| 2.Актуализация знаний, целеполагание. | | 1. Артикуляционная гимнастика: По маршруту нашего паровозика встречаются очень интересные места. Вот, например, “Чудесная звуковая полянка” - здесь мы становимся, познакомимся с жителями этой полянки и сделаем с ними зарядку. “Лягушки улыбаются” Удерживание губ в улыбке, как бы беззвучно произнося звук и. Передние верхние и нижние зубы обнажены. --Тянуть губы прямо к ушкам очень нравится лягушкам. Улыбаются, смеются, а глаза у них, как блюдца. Как весёлые лягушки тянем губки прямо к ушкам. Потянули - перестали. И нисколько не устали! “Блинчик” Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать его неподвижно под счет взрослого до пяти; потом до десяти. “Трубочка” Для этого упражнения нужно вытянуть губы вперед в трубочку. Обратите внимание – при переключении не должно быть движений нижней челюсти. Двигаются только губы! -- В гости к нам пришел слонёнок Удивительный ребенок На слонёнка посмотри Губы трубочкой тяни! “Вкусное варенье” Улыбнуться, открыть рот; не закрывая рот, облизывать языком верхнюю губу; нижней губой стараться язык не поддерживать. Повторить 4-5 раз. - Молодцы, ребята! Продолжим путешествие на нашем паровозике. Смотрите-ка, кто нам повстречался на пути. Отгадайте загадку и вы узнаете, кто же хочет с нами подружиться: Спал цветок и вдруг проснулся Больше спать не захотел, Шевельнулся, встрепенулся, Взвился вверх и улетел. - Что это за цветок? - Бабочка. - Правильно, с нами хочет подружиться красавица бабочка. - Ребята, скажите, какой пятый звук в слове «бабочка»? - Звук [ч ̓] - Хорошо, сегодня мы с вами продолжим работу над правильным произношением этого звука. | | Выполняют артикуляционную гимнастику, отгадывают загадку, отвечают на вопросы | Ф | Презентация, компьютер, ИД | Наблюдение за деятельностью учащихся, устный опрос, фронтальный опрос |
| 3. Основная часть | 2. Автоматизация звука [ч ̓] изолированно: Мы хорошо размялись и нам пора отправляться в путь. Давайте поможем паровозику не сбиться пути, будем показывать ему дорогу. «Песенка паровозика»- Произнести звук [ч ̓ ] на выдохе несколько раз: Ч-Ч-Ч 3. Автоматизация звука [ч ̓] в слогах: Ну вот, мы добрались до станции. И пока здесь паровозик отдыхает, рабочие на станции проверяют, все ли в порядке с паровозом, может ли он двигаться дальше – они стучат молоточками по колесам - давайте поможем им. Прочитаем звуковые цепочки (постараемся чётко проговаривать каждый звук): ЧА-ЧА-ЧО ЧО-ЧИ-ЧО ЧИ-ЧУ-ЧУ ЧУ-ЧА-ЧА ЧЕ-ЧЕ-ЧИ АЧ-ОЧ-АЧ УЧ-АЧ-УЧ ОЧ-ИЧ-ОЧ ИЧ-АЧ-ИЧ ОЧ-АЧ-ОЧ 4. Автоматизация звука [ч ̓ ] в слове, развитие фонематического восприятия: 4.1.Определение наличия звука [ч ̓ ] в слове Наш паровозик в полном порядке и может продолжать свой путь. Давайте поможем проверить билеты у пассажиров – в этом поезде поедут только те пассажиры, в названии которых есть звук [ч ̓ ], а остальные - подождут следующего поезда. Выберите из данных слов те, в которых есть звук [ч ̓ ] : Петушок, собака, чайка, рысь, черепаха, человек, мишка, врач, кошка, грач, дочь, утка, синица, мальчик, заяц, птичка, девочка. Найдите слова со звуком [ч ̓ ] и прочитайте их (каждый по несколько слов), чётко произнося каждый звук и выделяя голосом звук [ч ̓ ] 4.2. Определение места звука [ч ̓ ] в слове. А теперь будем рассаживать наших пассажиров по вагончикам – в первом поедут те, в названии которых звук [ч ̓ ] стоит в начале слова. Назовите эти слова (чайка, черепаха, человек). Во втором вагоне – пассажиры, в названиях которых звук [ч ̓ ] в середине слова. Назовите их (мальчик, птичка, девочка). А в третьем вагоне поедут те, в названии которых звук [ч ̓ ] – в конце слова. Назовите эти слова (врач, грач, дочь). Физкультминутка Ребята, встаньте, пожалуйста, со своих мест. Давайте и мы с вами прокатимся на паровозике. Повторяйте за мной Паровозик: «Чух-чух-чух»- (движения руками) Повезет нас всех на юг. Там мы будем отдыхать, Плавать, бегать, загорать. (показывают действия) Отдохнули мы с тобой, А теперь пора домой. Паровозик: «Чух-чух-чух»- (движения руками) Возвращаемся, мой друг. (сели за парты) Логопед: Ребята, а какие виды транспорта по типу передвижения вы знаете? Дети: Воздушный, наземный, водный. Логопед: К какому же виду транспорта относится паровозик, на котором мы с вами путешествовали? Дети: К наземному. Логопед: Почему транспорт называется наземным? Дети: Потому что он едет по земле. Логопед: Почему транспорт называется воздушным? Дети: Потому что летает в воздухе, высоко в небе. Логопед: Почему транспорт называется водным? Дети: Потому что он перемещается по воде. Я хочу узнать, кто у нас самый находчивый и сообразительный. Я буду вам задавать вопросы, кто знает правильный ответ, должен поднять руку. Отвечать хором нельзя. Кто первым ответит правильно, получает фишку. В конце игры посчитаем фишки и узнаем победителя. Победит тот, у кого их будет больше всего. Сколько колёс у легкового автомобиля? (Четыре.) Сколько человек могут ехать на одном велосипеде? (Один.) Кто управляет автомобилем? (Водитель.) На чем можно передвигаться по воздуху? (На самолете, вертолете, воздушном шаре, ракете.) На чем можно ехать по дороге? (На машине, автобусе, грузовике.) На чем можно передвигаться по воде? (На пароходе, паруснике, лодке.) На чем можно ехать по железной дороге? (На поезде, электричке) Какие машины оборудованы специальными звуковыми и световыми сигналами? («Скорая помощь», пожарная и полицейская машины) Где нужно играть, чтобы не подвергаться опасности? (Во дворе, на детской площадке.) К какому виду транспорта относится пароход? (К водному) Кто управляет поездом? (Машинист) Чем управляет летчик? (Самолетом) Какой транспорт движется с помощью электричества? (трамвай) (Подведение итогов игры) | Выполняют упражнения и задания для автоматизации звука [ч ̓] Выполняют физкультминутку. Отвечают на вопросы | Ф | компьютер, ИД, презентация | Наблюдение за деятельностью учащихся, устный опрос, фронтальный опрос, практические задания |