kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Задачи на подсчет перестановок.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект занятия "Задачи на подсчет перестановок"

Тип занятия: изучение нового материала

Форма занятия: практикум по решению задач

Цели урока:

образовательная

  • обучать решению задач по комбинаторике

развивающая

  • развивать логическое мышление
  • расширять математический кругозор
  • развивать навыки научно-исследовательской деятельности

воспитательная

  • воспитывать культуру письма, речи
  • развивать умения работать в группе
  • формировать чувство ответственности за принятое решение

Задачи урока:

  • отработать умения решать простейшие комбинаторные задачи
  • проверить понимание материала, изученного на уроках

ТСО

Используется мультимедийная презентация, в которой сохранена структура занятия, изложенная в данной разработке. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Задачи на подсчет перестановок. »

Тема: Задачи на подсчет числа перестановок.  г. Елец  ГА ПОУ «Елецкий медицинский колледж»  Преподаватель математики Абреимова Анна Александровна  2014 г.

Тема: Задачи на подсчет числа перестановок.

г. Елец

ГА ПОУ «Елецкий медицинский колледж»

Преподаватель математики Абреимова Анна Александровна

2014 г.

Тип занятия:  изучение нового материала Форма занятия:  практикум по решению задач Цели урока: образовательная обучать решению задач по комбинаторике развивающая развивать логическое мышление расширять математический кругозор развивать навыки научно-исследовательской деятельности воспитательная воспитывать культуру письма, речи развивать умения работать в группе формировать чувство ответственности за принятое решение Задачи урока:

Тип занятия:  изучение нового материала

Форма занятия:  практикум по решению задач

Цели урока:

образовательная

  • обучать решению задач по комбинаторике

развивающая

  • развивать логическое мышление
  • расширять математический кругозор
  • развивать навыки научно-исследовательской деятельности

воспитательная

  • воспитывать культуру письма, речи
  • развивать умения работать в группе
  • формировать чувство ответственности за принятое решение

Задачи урока:

  • отработать умения решать простейшие комбинаторные задачи
  • проверить понимание материала, изученного на уроках
План занятия:

План занятия:

  • Факториал.
  • Перестановки (определение).
  • Формула числа перестановок из n элементов.
  • Решение задач.
Факториал числа - это произведение натуральных чисел от 1 до самого числа (включая данное число).  Обозначается факториал восклицательным знаком «!». Пример: 3! = 1 · 2 · 3 = 6 6! = 1 · 2 · 3 · 4 · 5 · 6 = 720

Факториал числа - это произведение натуральных чисел от 1 до самого числа (включая данное число). Обозначается факториал восклицательным знаком «!».

Пример:

3! = 1 · 2 · 3 = 6

6! = 1 · 2 · 3 · 4 · 5 · 6 = 720

1. Факториал определён только для натуральных чисел и нуля. 2. Факториал нуля и единицы это 1.  0! = 1  1! = 1

1. Факториал определён только для натуральных чисел и нуля.

2. Факториал нуля и единицы это 1.

0! = 1

1! = 1

Пример: Задание: Вычислить  Решение: Вынесем в числителе 6!  за скобки:

Пример:

Задание: Вычислить

Решение: Вынесем в числителе 6!  за скобки:

Вычислить:

Вычислить:

Пример: Пусть имеются три книги.  Обозначим их буквами a , b и с.  Эти книги можно расставить на полке по-разному.          a  b   с

Пример:

Пусть имеются три книги. Обозначим их буквами a , b и с. Эти книги можно расставить на полке по-разному. a b с

Если первой поставить книгу a , то возможны такие расположения книг: a bc , a cb .        a  b  c  a  c  b

Если первой поставить книгу a , то возможны такие расположения книг: a bc , a cb . a b c a c b

Если первой поставить книгу b , то возможными являются такие расположения:  b ac , b ca .          b  a  c  b  c  a

Если первой поставить книгу b , то возможными являются такие расположения: b ac , b ca . b a c b c a

И наконец, если первой поставить книгу с, то получим такие расположения:   c ab , c ba .        c  a  b  c  b  a   Каждое из этих расположений называют перестановкой из трёх элементов.

И наконец, если первой поставить книгу с, то получим такие расположения: c ab , c ba . c a b c b a Каждое из этих расположений называют перестановкой из трёх элементов.

Перестановкой из n элементов называется каждое расположение этих элементов в определённом порядке.    Число перестановок из n элементов обозначают символом Р n (читается «Р из n »).

Перестановкой из n элементов называется каждое расположение этих элементов в определённом порядке. Число перестановок из n элементов обозначают символом Р n (читается «Р из n »).

Число всевозможных перестановок из n элементов вычисляется по формуле:

Число всевозможных перестановок из n элементов вычисляется по формуле:

Пример.  Сколькими способами могут быть расставлены 8 участников финального забега на восьми беговых дорожках?

Пример.

Сколькими способами могут быть расставлены 8 участников финального забега на восьми беговых дорожках?

Решение. Число способов равно числу перестановок из 8 элементов. По формуле числа перестановок находим, что   P 8 =8!=1 · 2 · 3 · 4 · 5 · 6 · 7 ·8 = 40 320. Значит, существует 40 320 способов расстановки участников забега на восьми беговых дорожках.

Решение.

Число способов равно числу перестановок из 8 элементов.

По формуле числа перестановок находим, что P 8 =8!=1 · 2 · 3 · 4 · 5 · 6 · 7 ·8 = 40 320.

Значит, существует 40 320 способов расстановки участников забега на восьми беговых дорожках.

Практическое задание 1: Составить все возможные перестановки из элементов: 1.) 1; 2.) 5, 6; 3.) a, b , c .

Практическое задание 1:

Составить все возможные перестановки из элементов:

1.) 1;

2.) 5, 6;

3.) a, b , c .

Практическое задание 2: Сколькими способами можно расставит на подоконнике 5 горшков с цветами?

Практическое задание 2:

Сколькими способами можно расставит на подоконнике 5 горшков с цветами?

Дайте определение ФАКТОРИАЛА. Каким ЗНАКОМ обозначается факториал. Дайте определение ПЕРЕСТАНОВКИ. Назовите ФОРМУЛУ ВЫЧИСЛЕНИЯ ПЕРЕСТАНОВОК.
  • Дайте определение ФАКТОРИАЛА.
  • Каким ЗНАКОМ обозначается факториал.
  • Дайте определение ПЕРЕСТАНОВКИ.
  • Назовите ФОРМУЛУ ВЫЧИСЛЕНИЯ ПЕРЕСТАНОВОК.
1. Теория. Учебник: Математика : учеб. для ссузов / Н.В. Богомолов, П.И. Самойленко. – 5 – е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2008. – 395, [5] с. : ил. Глава 16. Элементы комбинаторики и теории вероятностей. § 93. Пункт 2, стр. 371 - 372. 2. Практика. Сборник задач по математике:  учеб. Пособие для ссузов/ Н.В. Богомолов. – 8 – е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2012, - 204, [4] с.: ил. Глава 6. Элементы комбинаторики и теории вероятностей. § 41. № 311, 316, стр. 65

1. Теория.

Учебник:

Математика : учеб. для ссузов / Н.В. Богомолов, П.И. Самойленко. – 5 – е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2008. – 395, [5] с. : ил.

Глава 16. Элементы комбинаторики и теории вероятностей.

§ 93. Пункт 2,

стр. 371 - 372.

2. Практика.

Сборник задач по математике:

учеб. Пособие для ссузов/ Н.В. Богомолов. – 8 – е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2012, - 204, [4] с.: ил.

Глава 6. Элементы комбинаторики и теории вероятностей.

§ 41. № 311, 316,

стр. 65

Сколько различных четырёхзначных чисел,  в которых цифры не повторяются, можно составить из цифр 0, 2, 4, 6?

Сколько различных четырёхзначных чисел,

в которых цифры не повторяются, можно составить из цифр 0, 2, 4, 6?

Из цифр 0, 2, 4, 6 можно получить Р 4 перестановок. Из этого числа надо исключить те перестановки, которые начинаются с 0, так как натуральное число не может начинаться с цифры 0. Число таких перестановок равно Р 3. Значит, искомое число четырёхзначных чисел (без повторения цифр), которые можно составить из цифр 0, 2, 4, 6, равно  Р 4 - Р 3 = 4! – 3! = 24 – 6 = 18.

Из цифр 0, 2, 4, 6 можно получить Р 4 перестановок. Из этого числа надо исключить те перестановки, которые начинаются с 0, так как натуральное число не может начинаться с цифры 0. Число таких перестановок равно Р 3. Значит, искомое число четырёхзначных чисел (без повторения цифр), которые можно составить из цифр 0, 2, 4, 6, равно

Р 4 - Р 3 = 4! – 3! = 24 – 6 = 18.

Имеется девять различных книг, четыре из которых – учебники.  Сколькими способами можно расставить эти книги на полке так, чтобы все учебники стояли рядом?

Имеется девять различных книг, четыре из которых – учебники.

Сколькими способами можно расставить эти книги на полке так, чтобы все учебники стояли рядом?

Сначала будем рассматривать учебники как одну книгу. Тогда на полке надо расставить не девять, а шесть книг. Это можно сделать Р 6 способами. В каждой из полученных комбинаций можно выполнить Р 4 перестановок учебников. Значит, искомое число способов расположения книг на полке равно произведению Р 6 · Р 4. Получаем:  Р 6 · Р 4 = 6! · 4! = = 17 280.

Сначала будем рассматривать учебники как одну книгу. Тогда на полке надо расставить не девять, а шесть книг. Это можно сделать Р 6 способами. В каждой из полученных комбинаций можно выполнить Р 4 перестановок учебников. Значит, искомое число способов расположения книг на полке равно произведению Р 6 · Р 4. Получаем:

Р 6 · Р 4 = 6! · 4! = = 17 280.

Задачи на закрепление пройденного материала.

Задачи на закрепление пройденного материала.

  • Сколькими способами могут встать в очередь в билетную кассу: 1) 3 человека; 2) 5 человек?
  • Сколько существует вариантов рассаживания вокруг стола: 1) 6 гостей на 6 стульях; 2) 7 гостей на 7 стульях?
  • Сколькими способами можно с помощью букв K, L, M и N обозначить вершины четырехугольника?
  • Сколько различных пятизначных чисел, все цифры которых различны, можно записать с помощью цифр 4, 5, 6, 7 и 8?
  • Сколькими способами можно расставить на полке 8 книг, среди которых 2 книги одного автора, которые при любых перестановках должны стоять рядом?
  • В расписании на понедельник шесть уроков: алгебра, геометрия, биология, история, физкультура, химия. Сколькими способами можно составить расписание уроков на этот день так, чтобы два урока математики стояли рядом?
Вычислить:

Вычислить:


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Задачи на подсчет перестановок.

Автор: Абреимова Анна Александровна

Дата: 16.11.2014

Номер свидетельства: 131493

Похожие файлы

object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Основные понятия комбинаторики. Задачи на подсчет числа размещений, перестановок, сочетаний."
    ["seo_title"] => string(80) "osnovnyie_poniatiia_kombinatoriki_zadachi_na_podschiet_chisla_razmieshchienii_pi"
    ["file_id"] => string(6) "414807"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1494584650"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1160 руб.
1940 руб.
1580 руб.
2640 руб.
1600 руб.
2660 руб.
1440 руб.
2400 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства