РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ ПО ФГОС
  5 КЛАСС
  (физико-математический профиль)
  
 
  Автор-составитель  
  Скорук Марина Васильевна,  
  учитель математики  
  МАОУ «Центр образования № 13  
  имени Героя Советского Союза  
  Н.А.Кузнецова»,г.Тамбов
  
 
  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
  Рабочая программа по математике для 5 класса (физико-математический профиль) составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образованиям на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. За основу взята Примерная программа основного общего образования по математике, а также авторская программа по математике Л.Г.Петерсон «Учусь учиться» для 5 – 6 классов средней школы по образовательной системе деятельностного метода обучения «Школа 2000». 
  В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции развития математического образования в Российской Федерации (утв. распоряжением Правительства РФ от 24.12.2013), Программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся, в том числе коммуникативных качеств личности.
  Рабочая программа составлена в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования МАОУ «Центр образования № 13 имени Героя Советского Союза Н.А.Кузнецова». 
  Рабочая программа по математике для 5 класса представляет собой целостный документ, включающий пояснительную записку, планируемые результаты изучения предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование, учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.
  Программа соответствует учебнику Г.В.Дорофеева, Л.Г.Петерсон «Математика. 5 класс» (М.: Издательство «Ювента», 2013)
  Данная программа конкретизирует содержание предметных тем, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса, рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
  Предлагаемая программа выполняет две основные функции:
  -  информационно-методическая - позволяет получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся 5 класса средствами математики; 
-  организационно-планирующая – предусматривает выделение этапов обучения, определения качественных и количественных характеристик учебного материала на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся. 
 Многим людям в своей жизни приходится выполнять достаточно сложные расчеты, пользоваться общеупотребительной вычислительной техникой, находить в справочниках и применять нужные формулы, владеть практическими приемами геометрических измерений и построений, составлять несложные алгоритмы, читать информацию, представленную в виде графиков, схем, диаграмм и т.п. Без конкретных математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие и интерпретация научных знаний, разнообразной социальной, экономической, политической информации. Практическая полезность математики обусловлена тем, что ее предметом являются фундаментальные структуры реального мира: простанственные формы и количественные отношения – от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте людей, до достаточно сложных, необходимых для развития научных и технологических идей.  
  Без базовой математической подготовки невозможно достичь высокого уровня образования, так как все больше специальностей связано с непосредственным применением математики (экономика, бизнес, финансы, физика, химия, техника, информатика, биология, психология и др.) Следовательно, расширяется круг школьников, для которых математика становится профессионально значимым предметом.
  Для жизни в современном обществе не менее важным является формирование математического стиля мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включаются дедукция и индукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. С помощью объектов математических умозаключений и правил их конструирования вскрывается механизм логических построений, вырабатываются умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивается логическое мышление.
  Математике принадлежит ведущая роль в развитии алгоритмического мышления, формировании умения дейстовать по заданным алгоритмам, конструировать новые. В ходе решения задач – основной учебной деятельности на уроках математики – развиваются творческая и прикладная стороны мышления.  
  Использование в математике нескольких математических языков дает возможность развивать у учащихся точную, экономную, информативную устную и письменную речь, умения подбирать наиболее подходящие языковые средства (в частности, символьные, графические).  
  Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Ее необходимым компонентом является общее знакомство с методами познания действительности, что включает понимание диалектической взаимосвязи математики и дествитетльности, представление о предмете и методе математики, его оличия от методов естественных и гуманитарных наук, об особенностях применения математики для решения научных и прикладных задач.  
  Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, развитию воображения, пространственных представлений. Изучение истории развития математики дает возможность пополнить запас историко-научных знаний школьников, сформировать у них представление о математике как части общечеловеческой культуры. Знакомство с основными историческими вехами возникновения и развития математической науки, судьбами великих открытий, именами людей, творивших науку, должно войти в интеллектуальный багаж каждого культурного человека.  
  Изучение математики в 5 классе направлено на достижение следующих целей:
   -  формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества; 
-  развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту; 
-  формирование интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта; 
-  воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения; 
-  формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе; 
-  развитие умения контролировать процесс учебной математической деятельности; 
-  развитие математических способностей и интереса к математическому творчеству; 
-  развитие способностей к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений. 
 -  развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования; 
-  формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности; 
-  развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; 
-  развитие способностей к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью. 
 -  овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни; 
-  создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности. 
 Задачи формулируются в соответствии с ФГОС и с учетом особенностей общеобразовательного учреждения. Задачами изучения курса математики в 5 классе являются:
  -  систематическое развивать понятие числа; 
-  вырабатывать умения выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, переводить практические задачи на язык математики, применять изученные алгоритмы для решения уравнений, задач арифметическим и алгебраическим способами, рационализации вычислений; 
-  подготовить учащихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии.. 
 
 
  ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
  Изучение математики в 5 классе призвано способствовать приобретению практических навыков, необходимых для повседневной жизни. Основу курса составляет развитие понятия числа и формирование крепких вычислительных навыков. В 5 классе происходит постепенное расширение множества натуральных чисел путем введения обыкновенных дробей с одинаковыми показателями и десятичных дробей. Курс строится на наглядно-интуитивном уровне с привлечением практического опыта учащихся и примеров из жизни. Происходит постепенное увеличение теоретического материала, требующего элементы дедуктивных рассуждений для обоснования математических утверждений. Это готовит учащихся к широкому использованию дедуктивных методов на следующих этапах изучения математики.
  В ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность развить представления о числе и роли вычислений в человеческой практике; сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру.
  Изучение ведется по учебнику «Математика. 5 класс» Г.В. Дорофеева и Л. Г. Петерсон, который в достаточной степени изменен в плане содержания образования по сравнению с традиционными учебниками и продолжает линию учебников по математике начальной школы по программе «2000» и программе «2100» тех же авторов, что учитывает преемственность с начальным периодом обучения, индивидуальные потребности школьников и обеспечение возможностей развития математических способностей обучающихся. 
  В основе обучения лежит системно-деятельностный подход, организация разнообразной учебной деятельности. Предложенное в учебнике интенсивное изучение материала позволяет широко использовать приёмы активизации учебной деятельности школьников, связанные с игровыми и занимательными моментами, принцип опережающего обучения. Например, тема «Проценты» вводиться в 3 классе, но она отрабатывается в 5 и 6 классах, постоянно усложняясь и расширяясь. 
  Программа изучения материала представлена так, что действия с десятичными и обыкновенными дробями изучаются в 5 классе. Существенное место в изучении курса занимают текстовые задачи, основными функциями которых являются развитие логического мышления, иллюстрация практического применения математических знаний. Во время решения задач учащиеся учатся строить и использовать математические модели. Последовательно изучаются все типы задач на дроби, проценты, движение; идёт сравнительная характеристика. Одной из главных целей обучения остается организация математической деятельности учащихся, их знакомство с математическим методом исследования реальной действительности. Систематически рассматривается решение нестандартных задач, которых много в учебнике.
  Учебный материал, касающийся выражений, величин, уравнений и неравенств, геометрических фигур, носит пропедевтический характер. Ознакомление с ним готовит учащихся к осознанному изучению алгебры и геометрии. Учащиеся должны получить представления об использовании букв для записи законов арифметических действий, формул, научиться находить значения простых буквенных выражений, составлять по условию задачи несложные уравнения и решать их на основе зависимостей между компонентами арифметических действий. 
  В курсе математики изучается наглядно-деятельностная геометрия, направленная на расширение геометрического кругозора учащихся. Геометрический материал, вплетаясь в мир чисел, гармонично влияет на изучение материала. 
  В курсе математики 5 класса происходит развитие умений воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчеты. Раздел «Элементы логики, комбинаторики и теории вероятностей» — компонент содержания образования, усиливающий его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим, прежде всего, для формирования у учащихся функциональной грамотности – умения воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, принимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчеты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчет числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах. 
  Особенности образовательного процесса  
  Законом «Об образовании в РФ» учителю предоставляется право самостоятельного выбора методических путей и приемов решения образовательных и воспитательных задач. Рациональная система методов и приемов обучения, ее оптимизация с учетом возрастных особенностей учащихся, уровня их математической подготовки является важным условием правильной организации учебно-воспитательного процесса. В зависимости от указанных факторов учителю необходимо сбалансировать сочетание традиционных и инновационных методов обучения, оптимизировать применение объяснительно-иллюстративных и эвристических методов, рационально использовать современные технические средства. Учебный процесс необходимо ориентировать на оптимальное сочетание устных и письменных видов работы как при изучении теории, так и при решении задач. Внимание учителя должно быть направлено на развитие у учащихся навыков умственного труда (планирование своей работы, поиск рациональных путей ее выполнения, критическую оценку результатов), культуры устной и письменной математической речи.
  В ходе изучения курса математики 5 класса обучающиеся должны приобрести умения по формированию собственного алгоритма решения познавательных задач: формулировать проблему и цели своей работы, определять адекватные способы и методы решения задачи, прогнозировать ожидаемый результат и сопостовлять его с собственными математическими знаниями. Обучающиеся должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, рецензии.
  Принципиальным положением организации математического образования становится дифференциация и индивидуализация обучения. Это означает, что осваивая курс математики, одни школьники в своих результатах ограничиваются уровнем базовой обязательной подготовки, зафиксированным в образовательном стандарте, другие, в соответствии со своими склонностями и способностями достигают более высоких результатов. при этом каждый имеет право самостоятельно решить ограничиться базовым уровнем или двигаться дальше. Развитие интереса к математике является важнейшей задачей учителя. Школьники, проявляющие склонности к математике, должны получать индивидуальные задания (в первую очередь нестандартные математические задачи), их следует привлекать к оказанию помощи одноклассникам, к участию в математических кружках, конкурсах, олимпиадах; желательно рекомендовать им дополнительную литературу по предмету.
  Особое место в овладении курсом отводится работе по формированию навыков саморегуляции: самоконтроля и самопроверки. 
  Текущий контроль осуществляется после изучения каждого основного раздела, форма проведения – самостоятельная работа, математический диктант, тест и т.п. В конце года оценка результатов обучения проводится в виде переводного экзамена, который включает задания по основным вопросам курса математики 5 класса. 
  Формы работы – фронтальная, индивидуальная, групповая, парная. 
  Педагогическим инструментом реализации поставленных целей в курсе математики 5 класса являются следующие технологии - технология деятельностного метода, технология проблемного диалога, технология продуктивного чтения, технология развития критического мышления, технологии оценивания.
  
 
  МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
  Базисный учебный (образовательный) план на изучение математики в основной школе отводит 5 учебных часов в неделю в течение учебного года, всего 175 уроков. 
  Данная программа предназначена для классов физико-математического профиля, где на изучение предмета отводится на 1 час больше за счет компонента образовательного учреждения: в 5 классе – до 6 часов в неделю, 210 часов в год. 
  Методической особенностью курса «Математика» для классов физико-математического профиля является расширение традиционных учебных тем за счёт теоретико-множественной, вероятностно-статистической и историко-культурной линий. Содержание материала, вынесенного на изучение за счет вариативной части базисного учебного плана не дублирует, а дополняет материал основного курса. За счёт дополнительных часов углубляется практическая направленность изучения тем «Задачи с практическим содержанием», «Вопросы теории делимости», «Комбинаторика» и некоторые другие.
  В программе предусмотрен резерв свободного учебного времени для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
  
 
  ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
  В результате освоения предметного содержания по математике у учащихся, оканчивающих 5 класс, формируются:
  личностные результаты:
  -  умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; 
-  формирование целостного мировоззрения, представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах развития, о её значимости для развития цивилизации; 
-  креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач; 
-  критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;  
-  умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности; 
-  способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;  
-  ответственное отношение к учению, заинтересованность в приобретении и расширении математических знаний и способов; 
-  воля и настойчивость в достижении цели; 
-  формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; 
-  освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах в пределах возрастных компетенций; 
-  формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности. 
 метапредметные результаты:
  регулятивные универсальные учебные действия
  -  умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта; 
-  выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;   
-  составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);   
-  работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);   
 -  умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности её решения; 
-  в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки; 
-  понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом; 
-  владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 
-  умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. 
 познавательные универсальные учебные действия:
  -  умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации, в других дисциплинах, в окружающей жизни; 
-  формирование первоначальных представлений об идеях и методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов; 
-  умение понимать и использовать математические средства наглядности (диаграммы, таблицы, схемы и т.п.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации; 
-  умения устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные, по аналогии), делать выводы; 
-  умения создавать, применять и преобразовывать знакосимволические средства, математические модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 
-  составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.); преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст, диаграмму и пр.);  
-  вычитывать все уровни текстовой информации;  
-  умение использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей, выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы. 
 коммуникативные универсальные учебные действия:
  -  умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы;     
-  работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;    
-  отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;  
-  в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы;  
-  учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;  
-  уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.  
 Предметные результаты обучения: 
  В результате изучения курса математики 5 класса: 
  ученик научится:
  -  записывать и читать математические выражения;   
-  обосновывать суждения, математические утверждения;   
-  составлять выражения по тексту задачи, переводить условия задач на математический язык и работать с математическими моделями пяти типов,   
-  решать уравнения методом проб и ошибок, методом перебора, на основе зависимостей между компонентами; 
-  точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применять математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символьный, графический, табличный); 
-  работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию); 
-  находить НОК и НОД , степень числа; 
-  применять признаки делимости на 10, на 2 и на 5, на 3 и на 9, на 4 и на 25; 
-  разкладывать числа на простые множители; 
-  сокращать дроби, приводить к новому знаменателю, к общему знаменателю; 
-  записывать частное в виде дроби, выделять целую часть из неправильной дроби, переводить смешанные числа в неправильную дробь, сравнивать дроби; 
-  выполнять сложение и вычитание дробей, смешанных чисел; 
-  выполнять умножение и деление обыкновенных дробей; 
-  находить дробь от числа и число по его дроби в простейших случаях; 
-  читать и записывать десятичные дроби;   
-  переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, находить в несложных случаях значения степеней с целыми показателями; находить значения числовых выражений; 
-  пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот; 
-  решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и дробями; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для решения несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера; устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления, с использованием различных приемов; 
-  округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений; 
-  сравнивать, складывать и вычитать десятичные дроби; 
-  умножать и делить десятичные дроби на 10, 100, 1000 
-  выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем; 
-  проводить несложные практические расчеты с использованием при необходимости калькулятора, компьютера; 
-  решать текстовые задачи; 
-  работать с информацией, представленной в виде несложных таблиц и диаграмм;   
-  представлять собранные данные в табличной форме, извлекать информацию из таблиц и диаграмм. 
 ученик получит возможность научиться:
  -  применять аппарат уравнений для решения задач из различных разделов курса; 
-  овладеть основными способами представленяи и анализа статистических данных; 
-  решать комбинированные задачи на нахождение дроби от числа и числа по значению дроби; 
-  строить и читать таблицы и круговые диаграммы, анализируя условие задачи математического и прикладного характера; 
-  математически моделировать практические ситуации в простейших случаях. 
 
 
  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
  Данная программа нацелена на повышенный уровень математической подготовки учащихся. Расширение содержания математического образования дает возможность существенно обогатить круг решаемых математических задач. Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению в классах физико-математического профиля, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.  
  
 
  Обобщение и систематизация материала, изученного в начальной школе ( 8 часов)
  Глава 1. Математический язык ( 36 часов)
  Математические выражения. Запись. Чтение и составление выражений. Значение выражений. [Факториал].
  Математические модели. Перевод условий задачи на математический язык. Работа с математическими моделями. Метод проб ошибок. Метод перебора. 
  Язык и логика. Высказывания. Общие утверждения. Утверждения о существовании – «хотя бы один». Способы доказательства общих утверждений. Введение обозначений. 
  О с н о в н а я с о д е р ж а т е л ь н а я ц е л ь – сформировать представление о математическом методе исследования реального мира; повторить известные из начальной школы методы работы с математическими моделями; познакомить с методом проб и ошибок и методом перебора.
  Глава 2. Делимость натуральных чисел ( 45 часов)
  Делители и кратные. Простые и составные числа. Особый статус единицы. 
  Основные свойства делимости натуральных чисел: свойства делимости как отношения, свойства делимости, связанные с арифметическими действиями. Делимость произведения. Делимость суммы и разности.  
  Признаки делимости на 10, 100, 1000 и т.д., на 2 и на 5, на 3 и на 9, на 4 и на 25. 
  Разложение на простые множители. Наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное. Различные способы нахождения наибольшего общего делителя и наименьшего общего кратного. [Связь между наибольшим общим делителем, наименьшим общим кратным и произведением двух чисел].
  Степень числа. Простейшие свойства степеней. Дополнительные свойства умножения и деления. Взаимно простые числа. Деление с остатком.  
  Равносильность предложений. Определения.
  О с н о в н а я с о д е р ж а т е л ь н а я ц е л ь – повторить знания о натуральных числах и их свойствах; познакомить с понятиями, связанными с делимостью чисел; подготовить теортическую основу для изучения обыкновенных дробей.
  Глава 3. Дроби ( 54 часов)  
  Натуральные числа и дроби. Обыкновенная дробь. Числитель и знаменатель дроби. Правильные и неправильные дроби. Смешанные числа. Целая и дробная части смешанного числа. Алгоритмы перевода неправильной дроби в смешанное число и смешанного числа в неправильную дробь. 
  Основное свойство дроби. Приведение дробей к общему знаменателю. Условие равенства дробей. Сравнение дробей.
  Арифметика дробей и смешанных чисел: сложение, вычитание, умножение и деление. Примеры вычислений с дробями. Задачи на дроби (нахождение части от целого и целого по его части). Задачи на совместную работу.
  О с н о в н а я с о д е р ж а т е л ь н а я ц е л ь – сформировать понятия дроби, правильной и неправильной дроби, смешанного числа; выработать прочные навыки чтения, записи, сравнения и вычислений с обыкновенными дробями и смешанными числами; познакомить с новыми приемами решения задач на дроби;повторить задачи на совместную работу.
  Глава 4. Десятичные дроби ( 45 часов)
  Новая запись чисел. Десятичные и обыкновенные дроби. Представление десятичной дроби в виде обыкновенной дроби и обыкновенной в виде конечной или бесконечной десятичной. [Критерий возможности перевода обыкновенной дроби в десятичную]. Приближенные равенства. Округление чисел. Сравнение десятичных дробей. [Мотивы изобретения десятичных дробей: стандартизация системы измерения величин, аналогия с десятичной системой счисления натуральных чисел]. Сложение и вычитание десятичных дробей. Умножение и деление десятичных дробей на 10, 100, 1000 и т.д. Умножение десятичных дробей. Деление десятичных дробей.
  О с н о в н а я с о д е р ж а т е л ь н а я ц е л ь – сформировать понятие десятичной дроби, выработать прочные навыки чтения, записи, сравнения и вычислений с десятичными дробями, навыки преобразования и действий с именованными числами; вывести правила округления чисел, условия преобразования дробей из десятичной в обыкновенную и обратно, сформировать умение применять эти правила в процессе преобразования дробей.
  Глава 5. Элементы логики, статистики, комбинаторики, теории вероятностей ( 9 часов)
  Сбор и обработка статистической информации о явлениях окружающей действительности. Опросы общественного мнения как сбор и обработка статистической информации.
  Решение простейших логических задач.
  Круговые диаграммы. Чтение информации, содержащейся в круговой диаграмме. Построение круговых диаграмм.
  Решение простейших комбинаторных задач.
  Понятие о вероятности случайного события.
  О с н о в н а я с о д е р ж а т е л ь н а я ц е л ь – получить представление об основных способах получения, представления и анализа статистиченских данных; о статистических закономерностях в реальном мире мире и о различных способах их изучения, о вероятностных моделях.
  Итоговое повторение ( 13 часов)
  Решение задач  
  О с н о в н а я с о д е р ж а т е л ь н а я ц е л ь – повторить и систематизировать материал курса математики 5 класса  
  
 
  УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
  С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
        |  №  п/п |  Название темы, раздела |  Кол-во часов |  Кол-во к/р |  Характеристика основных видов деятельности обучающихся(на основе учебных действий) | 
  |  
 | Обобщение и систематизация материала, изученного в начальной школе |  8 |  1 | Находить значения натуральных выражений, используя изученные алгоритмы. Решать текстовые задачи. Решать уравнения на нахождение компонентов.  | 
  |  1 | Математический язык  |  36 |  2 | Записывать, читать и составлять математические выражения. Находить значения числових и буквенных выражений. Объяснять, что такое и Вычислять значение факториала. Переводить условие задачи на математический язык. Составлять по условию задачи математическую модель и работать с ней; интерпретировать полученный результат. Составлять выражения по тексту задачи, переводить условия задач на математический язык и работать с математическими моделями пяти типов. Решать уравнения методом проб и ошибок, методом перебора, на основе зависимостей между компонентами. Использовать в работе метод проб и ошибок, метод перебора. Распознавать высказывания и общие утверждения, выражать их в речи разными способами. Распознавать высказывания о существовании, выражать их в речи разными способами, доказывать с помощью соответствующего примера и доступным способом опровергать. Доказывать общие утверждения способом перебора и введением обозначений. | 
  |  2 | Делимость натуральных чисел  |  45 |  2 |  Объяснять, что такое наибольший общий делитель, наименьшее общее кратное. Знать алгоритм нахождения НОД, НОК. Находить НОД, НОК по алгоритму. Сокращать дробь, находя наибольший общий делитель.  Иметь представление о о признаках делимости, о признаках делимости произведения, о признаках делимости суммы и разности чисел, о свойствах делимости чисел. Выполнять действия, применяя признаки делимости суммы и разности. Доказывать признаки делимости суммы и разности чисел на число. Понимать и формулировать свойства делимости суммы и разности чисел на число, иллюстрировать примерами, доказывать утверждения, обращаясь к соответствующим свойствам. Оперировать символикой деления числа нацело, без остатка.   Иметь представление о признаках делимости на 2, 3, 4, 5, 9, 10 и 25. Проверять делимость числа на числа  2, 5, 10, 4, 25, 3, 9, а так же  сокращать большие дроби, используя признаки делимости.  Объяснять, какие числа называются простыми, составными, взаимно простыми числами, числами-близнецами, что такое каноническое разложение. Подбирать пары взаимно простых чисел. Формулировать алгоритм разложения на простые множители, основную теорему арифметики. Различать простые и составные числа, раскладывать составные сила на простые множители. Записывать разложение числа на простые множители в канонической форме. Находить общие делители и общие кратные с помощью разложения чисел на простые множители.   Приводить дроби к общему знаменателю, решая примеры на вычисления и уравнения. | 
  |  3 | Дроби |  54 |  3 |  Читать и записывать обыкновенные дроби. Называть числитель и знаменатель дроби и объяснять, что они показывают. Записывать частное в виде дроби, выделять целую часть из неправильной дроби, переводить смешанные числа в неправильную дробь, сравнивать дроби. Сокращать дроби, приводить к новому знаменателю, к общему знаменателю.  Выполнять сложение и вычитание дробей, смешанных чисел. Выполнять умножение и деление обыкновенных дробей. Находить дробь от числа и число по его дроби. Решать простейшие задачи на нахождение дроби от числа и числа по значению дроби. | 
  |  4 | Десятичные дроби |  45 |  2 | Читать и записывать десятичные дроби. Иметь представление о десятичных разрядах. Переводить десятичные дроби в обыкновенные и наоборот. Округлять десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений. Выражать данные значения длины, массы, площади, объема в виде десятичных дробей. Сравнивать, складывать и вычитать десятичные дроби.  Умножать и делить десятичные дроби на 10, 100, 1000. Выполнять арифметические действия с десятичными дробями. Решать текстовые задачи на сложение и вычитание, данные в которых выражены десятичными дробями. Выполнять задания на все действия с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями. Применять свойства умножения и деления десятичных дробей при упрощении числовых и буквенных выражений и нахождении их значений. | 
  |  5 | Элементы логики, статистики, комбинаторики, теории вероятностей  |  9 |  1 | Строить круговые диаграммы. Читать информацию, записанную с помощью линейных, круговых диаграмм. Использовать простейшие способы представления и анализа статистических данных.Приобрести первоначальный опыт организации сбора данных при проведении опроса общественного мнения, осуществлять их анализ, представлять результаты опроса в виде таблицы, диаграммы. | 
  |  
 | Итоговое повторение |  13 |  1 | Выполнять вычисления значений натуральных и дробных выражений, используя изученные алгоритмы.  Выводить признаки делимости, применить признаки делимости при сокращении дробей.  Решать задачи на нахождение дроби от числа и числа по его дроби, на движение и т.д. Составлять математическую модель реальной ситуации. | 
  |  
 |  Всего |  210 |  12 | 
 | 
 
  
 
  УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
 
 
 Для учителя  
  -  Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/Минобрнауки РФ. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с. – (Стандарты второго поколения). 
-  Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под. Ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2009. – 48 с. (Стандарты второго поколения). 
-   Примерные программы по учебным предметам. Математика 5-9 классы: проект. – 3-е изд. Перераб. – М.: Просвещение, 2011. – 64 с. – (Стандарты второго поколения). 
-  «Математика: учебник для 5 класса Г.В.Дорофеев, Л.Г. Петерсон - М.: Издательство «Ювента», Москва 2013 г. 
-  Кубышева М.А. Самостоятельные и контрольные работы по курсу математики для 5–6 классов. – М.: УМЦ «Школа 2000...», 2011г. 
-  Математика. Методические рекомендации к учебнику. 5 класс. (ФГОС)
 Петерсон Л.Г., Грушевская Л.А., Кубышева М.А., Рогатова М.В. - М.: Издательство «Ювента», Москва 2013 г.
 
-  Устные упражнения на уроках математики. 5 класс. Петерсон Л.Г., Липатникова И.Г. (2008) 
-  Петерсон Л.Г., Грушевская Л.А. Построй свою математику. Блок-тетрадь эталонов для 5 класса. 5 класс. (2007 г) 
-  Петерсон Л.Г., Грушевская Л.А., Мазуркина С.Е. Эталоны-помощники учителей и учеников. 1-6 классы. Методические рекомендации к учебному пособию «Построй свою математику» (2007 г) 
-  Контрольно-измерительные материалы Математика 5 класс / Сост.Л.П.Попова. – М.: Вако,2012 г. 
-  Анфимова Т.Б. Математика Внеурочные занятия 5-6 классы. – М.: ИЛЕКСА,2011 г. 
-  История математики в школе: IV-VI кл. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1981. – 239 с. 
 
  Для учащихся  
  -  «Математика: учебник для 5 класса Г.В.Дорофеев, Л.Г. Петерсон - М.: Издательство «Ювента», Москва 2013 г. 
-  Кубышева М.А. Самостоятельные и контрольные работы по курсу математики для 5–6 классов. – М.: УМЦ «Школа 2000...», 2011г. 
-  Петерсон Л.Г., Грушевская Л.А. Построй свою математику. Блок-тетрадь эталонов для 5 класса. 5 класс. (2007 г) 
-  Петерсон Л.Г., Грушевская Л.А., Мазуркина С.Е. Эталоны-помощники учителей и учеников. 1-6 классы. Методические рекомендации к учебному пособию «Построй свою математику» (2007 г) 
-  Контрольно-измерительные материалы Математика 5 класс / Сост.Л.П.Попова. – М.: Вако,2012 г. 
-  За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5-6 классов средней школы. – М.: Просвещение, 1989 – 287 с. 
-  Задачи для внеклассной работы по математике (5-11 классы) / А.В. Мерлин, Н.И. Мерлина/ Учебное пособие, 2-е изд., испр. и доп. Чебоксары: Изд-во Чувашского университета, 2002. 
-  Кривоногов В. В. Нестандартные задания по математике: 5-11 классы. М. Издательство «Первое сентября», 2003. 
-  Шарыгин И.Ф., А.В. Шевкин. Задачи на смекалку: Учебное пособие для 5-6 кл. общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2003. – 95 с. 
 
 
  Интернет-ресурсы:
  -  Министерство образования и науки РФ. http://www.mon.gov.ru/ 
-  Федеральное государственное учреждение «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций». http://www.informika.ru/ 
-  Тестирование on-line: 5–11 классы. http://www.kokch.kts.ru/cdo/ 
-  Путеводитель «В мире науки» для школьников. http://www.uic.ssu.samara.ru/~nauka/ 
-  Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия. http://mega.km.ru/ 
-  Сайт энциклопедий. http://www.encyclopedia.ru/ 
-  Практика развивающего обучения. Сайт методической поддержки УМК «ПРО», www.ziimag.narod.ru 
 
 
  Технические средства обучения:
  -  ПК учителя 
-  Интерактивная доска 
-  Мультимедийный проектор, колонки акустические, экран 
-  Интерактивный диск «Математика 5 класс» 
-  Калькулятор 
 
 
  Учебно-практическое оборудование:
  -  Таблицы по математике для 5 класса 
-  Дидактический раздаточный материал 
-  Набор «Доли и дроби» 
 
 
  
 
  
 
   12