kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация мастер-класс по теме«Технология проблемного обучения как средство развития познавательной активности на уроках математики»

Нажмите, чтобы узнать подробности

  ммммм     «Великая цель образования – это не знания, а действия. … Дороги не те знания, которые откладываются в мозгу, как жир, дороги те, которые превращаются в умственные мышцы»

У Плутарха есть известная притча о работниках, которые везли тачки с камнями. Работников было трое. К ним подошёл человек и задал каждому и них один и тот же вопрос: «Чем ты занимаешься?» Ответ первого был таков: «Везу эту проклятую тачку». По-иному ответил второй: «Зарабатываю себе на хлеб». Третий воодушевлённо провозгласил: «Строю прекрасный храм!» 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация мастер-класс по теме«Технология проблемного обучения как средство развития познавательной активности на уроках математики»»

мастер-класс Иванова Татьяна Владимировна учитель математики МАОУ «Школа № 17 г. Белогорск»

мастер-класс

Иванова

Татьяна Владимировна

учитель математики

МАОУ «Школа № 17 г. Белогорск»

«Великая цель образования – это не знания, а действия. … Дороги не те знания, которые откладываются в мозгу, как жир, дороги те, которые превращаются в умственные мышцы» Герберт Спенсер

«Великая цель образования – это не знания, а действия. … Дороги не те знания, которые откладываются в мозгу, как жир, дороги те, которые превращаются в умственные мышцы»

Герберт Спенсер

У Плутарха есть известная притча о работниках, которые везли тачки с камнями. Работников было трое. К ним подошёл человек и задал каждому и них один и тот же вопрос: «Чем ты занимаешься?» Ответ первого был таков: «Везу эту проклятую тачку». По-иному ответил второй: «Зарабатываю себе на хлеб». Третий воодушевлённо провозгласил: «Строю прекрасный храм!»

У Плутарха есть известная притча о работниках, которые везли тачки с камнями. Работников было трое. К ним подошёл человек и задал каждому и них один и тот же вопрос: «Чем ты занимаешься?» Ответ первого был таков: «Везу эту проклятую тачку». По-иному ответил второй: «Зарабатываю себе на хлеб». Третий воодушевлённо провозгласил: «Строю прекрасный храм!»

Целями проблемного обучения являются:  усвоение результатов научного познания, а также овладение способами познания; формирование и развитие интеллектуальной, мотивационной сфер школьника;

Целями проблемного обучения являются:

  • усвоение результатов научного познания,

а также овладение способами познания;

  • формирование и развитие интеллектуальной,

мотивационной сфер школьника;

  • - развитие индивидуальных способностей учащихся.
Три вида проблемного обучения:  проблемное изложение знаний.  привлечение учащихся к поиску на отдельных этапах изложения знаний.

Три вида проблемного обучения:

  • проблемное изложение знаний.
  • привлечение учащихся к поиску

на отдельных этапах изложения знаний.

  • исследовательский метод.
Учебный процесс в условиях проблемного обучения имеет следующую структуру: Деятельность учителя : Деятельность ученика создает проблемную ситуацию организует размышление над проблемой и ее формулировкой организует поиск гипотезы организует проверку гипотезы организует обобщение результатов и применение полученных знаний осознают противоречия формирует проблему выдвигают гипотезы, объясняющие явления проверяют гипотезу в эксперименте, решении задач анализируют результаты, делают выводы. применяют полученные  знания

Учебный процесс в условиях проблемного

обучения имеет следующую структуру:

Деятельность учителя :

Деятельность ученика

  • создает проблемную ситуацию
  • организует размышление над проблемой и ее формулировкой
  • организует поиск гипотезы
  • организует проверку гипотезы
  • организует обобщение результатов и применение полученных знаний
  • осознают противоречия
  • формирует проблему
  • выдвигают гипотезы, объясняющие явления
  • проверяют гипотезу в эксперименте, решении задач
  • анализируют результаты, делают выводы.
  • применяют полученные

знания

Познавательная деятельность в условиях проблемной ситуации выстроена в следующую цепочку:  проблемная ситуация   проблема   поиск способов ее решения   решение проблемы.

Познавательная деятельность в условиях проблемной

ситуации выстроена в следующую цепочку:

проблемная ситуация

проблема

поиск способов ее решения

решение проблемы.

Проблемные ситуации бывают двух типов: возникшие с удивлением и  возникшие с затруднением.

Проблемные ситуации бывают двух типов:

возникшие с удивлением и

возникшие с затруднением.

Тип проблемной ситуации Тип противоречия С удивлением Приемы создания проблемной ситуации Между двумя (или более) фактами. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории. Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим действием. Между житейским представлением учеников и научным фактом. Обнажить житейское представление учеников вопросом или практическим заданием с «ловушкой». Предъявить научный факт сообщением, экспериментом, презентацией.

Тип проблемной ситуации

Тип противоречия

С удивлением

Приемы создания проблемной ситуации

Между двумя (или более) фактами.

Одновременно предъявить противоречивые факты, теории.

Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим действием.

Между житейским представлением учеников и научным фактом.

Обнажить житейское представление учеников вопросом или практическим заданием с «ловушкой».

Предъявить научный факт сообщением, экспериментом, презентацией.

С затруднением Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя. Дать практическое задание, не выполнимое вообще. Дать практическое задание, сходное с предыдущим. Дать невыполнимое практическое задание, похожее на предыдущее. Доказать, что задание учениками не выполнено.

С затруднением

Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя.

Дать практическое задание, не выполнимое вообще.

Дать практическое задание, сходное с предыдущим.

Дать невыполнимое практическое задание, похожее на предыдущее.

Доказать, что задание учениками не выполнено.

- Вычислить: Подвести обучающихся к противоречию и предложить  им самим найти способ его разрешения. 5 класс. Тема: « Сложение и вычитание смешанных чисел » Возможные варианты ответа:

- Вычислить:

Подвести обучающихся к противоречию и предложить

им самим найти способ его разрешения.

5 класс. Тема: « Сложение и вычитание смешанных чисел »

Возможные варианты ответа:

Разрешение противоречий через практическую деятельность.   7 класс. Темы: « Построение треугольника по трем элементам »  « Неравенство треугольника » , «Сумма углов треугольника»

Разрешение противоречий через практическую

деятельность.

7 класс. Темы: « Построение треугольника по трем элементам »

« Неравенство треугольника » ,

«Сумма углов треугольника»

Побуждение делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты. 5 класс. Тема: « Упрощение выражений » Ранее мы изучили свойства сложения и умножения, я предлагаю, используя эти свойства решить устно заданные примеры, назвать свойство, которое применяется в каждом примере: А) 27+174+73; Б) 50∙19∙2; В) 64+(79+36); Г) 135∙12+8∙135.

Побуждение делать сравнения, обобщения,

выводы из ситуации, сопоставлять факты.

5 класс. Тема: « Упрощение выражений »

Ранее мы изучили свойства сложения и умножения, я предлагаю,

используя эти свойства решить устно заданные примеры, назвать свойство,

которое применяется в каждом примере:

А) 27+174+73;

Б) 50∙19∙2;

В) 64+(79+36);

Г) 135∙12+8∙135.

Постановка проблемных задач (например, с недостаточными  или избыточными исходными данными; с неопределенностью в постановке вопроса; с противоречивыми данными;  с заведомо допущенными ошибками)

Постановка проблемных задач (например, с недостаточными

или избыточными исходными данными;

с неопределенностью в постановке вопроса;

с противоречивыми данными;

с заведомо допущенными ошибками)

А ну-ка, угадай! Есть и водный, и воздушный, Тот, что движется по суше, Грузы возит и людей. Что это? Скажи скорей!  КАКИЕ ВЕЛИЧИНЫ ХАРАКТЕРИЗУЮТ ДВИЖЕНИЕ? Транспорт

А ну-ка, угадай!

Есть и водный, и воздушный,

Тот, что движется по суше,

Грузы возит и людей.

Что это? Скажи скорей!

КАКИЕ ВЕЛИЧИНЫ ХАРАКТЕРИЗУЮТ ДВИЖЕНИЕ?

Транспорт

Решите задачу     Два лыжника вышли с двух стартов, расстояние между которыми 50 км. Скорость первого лыжника 7 км/ч, а скорость второго – 8 км/ч. Чему равно расстояние между ними через 2 часа?     Сколько решений  может иметь задача?  Составь схемы.

Решите задачу

Два лыжника вышли с двух стартов, расстояние между которыми 50 км. Скорость первого лыжника 7 км/ч, а скорость второго – 8 км/ч. Чему равно расстояние между ними через 2 часа?

Сколько решений может иметь задача? Составь схемы.

«Обманные задачи»:

«Обманные задачи»:

  • 1. Постройте прямоугольник со сторонами 2, 3 и 5 см. 2. Больший угол треугольника равен 50°. Найдите остальные углы. 3. Две стороны треугольника перпендикулярны третьей. Определите вид треугольника. 4. Внешний угол при основании равнобедренного треугольника равен 75°. Найдите углы треугольника. 5. Диагональ ромба в два раза больше его стороны. Найдите углы ромба.
«Обманные задачи»: 7 кл. Тема «Линейные уравнения с одной переменной». Решаю быстро уравнение: (5Х+ 8) х 2 – 3 = 19 10Х + 16 – 3 = 19 10Х = 19 – 16 – 3 10Х = 0 Х = 0 Естественно при проверке ответ не сходится

«Обманные задачи»:

7 кл. Тема «Линейные уравнения с одной переменной».

Решаю быстро уравнение:

(5Х+ 8) х 2 – 3 = 19

10Х + 16 – 3 = 19

10Х = 19 – 16 – 3

10Х = 0

Х = 0

Естественно при проверке ответ не сходится

Создание проблемных ситуаций через решение задач , связанных с жизнью 5 кл. Тема «Периметр прямоугольника» Семья Димы летом переехала в новый дом. Им отвели земельный участок прямоугольной формы. Папа решил поставить изгородь. Он попросил Диму сосчитать сколько потребуется штакетника, для изгороди, если на 1 погонный м. изгороди требуется 10 штук? Сколько денег потратит семья, если каждый десяток стоит 50 рублей. Проблемная ситуация: нужно найти длину изгороди (периметр прямоугольника).

Создание проблемных ситуаций через решение задач , связанных с жизнью

5 кл. Тема «Периметр прямоугольника»

  • Семья Димы летом переехала в новый дом. Им отвели земельный участок прямоугольной формы. Папа решил поставить изгородь. Он попросил Диму сосчитать сколько потребуется штакетника, для изгороди, если на 1 погонный м. изгороди требуется 10 штук? Сколько денег потратит семья, если каждый десяток стоит 50 рублей.

Проблемная ситуация: нужно найти длину изгороди (периметр прямоугольника).

Создание проблемных ситуаций на уроках математики не только формирует ту систему математических знаний, умений и навыков, которая предусмотрена программой, но и самым естественным образом развивает у школьников творческую активность . Нельзя заставлять ребёнка слепо штудировать предмет в погоне за общей успеваемостью. Необходимо давать ему  возможность экспериментировать и не бояться ошибок, воспитывать у учащихся смелость быть не согласным с учителем. Создание проблемных ситуаций на уроках математики не только формирует ту систему математических знаний, умений и навыков, которая предусмотрена программой, но и самым естественным образом развивает у школьников творческую активность . Нельзя заставлять ребёнка слепо штудировать предмет в погоне за общей успеваемостью. Необходимо давать ему  возможность экспериментировать и не бояться ошибок, воспитывать у учащихся смелость быть не согласным с учителем.
  • Создание проблемных ситуаций на уроках математики не только формирует ту систему математических знаний, умений и навыков, которая предусмотрена программой, но и самым естественным образом развивает у школьников творческую активность . Нельзя заставлять ребёнка слепо штудировать предмет в погоне за общей успеваемостью. Необходимо давать ему  возможность экспериментировать и не бояться ошибок, воспитывать у учащихся смелость быть не согласным с учителем.
  • Создание проблемных ситуаций на уроках математики не только формирует ту систему математических знаний, умений и навыков, которая предусмотрена программой, но и самым естественным образом развивает у школьников творческую активность .
  • Нельзя заставлять ребёнка слепо штудировать предмет в погоне за общей успеваемостью. Необходимо давать ему  возможность экспериментировать и не бояться ошибок, воспитывать у учащихся смелость быть не согласным с учителем.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Иванова Татьяна Владимировна

Дата: 21.12.2015

Номер свидетельства: 268777


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1680 руб.
2400 руб.
1360 руб.
1940 руб.
1310 руб.
1870 руб.
1450 руб.
2070 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства