kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Учебный проект по математике "Рациональные приёмы устного счёта"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал представляет собой проект по математике "Рациональные приёмы устного счёта" и презентацию  к нему. В защите проекта пятиклассники рассказывают лишь о некоторых приёмах устного счёта, с которыми они познакомились на занятиях кружка "Гимнастика ума"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ПРОЕКТ мой»



Проект по математике для учащихся 5 класса.

«Рациональные приёмы устных вычислений»



Творческое название проекта:

«Математика – гимнастика ума».



«Счет и вычисления – основы порядка в голове»

Иоганн Генрих Песталоцци



МБОУ СОШ станицы Терской

Учитель Яшина Нина Петровна





2015-2016 учебный год









Краткая аннотация проекта.



Устный счет – гимнастика для ума. Счет в уме является самым древним способом вычислений. Освоение вычислительных навыков развивает память и помогает усваивать предметы естественно-математического цикла.

Существует много приемов упрощения арифметических действий. Знание упрощенных приемов вычисления особенно важно в тех случаях, когда вычисляющий не имеет в своем распоряжении таблиц и калькулятора.

В данном проекте рассматриваются некоторые рациональные приёмы умножения, для производства которых достаточно устных вычислений.

Правила и приёмы вычислений не зависят от того, выполняются они письменно или устно. Однако, владение навыками устных вычислений представляет большую ценность не потому, что в быту ими пользуются чаще, чем письменными. Это важно ещё и потому, что они ускоряют письменные вычисления, приобретают опыт рациональных вычислений, дают выигрыш в вычислительной работе. Учителю иногда полезно рассказывать и показывать известные вычислительные секреты. Тогда перед учениками откроется совсем другая математика. Живая, полезная и понятная.



Основополагающий вопрос:

Почему в кабинете математики висит репродукция картины Н.П. Богданова-Бельского «Устный счёт»?

Цель проекта:

Изучить и научиться применять некоторые рациональные способы быстрого устного счета.

Задачи проекта:

  1. Изучить литературу по данной теме.

  2. Освоить несколько быстрых и удобных способов устного счета, которые могут пригодиться в математике.

  3. Составить задания для учеников школы для развития у них навыков быстрого счета.


Учебные вопросы:

1.Приём умножения чисел на 11, 22, 33…

2.Приём умножения на 5, 50, 25, 125.

3. Приём умножения чисел второго десятка.

4.Приём возведения в квадрат двузначных чисел, оканчивающихся на 5.

5. Приём умножения двузначных чисел, число десятков которых одинаково, а сумма единиц равна 10.

6. Приём умножения чисел, близких к сотне с недостатком.

7.Приём умножения чисел, близких к сотне с избытком.

Планируемые результаты:

  1. После работы над проектом учащиеся освоят несколько рациональных приёмов устных вычислений.

  2. Учащиеся научатся включать изученные приёмы в систему вычислений.

  3. В результате работы над проектом пополнится методическая копилка учителя по данной теме.

  4. Работа над проектом вызовет интерес учащихся и стремление познакомиться с другими приёмами устных вычислений.

  5. Ученики 5-х классов примут участие во внеклассном мероприятии «Математическая сказка», где покажут свои умения в устном счёте.


*Первый ученик.

Творческое название нашего проекта «Математика – гимнастика ума». Это слова великого русского полководца Александра Васильевича Суворова.

В кабинете математики висит репродукция картины «Устный счёт». Написал ее художник Николай Петрович Богданов – Бельский в 1895 году. Художник изобразил на этой картине невыдуманных учеников и учителя. Учитель – это Сергей Александрович Рачинский, известный русский педагог. На свои средства он открыл школу для крестьянских детей в селе Смоленской губернии и стал в ней учителем. Его ученики так хорошо считали устно, что этому удивлялись все посетители школы. Один из его учеников – будущий художник – Николай Богданов-Бельский.

Второй ученик.

Со знакомства с этой картиной началась работа кружка «Гимнастика ума», на котором мы стали изучать приёмы рационального счёта. Рациональный счет – это удобный , быстрый счет. А затем участники кружка стали объяснять изученные приёмы на уроке. Так что и другие ребята подключились к этой работе. Сегодня мы покажем всем лишь некоторые приёмы. Думаем, что вам тоже станет интересно.

*Третий ученик.

Приём умножения двузначных чисел на 11.

*а) Чтобы умножить на 11 двузначное число, надо сложить количество единиц и десятков и полученный результат вставить между единицами и десятками:

*Пусть надо 35*11.

Сложим 3+5=8; число 8 вставим между 3 и 5.

*Значит, 35*11=385 .

*б) Если сумма разрядных единиц числа равна от 10 до 18, надо количество единиц этого числа вставить между разрядными единицами, а 1 добавить к следующей разрядной единице.

*Пусть надо 49*11.

Сложим 4+9=13; число 3 вставим между 4 и 9, а 1 добавим к 4.

Значит, 49*11=539

*(Умножение на 11. Игра «Ромашка»)


*Четвёртый ученик. (читает со слайда)

Приём умножения на 25.

25 – то четверть от числа 100. Значит, чтобы умножить на 25, можно умножить на 100, а потом разделить на 4. Проще сделать так:

  1. *Раздели число на 4.

  2. *Если остаток 0 – припиши 2нуля.

  3. *Если остаток 1 – припиши 25.

  4. *Если остаток 2 – припиши 50.

  5. *Если остаток 3 – припиши 75.

*Например: 28*25; 37*25; 22*25; 27*25.

*Тренировочные упражнения:

(Присутствующие или участники проекта тренируются в умножении чисел на 25.)

*Пятый ученик. (Читает со слайда)

Как умножить число на 125?

125 – это восьмая часть от 1000, значит, надо число умножить на 1000, а потом разделить на 8, или сначала разделить на 8, а потом приписать три нуля.

*Если остаток 1 – приписать 125, остаток 2 – приписать 250, остаток 3 – приписать 375, остаток 4 – приписать 500 и так далее.

*Например:

16*125, 33*125; 42*125; 47*125.

*(Тренировочные упражнения со слайда по очереди все участники защиты проекта).

*Шестой ученик.

Как перемножить числа второго десятка?

*Пусть надо 14*17.

*К любому из чисел (лучше к большему) прибавить единицы второго числа: 17+4=21. Полученный результат умножить на 10, то есть приписать нуль (210).

*Перемножить единицы этих чисел (4*7=28) и прибавить к 210: 210+28=238.

*(Тренировочные упражнения по очереди)

*Первый ученик.

Как возвести в квадрат числа, имеющие 5 единиц?

Чтобы возвести в квадрат числа 15, 25, 35, 45, 55, 65. 75, 85, 95 надо число десятков умножить на число, следующее за ним в числовом ряду и приписать 25, так как 5*5=25.

*Например: 65*65; 85*85. (объясняет)

*Тренировочные упражнения по очереди.

*Второй ученик.

Умножение двузначных чисел, число десятков которых одинаково, а сумма единиц равна 10, выполняется так же, как возведение в квадрат чисел, оканчивающихся на 5: число десятков умножаем на число, следующее за ним в числовом ряду и приписываем произведение единиц.

*Например: 23*27; 51*59; 74*76.

*(Тренировочные упражнения по очереди)

*Третий ученик.

Приём умножения чисел, близких к 100 (с недостатком)

Пусть надо 97*96.

1)Найдём недостаток до 100 1-ого числа (100-97=3).

2)найдём недостаток до 100 2-го числа (100-96=4).

3) Сумму 2-х недостатков (3+4=7) вычтем из100 (100-7=93) – это 2 первые цифры ответа.

4)Перемножим недостатки до 100 2-х чисел (3*4=12), число 12 припишем к 93. Ответ: 9312

*Тренировочные упражнения.


*Четвёртый ученик.

Приём умножения чисел, близких к 100 с избытком.

Пусть надо 107*105.

1)Сложим избытки 2-х чисел (7*5=12), прибавим к 100, получим 112 – это первые цифры ответа.

2)Перемножим избытки 2-х чисел (7*5=35) и припишем к 112. Ответ:11235

*(Тренировочные упражнения)

*Пятый ученик.

Свои умения считать устно мы показали на внеклассном мероприятии «Математическая сказка», которое провели совместно с учениками 7-х классов.

В следующих классах мы продолжим изучать приёмы устного счёта на уроках математики, так как сделали такой вывод:

*Математика нужна,

Математика важна,

Потому что для ума,

Как гимнастика она.

Шестой ученик.

Своё выступление мы хотим закончить такими словами:

Мы стремимся к жизни без трудностей, но дубы вырастают крепкими при сильных ветрах, а алмазы образуются под высоким давлением.


СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!














Просмотр содержимого презентации
«Яшина. Прокт Устный счёт»

ПРОЕКТ  по математике  «Рациональные приёмы устного счёта» Участники проекта: учащиеся 5а и 5б классов МБОУ СОШ станицы Терской. Руководитель проекта Яшина Н.П.

ПРОЕКТ по математике «Рациональные приёмы устного счёта»

Участники проекта:

учащиеся 5а и 5б классов

МБОУ СОШ станицы Терской.

Руководитель проекта Яшина Н.П.

МАТЕМАТИКА-  ГИМНАСТИКА  УМА    Александр Васильевич Суворов, великий русский полководец   1730-1800г.г.

МАТЕМАТИКА- ГИМНАСТИКА УМА Александр Васильевич Суворов, великий русский полководец

1730-1800г.г.

Н. П. Богданов-Бельский.  «Устный счёт»  1895год. Учитель народной школы Сергей Александрович Рачинский с учениками

Н. П. Богданов-Бельский. «Устный счёт» 1895год.

Учитель народной школы Сергей Александрович Рачинский с учениками

Приём умножения  двузначных чисел на 11 а) Чтобы умножить на 11 двузначное число, надо сложить количество единиц и десятков и полученный результат вставить между единицами и десятками: Пусть надо 35*11. Сложим 3+5=8; число 8 вставим между 3 и 5. Значит, 35*11=385 б) Если сумма разрядных единиц числа равна 10 – 18, надо количество единиц этого числа вставить между разрядными единицами, а 1 добавить к следующей разрядной единице. Пусть надо 49*11.  Сложим 4+9=13; число 3 вставим между 4 и 9, а 1 добавим к 4.

Приём умножения двузначных чисел на 11

  • а) Чтобы умножить на 11 двузначное число, надо сложить количество единиц и десятков и полученный результат вставить между единицами и десятками:

Пусть надо 35*11.

Сложим 3+5=8; число 8 вставим между 3 и 5.

Значит, 35*11=385

  • б) Если сумма разрядных единиц числа равна 10 – 18, надо количество единиц этого числа вставить между разрядными единицами, а 1 добавить к следующей разрядной единице.
  • Пусть надо 49*11.

Сложим 4+9=13; число 3 вставим между 4 и 9, а 1 добавим к 4.

  • Значит, 49*11=539
36 62 59 87 47 38 65 43

36

62

59

87

47

38

65

43

Как умножить на 25? Например: 28*25 28:4=7, припишем 2 нуля, ответ – 700 2) 37*25 37:4=9(ост. 1), припишем 25 , ответ - 925 3) 22*25 22:4=5(ост. 2), припишем 50, ответ - 550 4) 27*25 27:4=6(ост.3), припишем 75, ответ - 675 25 – это четверть от 100, значит, надо число умножить на 100 и разделить на 4. Проще: разделить число на 4.  Если остаток 0  - приписать 2 нуля Если остаток 1 – приписать 25,  т.к 25- это 1/4 от 100. Если остаток 2 – приписать 50 , т.к. 50 – это 2/4 от 100. Если остаток 3 – приписать 75 , т.к. 75 –  это 3/4  от 100

Как умножить на 25?

Например:

  • 28*25

28:4=7, припишем 2 нуля, ответ – 700

2) 37*25

37:4=9(ост. 1), припишем 25 , ответ - 925

3) 22*25

22:4=5(ост. 2), припишем 50, ответ - 550

4) 27*25

27:4=6(ост.3), припишем 75, ответ - 675

  • 25 – это четверть от 100, значит, надо число умножить на 100 и разделить на 4.

Проще: разделить число на 4.

Если остаток 0 - приписать 2 нуля

Если остаток 1 – приписать 25, т.к 25- это 1/4 от 100.

Если остаток 2 – приписать 50 , т.к. 50 – это 2/4 от 100.

Если остаток 3 – приписать 75 , т.к. 75 – это 3/4 от 100

Как умножить число на 125? Например: 1)16*125 16:8=2, припишем 3 нуля, ответ – 2000. 2) 33*125 33:8=4 (ост.1), припишем 125, ответ – 4125 . 3) 42*125 42:8=5(ост.2), припишем 250, ответ - 5250. 4) 27*125 27:8=3(ост. 3), припишем 375, ответ - 3375. 125 – это восьмая часть от 1000, значит, надо число умножить на 1000 и разделить на 8, или сначала разделить на 8, а потом приписать три нуля. Если остаток 1 – приписать 125. Если остаток 2 - приписать 250. Если остаток 3 - приписать 375. Если остаток 4 – приписать 500.

Как умножить число на 125?

  • Например:

1)16*125

16:8=2, припишем 3 нуля, ответ 2000.

2) 33*125

33:8=4 (ост.1), припишем 125, ответ 4125 .

3) 42*125

42:8=5(ост.2), припишем 250, ответ - 5250.

4) 27*125

27:8=3(ост. 3), припишем 375, ответ - 3375.

  • 125 – это восьмая часть от 1000, значит, надо число умножить на 1000 и разделить на 8, или сначала разделить на 8, а потом приписать три нуля.

Если остаток 1 – приписать 125.

Если остаток 2 - приписать 250.

Если остаток 3 - приписать 375.

Если остаток 4 – приписать 500.

Как перемножить числа второго десятка? Попробуй умножить устно: 12*16= 17*18= 14*19= 16*13= 13*18= 15*14=   Объяснение приёма: Пусть надо 14*17. 1) К любому из двух чисел (удобнее к большему) прибавить единицы другого числа: 17+4=21 . 2)Полученный результат умножить на 10: 21*10=210 3) Прибавить произведение единиц этих чисел: 210+4*7=210+28=238. Итак: 14*17=(17+4)*10+4*7=  =210+28=238

Как перемножить числа второго десятка?

  • Попробуй умножить устно:

12*16=

17*18=

14*19=

16*13=

13*18=

15*14=

  • Объяснение приёма:
  • Пусть надо 14*17.

1) К любому из двух чисел (удобнее к большему) прибавить единицы другого числа: 17+4=21 .

2)Полученный результат умножить на 10: 21*10=210

3) Прибавить произведение единиц этих чисел: 210+4*7=210+28=238.

Итак: 14*17=(17+4)*10+4*7=

=210+28=238

35 2 = 45 2 = 55 2 = Как возвести в квадрат двузначные числа,  имеющие 5 единиц? Объяснение: Чтобы возвести в квадрат числа 15, 25, 35, 45, 55, 65, 75, 85, 95 надо: число десятков умножить на число, следующее за ним в числовом ряду и приписать произведение единиц, т.е. 5*5= 25  Например : 65*65. 6*7=42, припишем 25, ответ 4225. 85*85. 8*9=72, припишем 25, ответ 7225 Объясните, как возвести в квадрат числа: 25 2 =  95 2 =

35 2 =

45 2 =

55 2 =

Как возвести в квадрат двузначные числа, имеющие 5 единиц?

  • Объяснение: Чтобы возвести в квадрат числа 15, 25, 35, 45, 55, 65, 75, 85, 95 надо:

число десятков умножить на число, следующее за ним в числовом ряду и приписать произведение единиц, т.е. 5*5= 25

Например : 65*65.

6*7=42, припишем 25, ответ 4225.

85*85.

8*9=72, припишем 25, ответ 7225

  • Объясните, как возвести в квадрат числа:

25 2 =

95 2 =

Например:  23*27.   2*3=6, 3*7=21, ответ: 621.   Умножение чисел, количество десятков которых одинаковое, а сумма единиц  равна 10, выполняется так же, как возведение в квадрат двузначных чисел,  оканчивающихся на 5 : число десятков умножают на последующее число в натуральном ряду и приписывают двузначное произведение единиц 2) 51*59. 5*6=30; 1*9=9, ответ: 3009. 3) 74*76.   7*8=56; 4*6=24, ответ: 5624

Например:

  • 23*27.

2*3=6, 3*7=21,

ответ: 621.

Умножение чисел, количество десятков которых одинаковое, а сумма единиц

равна 10, выполняется так же, как возведение в квадрат двузначных чисел,

оканчивающихся на 5 :

число десятков умножают на последующее число в натуральном ряду и приписывают двузначное произведение единиц

2) 51*59. 5*6=30; 1*9=9,

ответ: 3009.

3) 74*76.

7*8=56; 4*6=24,

ответ: 5624

Выбери подходящие  пары чисел и перемножь  их устно ( начни от колокольчика )

Выбери

подходящие

пары чисел и

перемножь

их устно

( начни от колокольчика )

Объяснение приёма умножения чисел,  близких к 100 (с недостатком) 1) Найти недостаток до 100 1-ого числа. 2) Найти недостаток до 100 2-ого числа.

Объяснение приёма умножения чисел, близких к 100 (с недостатком)

  • 1) Найти недостаток до 100

1-ого числа.

  • 2) Найти недостаток до 100

2-ого числа.

  • 3) Сумму 2-х недостатков вычти из 100. Полученный результат – это 2 первые цифры ответа.
  • 4) Перемножить недостатки до 100 обоих чисел. Приписать полученный результат к 2-м первым цифрам ответа.
Приём умножения чисел, близких к 100 (с избытком)

Приём умножения чисел, близких к 100 (с избытком)

  • 107*105=
  • 1) Избытки: 7+5=12
  • 2) 100+12=112 (первые 3 цифры ответа)
  • 3) Избытки: 7*5=35 (последние цифры ответа)
  • Итак: 107*105=11235
Математическая сказка

Математическая сказка

Математика нужна, Математика важна, Потому что для ума Как гимнастика она

Математика нужна,

Математика важна,

Потому что для ума

Как гимнастика она

Мы стремимся к жизни без трудностей, но дубы вырастают крепкими при сильных ветрах, а алмазы образуются под высоким давлением.

Мы стремимся к жизни без трудностей, но дубы вырастают крепкими при сильных ветрах, а алмазы образуются под высоким давлением.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Учебный проект по математике "Рациональные приёмы устного счёта"

Автор: Яшина Нина Петровна

Дата: 31.05.2016

Номер свидетельства: 331795


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1190 руб.
1980 руб.
1500 руб.
2500 руб.
1500 руб.
2500 руб.
1120 руб.
1870 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства