kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические Рекомендации на тему "Метод координат"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Метод координат

 

В тестах ЕГЭ задания части 1 (В1–В14) и заданиях С1, С2 являются стандартными с точки зрения школьной программы. Помимо заданий практико-ориентированного блока здесь предлагаются задачи на понимание основных фактов и идей школьного курса математики, а также задачи, где нужно решить уравнения, найти элементы пространственной фигуры, исследовать функцию и т.д. Для решения заданий С2 необходим очень большой багаж знаний по геометрии, а также умение изображать пространственные фигуры на плоскости. Я остановлюсь только на одном виде решений задач С2. Это метод координат. Иногда он очень удобен для нахождения углов между плоскостями, между прямыми, между прямой и плоскостью и т.п. Для решения таких задач нам понадобятся уравнения плоскости и прямой.

1. а) Уравнение плоскости

,

где А (x1; y1; z1), B (x2; y2; z2), C (x3; y3; z3) – точки данной плоскости.

б) Уравнение прямой

,

где M (x1; y1), N (x2; y2) – точки данной прямой.

Зная уравнения плоскостей, мы можем найти угол между ними по формуле

 

если α – угол между плоскостями

=0    и    =0.

Зная уравнения прямых, мы можем найти угол между ними по формуле

если α – угол между прямыми с направляющими векторами ) и ).

Рассмотрим некоторые задания С2, где можно использовать метод координат.

Задача 1.  В правильной четырехугольной призме ABCDA1B1C1D1. Стороны основания равны 3, а боковые ребра равны 5. На ребре DD1 отмечена точка F так, что DF : FD1 = 2:3. Найдите угол между плоскостями ADC и AFC1.

 

Решение

 

Введем прямоугольную систему координат. Вершины А(3; 0; 0); B(0; 0; 0); C(0; 3; 0) принадлежат плоскости (ABC).

Можем составить уравнение этой плоскости.

;   

 

 

 

Упростим и получим уравнение плоскости (ABC): 

Вершины А(3; 0; 0); F(3; 3; 2); C1(0; 3; 5) принадлежат плоскости (AFC1). Можем составить уравнение этой плоскости.

,

упростим и получим уравнение  .

Теперь найдем косинус угла между этими плоскостями

 

Часто ответы в этих задачах дают через тангенсы. Можно найти tgα по формуле ;  и  .

Ответ: .

Примечание: вычислить определитель третьего порядка можно по формуле

 

Можно эту формулу записать по-другому

.

 

Задача 2.    В правильной треугольной призме ABCA1B1C1 сторона основания равна 2, высота равна 3. В треугольнике ABC проведена биссектриса AM. Найдите косинус угла между прямыми A1M и B1C.

 

Решение

 

Введем прямоугольную систему координат. Векторы  и  являются направляющими векторами прямых AC1 и B1C. Найдем координаты этих векторов. Сначала находим координаты точек A1; M; B1; C.

А1 (0; 0; 3); B1 (; 1; 3); С (0; 2; 0);              M (; ; 0).

Теперь координаты направляющего вектора  находим по следующему правилу: чтобы найти координаты вектора, надо из координат конца вычесть координаты начала. (; ; –3) и также  (; 1; –3).

А теперь находим косинус угла между прямыми A1M и B1C по формуле

 

 

Ответ:  .

 

2. Рассмотрим формулу нахождения угла между прямой и плоскостью.

 

если α – угол между прямой и плоскостью

,    ( – направляющий вектор.

 

Задача 3.    В прямоугольном параллелепипеде MNPQM1N1P1Q1 ребра MN=15, MQ=MM1=8. Найдите угол между QP1 и плоскостью QPN1.

 

Решение

 

Введем прямоугольную систему координат. Вектор  направляющий для прямой QP1. Найдем его координаты.

Q (15; 8; 0); P1 (0; 8; 8);  (–15; 0; 8).

Теперь найдем уравнение плоскости (QPN1).

Q (15; 8; 0); P (0; 8; 0); N (0; 0; 8).

 ;             

Теперь найдем угол между  и плоскостью

 

 

Ответ:

 

Задача 4.    В правильной шестиугольной призме ABCDEFA1B1C1D1E1F1 высота равна 4, AB=4. Найдите угол между прямой AC1 и плоскостью ACD1.

 

Решения

Введем прямоугольную систему координат. Для прямой AC1 направляющий вектор  .

А (; –2; 0); C1 (0; 4; 4);  (; –6; 4).

Составим уравнение плоскости (ACD1). А(; –2; 0); C(0; 4; 0); D1(; 6; 4).

 ;    

 

 

 

 

 

Теперь найдем угол между прямой AC1 и плоскостью (ACD1).

 

 

Ответ:

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методические Рекомендации на тему "Метод координат" »

Метод координат


В тестах ЕГЭ задания части 1 (В1–В14) и заданиях С1, С2 являются стандартными с точки зрения школьной программы. Помимо заданий практико-ориентированного блока здесь предлагаются задачи на понимание основных фактов и идей школьного курса математики, а также задачи, где нужно решить уравнения, найти элементы пространственной фигуры, исследовать функцию и т.д. Для решения заданий С2 необходим очень большой багаж знаний по геометрии, а также умение изображать пространственные фигуры на плоскости. Я остановлюсь только на одном виде решений задач С2. Это метод координат. Иногда он очень удобен для нахождения углов между плоскостями, между прямыми, между прямой и плоскостью и т.п. Для решения таких задач нам понадобятся уравнения плоскости и прямой.

1. а) Уравнение плоскости

,

где А (x1; y1; z1), B (x2; y2; z2), C (x3; y3; z3) – точки данной плоскости.

б) Уравнение прямой

,

где M (x1; y1), N (x2; y2) – точки данной прямой.

Зная уравнения плоскостей, мы можем найти угол между ними по формуле


если α – угол между плоскостями

=0 и =0.

Зная уравнения прямых, мы можем найти угол между ними по формуле

если α – угол между прямыми с направляющими векторами ) и ).

Рассмотрим некоторые задания С2, где можно использовать метод координат.

Задача 1. В правильной четырехугольной призме ABCDA1B1C1D1. Стороны основания равны 3, а боковые ребра равны 5. На ребре DD1 отмечена точка F так, что DF : FD1 = 2:3. Найдите угол между плоскостями ADC и AFC1.


Решение


Введем прямоугольную систему координат. Вершины А(3; 0; 0); B(0; 0; 0); C(0; 3; 0) принадлежат плоскости (ABC).

Можем составить уравнение этой плоскости.

;




Упростим и получим уравнение плоскости (ABC):

Вершины А(3; 0; 0); F(3; 3; 2); C1(0; 3; 5) принадлежат плоскости (AFC1). Можем составить уравнение этой плоскости.

,

упростим и получим уравнение .

Теперь найдем косинус угла между этими плоскостями


Часто ответы в этих задачах дают через тангенсы. Можно найти tgα по формуле ; и .

Ответ: .

Примечание: вычислить определитель третьего порядка можно по формуле


Можно эту формулу записать по-другому

.


Задача 2. В правильной треугольной призме ABCA1B1C1 сторона основания равна 2, высота равна 3. В треугольнике ABC проведена биссектриса AM. Найдите косинус угла между прямыми A1M и B1C.


Решение


Введем прямоугольную систему координат. Векторы и являются направляющими векторами прямых AC1 и B1C. Найдем координаты этих векторов. Сначала находим координаты точек A1; M; B1; C.

А1 (0; 0; 3); B1 (; 1; 3); С (0; 2; 0); M (; ; 0).

Теперь координаты направляющего вектора находим по следующему правилу: чтобы найти координаты вектора, надо из координат конца вычесть координаты начала. (; ; –3) и также (; 1; –3).

А теперь находим косинус угла между прямыми A1M и B1C по формуле


Ответ: .


2. Рассмотрим формулу нахождения угла между прямой и плоскостью.


если α – угол между прямой и плоскостью

, ( – направляющий вектор.


Задача 3. В прямоугольном параллелепипеде MNPQM1N1P1Q1 ребра MN=15, MQ=MM1=8. Найдите угол между QP1 и плоскостью QPN1.


Решение


Введем прямоугольную систему координат. Вектор направляющий для прямой QP1. Найдем его координаты.

Q (15; 8; 0); P1 (0; 8; 8); (–15; 0; 8).

Теперь найдем уравнение плоскости (QPN1).

Q (15; 8; 0); P (0; 8; 0); N (0; 0; 8).

;

Теперь найдем угол между и плоскостью



Ответ:


Задача 4. В правильной шестиугольной призме ABCDEFA1B1C1D1E1F1 высота равна 4, AB=4. Найдите угол между прямой AC1 и плоскостью ACD1.


Решения

Введем прямоугольную систему координат. Для прямой AC1 направляющий вектор .

А (; –2; 0); C1 (0; 4; 4); (; –6; 4).

Составим уравнение плоскости (ACD1). А(; –2; 0); C(0; 4; 0); D1(; 6; 4).

;






Теперь найдем угол между прямой AC1 и плоскостью (ACD1).



Ответ:


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методические Рекомендации на тему "Метод координат"

Автор: Николаева Вера Михайловна

Дата: 09.01.2015

Номер свидетельства: 152179

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Географические координаты- конспект урока в 6классе "
    ["seo_title"] => string(57) "gieoghrafichieskiie-koordinaty-konspiekt-uroka-v-6klassie"
    ["file_id"] => string(6) "205910"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430054843"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Метод проектов как эффективное средство реализации требований ФГОС учащихся 7-11 классов на уроках геометрии"
    ["seo_title"] => string(112) "mietodproiektovkakeffiektivnoiesriedstvoriealizatsiitriebovaniifgosuchashchikhsia711klassovnaurokakhghieomietrii"
    ["file_id"] => string(6) "268663"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450678316"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Методические рекомендации к практическим работам"
    ["seo_title"] => string(57) "mietodichieskiie_riekomiendatsii_k_praktichieskim_rabotam"
    ["file_id"] => string(6) "348313"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1476193073"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Рабочая программа углубленного изучения геометрии 11 "
    ["seo_title"] => string(64) "rabochaia-proghramma-ughlubliennogho-izuchieniia-ghieomietrii-11"
    ["file_id"] => string(6) "133693"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416568863"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "9 класс рабочая программа по геометрии "
    ["seo_title"] => string(44) "9-klass-rabochaia-proghramma-po-ghieomietrii"
    ["file_id"] => string(6) "222913"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1436954922"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1120 руб.
1870 руб.
1440 руб.
2400 руб.
1410 руб.
2350 руб.
1190 руб.
1980 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства