .   Найдем координаты точки, принадлежащей графику функции. Очевидно, что точка А(1;2) принадлежит функции №3.

У

График какой из приведенных ниже функций изображен на рисунке?

А

2

Х

0

 

1

 

 

 

Так как график функции расположен в 1 и 3 четвертях, то k .

 

Найдем координаты точки, принадлежащей графику функции.

Очевидно, что точка А(1;2) принадлежит функции №3.

Установите соответствие между графиками и формулами, которые их задают. У А   Если ,то график функции расположен во второй и четвертой четверти. 2 Х 0 1 Далее поступаем как в предыдущей задаче. А – 1 Б – 3 В - 2 У   У В Б   1 1 0   0 Х -2  

Установите соответствие между графиками и формулами, которые их задают.

У

А

 

Если ,то график функции расположен во второй и четвертой четверти.

2

Х

0

1

Далее поступаем как в предыдущей задаче.

А – 1 Б – 3 В - 2

У

 

У

В

Б

 

1

1

0

 

0

Х

-2

 

Решите самостоятельно. У 1  Установите соответствие между графиками и формулами, которые их задают. 0 1 Х Проверь себя       У У 4 У 3 2 Х 0 1 0 0 1 1 Х Х

Решите самостоятельно.

У

1

Установите соответствие между графиками и формулами, которые их задают.

0

1

Х

Проверь себя

 

 

 

У

У

4

У

3

2

Х

0

1

0

0

1

1

Х

Х

Найдите значения коэффициентов по графику квадратичной функции изображенному на рисунке.        А(0; 4) Для того, чтобы найти коэффициент c , надо найти ординату точки пересечения графика функции с осью ОУ. Найдем коэффициент а . Для этого определяем координаты вершины (m; n) n= 2 m= 2 У Определяем координаты любой точки А (0;4) Подставляем эти значения в формулу квадратичной функции, заданной в ином виде:         А     4 Для нахождения коэффициента b , воспользуемся формулой для нахождения  абсциссы параболы 2   2=   2 1 0 Х  

Найдите значения коэффициентов по графику квадратичной функции изображенному на рисунке.

 

 

 

А(0; 4)

Для того, чтобы найти коэффициент c , надо найти ординату точки пересечения графика функции с осью ОУ.

Найдем коэффициент а . Для этого определяем координаты вершины (m; n)

n= 2

m= 2

У

Определяем координаты любой точки

А (0;4)

Подставляем эти значения в формулу квадратичной функции, заданной в ином виде:

 

 

 

 

А

 

 

4

Для нахождения коэффициента b ,

воспользуемся формулой для нахождения

абсциссы параболы

2

 

2=

 

2

1

0

Х

 

Решите самостоятельно.  1. Найдите значения коэффициентов по графику квадратичной функции изображенному на рисунке.   У с = о а = -2 b = 4 1 Х 0 1 Проверь себя

Решите самостоятельно.

1. Найдите значения коэффициентов по графику квадратичной функции изображенному на рисунке.

 

У

с = о

а = -2

b = 4

1

Х

0

1

Проверь себя

2. Найдите значения коэффициентов по графику квадратичной функции изображенному на рисунке.   У с = -3    а =  b = -6 1 Х 1 0  Проверь себя

2. Найдите значения коэффициентов по графику квадратичной функции изображенному на рисунке.

 

У

с = -3

 

а =

b = -6

1

Х

1

0

Проверь себя

ОГЭ  Задание 23

ОГЭ

Задание 23

  Постройте график функции и определите, при каких значениях параметра а прямая у = а не имеет с графиком общих точек. 1. Преобразуем функцию:       , ОДЗ:   2. Построим график функции   Х У                     1 У   Определим, при каких значениях параметра а прямая у = а не имеет с графиком общих точек. 1 -   а = 0 Очевидно, что горизонтальная прямая y = а не имеет с графиком ни одной общей точки при а = 0 и в

 

Постройте график функции и определите, при каких значениях параметра а прямая у = а не имеет с графиком общих точек.

1. Преобразуем функцию:

 

 

 

, ОДЗ:

 

2. Построим график функции

 

Х

У

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

У

 

Определим, при каких значениях параметра а прямая у = а не имеет с графиком общих точек.

1

-

 

а = 0

Очевидно, что горизонтальная прямая y = а не имеет с графиком ни одной общей точки при а = 0 и в "исключенной" точке x = - .

 

Найдем соответствующую ординату:

-1

1

0

Х

а = -1,5

 

 

а = -1,5

 

- 1,5

у = а

Ответ: 0 и – 1,5.

Постройте график функции и определите, при каких значениях параметра k прямая у = kх не имеет с графиком общих точек.   Очевидно, что прямая у=kх не имеет общих точек с параболой, если: Преобразуем функцию   графики этих функций не пересекаются (1) ; в точке с абсциссой х= -3 (2).         2 . х = -3, найдем соответствующую ординату. +16, , . 1. Для того, чтобы найти значения параметра k при которых графики функций не пересекаются, рассмотрим систему У Построим график функции +16, учитывая ОДЗ: .      решим методом сложения, получим   Получили точку с координатами (-3;25). Так как у=kх, получаем       График получим из графика функции , который сдвинем на 16 ед.отрезковвдоль оси ординат. Нас интересуют такие значения параметра k , при которомуравнение не имеет корней, т.е. Д.   25 Д=   16    -   Ответ: ; (-8;8). + х + Х 8 -8 0     -3

Постройте график функции и определите, при каких значениях параметра k прямая у = kх не имеет с графиком общих точек.

 

Очевидно, что прямая у=kх не имеет общих точек с параболой, если:

Преобразуем функцию

 

  • графики этих функций не пересекаются (1) ;
  • в точке с абсциссой х= -3 (2).

 

 

 

 

2 . х = -3, найдем соответствующую ординату.

+16, , .

1. Для того, чтобы найти значения параметра k при которых графики функций не пересекаются, рассмотрим систему

У

Построим график функции +16, учитывая ОДЗ: .

 

 

решим методом сложения, получим

 

Получили точку с координатами (-3;25).

Так как у=kх, получаем

 

 

 

График получим из графика функции , который сдвинем на

16 ед.отрезковвдоль оси ординат.

Нас интересуют такие значения параметра k , при которомуравнение не имеет корней, т.е. Д.

 

25

Д=

 

16

 

-

 

Ответ: ; (-8;8).

+

х

+

Х

8

-8

0

 

 

-3

Постройте график функции и определите, при каких значениях параметра а прямая у=ах имеет с графиком три или более общих точек.   Чтобы построить график данной функции, построим график квадратичной функции   График парабола, а ветви вверх,     вершина:     (-1;-9)  -9   = -1   у=0,  Найдём точки пересечения параболы с осью абсцисс:   Д =36, У  Построим параболу.  Чтобы получить график функции    надо учитывать, что для этой функции . 1    Нам нужно построить график функции , следовательно: 0 -1 Х  Найдем значения параметра а , при которых прямая у=ах имеет с графиком три или более общих точек, используя чертеж.   Следовательно -9 Ответ:  

Постройте график функции и определите, при каких значениях параметра а прямая у=ах имеет с графиком три или более общих точек.

 

Чтобы построить график данной функции, построим график квадратичной функции

 

График парабола, а ветви вверх,

 

 

вершина:

 

 

(-1;-9)

-9

 

= -1

 

у=0,

Найдём точки пересечения параболы с осью абсцисс:

 

Д =36,

У

Построим параболу.

Чтобы получить график функции

 

надо учитывать, что для этой функции .

1

 

Нам нужно построить график функции , следовательно:

0

-1

Х

Найдем значения параметра а , при которых

прямая у=ах имеет с графиком три или более

общих точек, используя чертеж.

 

Следовательно

-9

Ответ:

 

Постройте график функции и определите, при каких значениях параметра а прямая у=а имеет с графиком ровно две общие точки.   Воспользуемся определением модуля числа:     ,  и преобразуем функцию: построим график каждой функции.   1 .   квадратичная функция, график парабола, ветви ( а ).   У ,    (2;-1)   Найдем дополнительные точки: (1;0), (0;3). Строим график. 3 2 . График функции при, симметричен   построенной параболе относительно оси ординат. 1 Определим при каких значениях параметра а прямая у= а имеет с графиком ровно  две общие точки. 0 1 -1 Х а   у = -1, а = -1 Ответ: -1; (3;+  

Постройте график функции и определите, при каких значениях параметра а прямая у=а имеет с графиком ровно две общие точки.

 

Воспользуемся определением модуля числа:

 

 

,

и преобразуем функцию:

построим график

каждой функции.

 

1 .

 

квадратичная функция,

график парабола, ветви ( а ).

 

У

,

 

(2;-1)

 

Найдем дополнительные точки: (1;0), (0;3).

Строим график.

3

2 . График функции при, симметричен

 

построенной параболе относительно оси ординат.

1

Определим при каких значениях параметра а

прямая у= а имеет с графиком ровно

две общие точки.

0

1

-1

Х

а

 

у = -1, а = -1

Ответ: -1; (3;+

 

Самостоятельная работа. 1. Постойте график функции у= и определите , при каких значениях параметра а прямая у=а не имеет с графиком общих точек.   Проверь решение 2. Постройте график функции и определите, при каких   значениях параметра а прямая а имеет с графиком ровно две общие точки. Проверь решение 3. Постройте график функции и определите , при каких значениях параметра а прямая у=а имеет с графиком три или более общих точек.   Проверь решение   4. Постройте график функции у= и определите, при каких значениях параметра k прямая у=kх не имеет с графиком общих точек. Проверь решение   

Самостоятельная работа.

1. Постойте график функции у= и определите , при каких значениях параметра а прямая у=а не имеет с графиком общих точек.

 

Проверь решение

2. Постройте график функции и определите, при каких

 

значениях параметра а прямая а имеет с графиком ровно две

общие точки.

Проверь решение

3. Постройте график функции и определите , при каких значениях параметра а прямая у=а имеет с графиком три или более общих точек.

 

Проверь решение

 

4. Постройте график функции у= и определите, при каких значениях параметра k прямая у=kх не имеет с графиком общих точек.

Проверь решение

 

  1. Постойте график функции у= и определите , при каких значениях параметра а прямая у=а не имеет с графиком общих точек. Преобразуем функцию:   ОДЗ: х(2+х), х     У Дополнительные точки: (2;1), (1;2),  (4;0,5), (-2;-1), (-1;-2), (-4;-0,5) у   -   1 0 1 а = -4 а = 0 Х -4 Ответ: -4 и 0. вернуться

 

1. Постойте график функции у= и определите , при каких значениях параметра а прямая у=а не имеет с графиком общих точек.

Преобразуем функцию:

 

ОДЗ: х(2+х), х

 

 

У

Дополнительные точки: (2;1), (1;2),

(4;0,5), (-2;-1), (-1;-2), (-4;-0,5)

у

 

-

 

1

0

1

а = -4

а = 0

Х

-4

Ответ: -4 и 0.

вернуться

Постройте график функции и определите,
  • Постройте график функции и определите,

 

при каких значениях параметра а прямая а имеет с графиком

ровно две общие точки.

Преобразуем функцию, используя определение модуля числа

 

Построим график функции при ,

 

квадратичная функция,

график – парабола, ветви , вершина (0,5; 1,75).

 

У

Дополнительные точки: (0;2), (1;2), (2;4), (3;8).

Строим график функции (1).

График функции при, симметричен

 

построенной параболе относительно оси ординат.

1,75

Определим при каких значениях параметра а

прямая у= а имеет с графиком ровно

две общие точки.

1

0

1

Х

а = -1,75

а

 

Ответ:1,75;

 

вернуться

  3. Постройте график функции и определите , при каких  значениях параметра а прямая у=а имеет с графиком три или более общих точек. Построим график функции ,   квадратичная функция, график – парабола, ветви , вершина (0,5; -12,25).    Найдём точки пересечения параболы с осью абсцисс: у=0,     Д =49, У Строим параболу.  Данную параболу преобразуем в график функции .   2 1  Найдем значения параметра а , при которых 0 4    Х прямая у=ах имеет с графиком три или более общих точек, используя чертеж.   Ответ: (0;   вернуться

 

3. Постройте график функции и определите , при каких

значениях параметра а прямая у=а имеет с графиком три или более

общих точек.

Построим график функции ,

 

квадратичная функция,

график – парабола, ветви , вершина (0,5; -12,25).

 

Найдём точки пересечения параболы с осью абсцисс:

у=0,

 

 

Д =49,

У

Строим параболу.

Данную параболу преобразуем в график функции .

 

2

1

Найдем значения параметра а , при которых

0

4

 

Х

прямая у=ах имеет с графиком три или более

общих точек, используя чертеж.

 

Ответ: (0;

 

вернуться

4. Постройте график функции у= и определите, пи каких значениях параметра k прямая у=kх не имеет с графиком общих точек.   Преобразуем функцию: у =         Прямая у=kх не имеет общих точек с графиком данной функции при . Строим график функции, ДОЗ:     Найдем ординату: . Получили точку (0,5; 9,25). У Найдем k , подставив координаты точки в формулу  у = kх; 9,25 = 0,5 k; k= 18,5 Для того, чтобы найти значения параметра k при  которых графики функций не пересекаются,   рассмотрим систему уравнений: Д= -36   - + + 9 Х ( k- 6)( k +6)   Х     k 1 6 -6 f(0)=-36 0 вернуться Ответ: 18,5 ; (-6;6).

4. Постройте график функции у= и определите, пи каких значениях параметра k прямая у=kх не имеет с графиком общих точек.

 

Преобразуем функцию: у =

 

 

 

 

Прямая у=kх не имеет общих точек с графиком данной функции при .

Строим график функции, ДОЗ:

 

 

Найдем ординату: . Получили точку (0,5; 9,25).

У

Найдем k , подставив координаты точки в формулу

у = kх; 9,25 = 0,5 k; k= 18,5

Для того, чтобы найти значения параметра k

при которых графики функций не пересекаются,

 

рассмотрим систему уравнений:

Д= -36

 

-

+

+

9

Х

( k- 6)( k +6)

 

Х

 

 

k

1

6

-6

f(0)=-36

0

вернуться

Ответ: 18,5 ; (-6;6).

Удачи на экзамене!!!

Удачи на экзамене!!!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Задание 23 из ОГЭ по математике

Автор: Фомина Нюргуяна Владимировна

Дата: 04.12.2016

Номер свидетельства: 365449

Похожие файлы

object(ArrayObject)#867 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "ОФИЦИАЛЬНЫЕ ВАРИАНТЫ ОГЭ | МАТЕМАТИКА ОТВЕТЫ 6 ИЮНЯ 2024 | ВСЕ ЗАДАНИЯ и РЕГИОНЫ"
    ["seo_title"] => string(79) "ofitsialnye_varianty_oge_matematika_otvety_6_iiunia_2024_vse_zadaniia_i_regiony"
    ["file_id"] => string(6) "652094"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1717536775"
  }
}
object(ArrayObject)#889 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Реальные варианты и ответы на ОГЭ | Математика | 6 Июня | ВСЕ РЕГИОНЫ РФ 2024"
    ["seo_title"] => string(72) "realnye_varianty_i_otvety_na_oge_matematika_6_iiunia_vse_regiony_rf_2024"
    ["file_id"] => string(6) "652078"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1717527944"
  }
}
object(ArrayObject)#867 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "6 задание ОГЭ по математике"
    ["seo_title"] => string(27) "6_zadanie_oge_po_matematike"
    ["file_id"] => string(6) "668742"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1745228849"
  }
}
object(ArrayObject)#889 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Официальные ответы на ОГЭ пересдача 3 сентября 2024"
    ["seo_title"] => string(54) "ofitsialnye_otvety_na_oge_peresdacha_3_sentiabria_2024"
    ["file_id"] => string(6) "655565"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1724907623"
  }
}
object(ArrayObject)#867 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Все ответы ОГЭ/ ВСЕ РЕГИОНЫ/ ПЕРЕСДАЧА СЕНТЯБРЬ 2024"
    ["seo_title"] => string(51) "vse_otvety_oge_vse_regiony_peresdacha_sentiabr_2024"
    ["file_id"] => string(6) "655603"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1724981211"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1630 руб.
2500 руб.
1560 руб.
2400 руб.
1720 руб.
2640 руб.
1350 руб.
2070 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства