| 2. Развитие моторики. Работа по развитию дыхания. | -Ребята! А какая погода в октябре? На улице грязно после дождя? 1)Развитие мимических мышц Давайте представим: Паша одел новые кроссовки - радость. Какие красивые кроссовки - восхищались дети во дворе. (восхищение) Побегал Паша по лужам - смотрит, а кроссовки грязные – огорчение. Испугался Паша, что мама будет ругать - испуг. Быстро почистил, высушил кроссовки, и они стали как новенькие - улыбка. 2) Упражнения для развития мелкой моторики. Упражнение «Дождик» -А в какой одежде нужно осенью ходить? В шортах? В футболке? -Правильно! 3) Артикуляционная гимнастика: 1.Упражнение на дыхание «Гладим белье»: И.п.: о.с. 1-скользить правой ладонью по левой ладони (вдох); 2-на выдохе произносить: «Пш-ш-ш-ш!». Повторить 3-4 раза. 2.Упражнения для язычка: «Застегивание и расстегивание молнии». Улыбнуться, крепко сомкнуть губы, удерживать их в таком положении под счет до «пяти» (застегнули молнию). Разомкнуть губы (расстегнули молнию). «Большие пуговицы»--максимально округлить губы и «Маленькие пуговки»-- вытянуть губы узкой «трубочкой. «Иголочка»-- вытянуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под счет до «пяти-шести»). «Воротник с широкими и острыми краями». Чередовать положения «широкого» и «узкого» языка. Положить «широкий» язык на нижнюю губу («круглый воротничок»). Вытянуть «острый» язык — «воротничок с острыми краями». «Белье на ветру». Широко открыть рот и прижать кончик языка к верхним зубам, удерживать его в таком положении. «Шитье на разных швейных машинках». Широко открыть рот. Поднять язык за верхние зубы, боковые края прижать к коренным зубам и произносить: «Д-д-д-д-д» (шьем на электрической швейной машинке), «Т-т-т-т-т» (шьем на ручной швейной машинке). «Строчит машинка»--губы в улыбке, чистый пальчик—под язычок, произносить: др-р-р-р. «Строчка»--кончик языка «иголочкой» ритмично касаемся верхней губы, начиная с уголка рта. | Дождливая, на улице после дождя грязно Выполняют упражнения для мышц лица, после показа и объяснения учителя Выполняют упражнения для мелкой моторики, после показа и объяснения учителя Нет, в более тёплой одежде Выполняют артикуляционную моторику, после показа и объяснения учителя | Ф | Презентация | Устный контроль |
| 3.Актуализация знаний учащихся. | - Ребята! Давайте вспомним! - Что мы знаем о звуке, а что мы знаем о букве? -Какие буквы и звуки могут быть? -Какие гласные буквы вы знаете? -Какие согласные буквы вы знаете? -Какие бывают гласные звуки? -Каким цветом обозначается твёрдость согласного звука? -Каким цветом обозначается мягкость согласного звука? -Правильно, молодцы! - Игра «Один – много» Дождь – дожди, день - …., ветер - …, дерево - …, лист - …, трава - …, гриб - ….. | Буквы мы пишем, читаем, звуки произносим Гласные и согласные Твёрдые и мягкие, глухие и звонкие Ударные и безударные Синим Зелёным На доске будут слова, по очереди дети выполняют упражнения по цепочки | Ф | Презентация | Устный опрос |
| 4. Открытие новых знаний | -Давайте вспомним: -Сколько гласных букв? Сколько согласных букв? -Я не зря спросила вас, сколь всего гласных букв, сейчас я вам загадаю загадку, и ваша задача отгадать её в отгадке о каких гласных идёт речь! Слушайте внимательно! «Что за дивная лошадка? Очень странные повадки: Конь не сеет и не пашет, Под водой с рыбёшкой пляшет. Назови его дружок: Рыбок друг : (Морской конёк) - Какие гласные буквы есть в отгадке? (О - Ё) - Итак, гласные О и Ё будут помощниками - Что обозначает синий кружок? - Что обозначает зелёный кружок? -Сколько слогов в слове конёк? Послушайте слоги. Выделите в слогах мягкие и твердые согласные перед гласными О-Ё. Слоги: по, пё, ло, лё, бо, бё, кё, ко. -В начале осени мы собираем урожай, а в октябре делаем с вами заготовки на зиму. У вас на столах лежат карточки по цифрой 1, вы должны составить новые словосочетания по образцу. Варенье из абрикосов – абрикосовое варенье Суп из грибов – … (морковный салат) Сок из яблок – …. (яблочный сок) Компот из слив – … (сливовый компот) Варенье из клубники –…. (клубничное варенье) Компот из вишни-…(вишнёвый компот) Салат из моркови- … (морковный салат) Физминутка: Если в слове есть буква О- хлопни в ладоши, а когда буква Ё - приседание. Встаньте, пожалуйста. Начинаем. Конфета, рука, ёлка, кружка, овал, дом, ёжик, матрёшка. Развитие фонематического восприятия. Игра «Выбери картинку» - У меня на доске картинки, назовите предметы на картинках (Ёлка, Гриб, Дождик, Пальто, Дуб, Тыква, Листопад, Лужи) - Назовите только те, в названиях которых вы слышите звук: А - 4 картинки О - 3 картинки Ё – 1 картинка И – 4 картинки Развитие буквенного анализа, зрительного внимания. -Проверим, то самый зоркий? - У меня на доске изображены картинки, ваша зада- запомнить их, я из уберу и ваша задача нарисовать то, что запомнили.(6 картинок) Работа над словообразованием На доске образец выполнения задания, я вам говорю слово, а вы должны образовать новые слова: лист-листок, листочек, … голос - … (голосок, голосочек) гриб - … (грибок, грибочек) волос - … (волосик) ботинок -… (ботиночек) рисунок - …(рисуночек) лес - …(лесок, лесочек) сын - …(сынок, сыночек) кусок - …(кусочек) -Какие согласные стоят перед гласной? | Гласных букв-10 Согласных букв – 21 Отгадывают загадку О,Ё Согласные перед О звучат твёрдо Согласные перед Ё звучат мягко 2 слога Выделяют на индивидуальных карточках мягкие и твёрдые согласные перед гласными О,Ё Составляют в парах Выполняют физкультминутку Вместе с учителем смотрят на картинки, называют предметы, которые изображены. Называют только те слова, в которых есть определённый звук. Вместе с учителем выполняют задание. Запоминают картинки, которые учитель убрал, пока дети закрыли глаза, рисуют то, что запомнили В парах выполняют задание под контролем учителя. По очереди дети выполняют упражнения по цепочки | ФП | Индивидуальные карточки, презентация Инд.карт Физкультминутка Физкультминутка | |