kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта логопедического занятия, проведенного в 4 классе по теме:"Твёрдые и мягкие согласные перед гласными О и Ё"."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка подойдёт для учителей-логопедов и учителей начальных классов, работающих с детьми с ОВЗ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта логопедического занятия, проведенного в 4 классе по теме:"Твёрдые и мягкие согласные перед гласными О и Ё"."»

Технологическая карта логопедического занятия,

проведенного в 4 классе

ОГКОУ «Ивановская школа – интернат №3».

Учитель-логопед: Клубова Екатерина Валерьяновна.

Тип урока:"Открытие новых знаний".

Форма занятия: групповое (4 учащихся).

Общее время – 40мин.

Тема урока: Твёрдые и мягкие согласные перед гласными – о, - ё.

Класс: 4
Цель урока: создать условия для определения твёрдость и мягкость согласных перед гласными –о, -ё


Задачи урока:

Образовательные:
-Закреплять навыки различения гласных и согласных звуков.

-Закреплять знания о характеристиках звуков.

-Развивать навыки звукобуквенного анализа слов.
-Развивать плавный выдох, подвижность органов артикуляционного аппарата.
-Формировать навыки словообразования.

Коррекционно-развивающие:
-Совершенствовать фонематическое восприятие; артикуляционную моторику, мимические мышцы лица.

-Развивать плавный выдох, подвижность органов артикуляционного аппарата.

-Систематизировать знания об осени и осенних явлениях.


Воспитательные:
-Воспитывать положительную мотивацию к занятиям

-Воспитывать усидчивость, аккуратность, организованность, дисциплинированность.

-Воспитывать интерес к занятиям с логопедом.

-Расширять представления об окружающем мире и воспитывать бережное отношение к природе.

Планируемые результаты:

Предметные:
-дифференциация понятия «звук», «буква»

Метапредметные (П-познавательные, Р - регулятивные, К- коммуникативные):
-Познавательные:
- развивать умение находить необходимую информацию;

- развивать умения представлять информацию;

- на основе анализа объектов делать выводы, обобщать, классифицировать по признакам.
-Регулятивные:
- развивать умение высказывать свое предположение;

-учить принимать и сохранять учебную задачу.
-Коммуникативные:
- развивать умение слушать и понимать других;

- учить работать в паре.



Личностные:
- проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу,

-понимает причины успеха в учебной деятельности,

-понимает установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении.

Оборудование:
- компьютер и мультимедийный проектор.
- презентация в программе PowerPoint.
- дидактический материал: индивидуальные карточки с заданиями.










ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

урока

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Форма

орг.

учеб.

деят. (Ф-

фронтальная, И- индивидуальная, П-парная, Г - групповая)

Дидактические

средства,

интерактивное

оборудование

Формы контроля, взаимокон троля и самоконтр оля

1. Мотивация учебной деятельности












Здравствуйте, ребята!

Садитесь!

Развитие воображения, актуализация словаря по лексической теме.


-Отгадайте загадку:
« В сентябре откроет школа
Двери для детей весёлых,
У зверят же свой урок —
Запасать продукты впрок.
Всё с полей мы соберём
Перед встречей с …» (Октябрём)

-Ребята, сегодня поговорим про второй месяц осени- Октябрь


Встречают учителя, слушают.



Слушают стихотворение, отвечают на вопросы учителя, анализируют стихотворение.









Ф

Презентация

Наблюдение учителя

2. Развитие моторики. Работа по развитию дыхания.

-Ребята! А какая погода в октябре? На улице грязно после дождя?

1)Развитие мимических мышц

Давайте представим:
Паша одел новые  кроссовки -  радость.

Какие  красивые  кроссовки - восхищались  дети  во  дворе. (восхищение)

Побегал  Паша  по  лужам -  смотрит,  а  кроссовки  грязные – огорчение.

Испугался  Паша,  что  мама  будет  ругать -  испуг.

Быстро  почистил, высушил кроссовки,  и  они  стали  как  новенькие -  улыбка.


2) Упражнения для развития мелкой моторики.

Упражнение «Дождик»


-А в какой одежде нужно осенью ходить? В шортах? В футболке?
-Правильно!


3) Артикуляционная гимнастика:

1.Упражнение на дыхание «Гладим белье»: 
И.п.: о.с. 1-скользить правой ладонью по левой ладони (вдох); 2-на выдохе произносить: «Пш-ш-ш-ш!». Повторить 3-4 раза.

2.Упражнения для язычка:

«Застегивание и расстегивание молнии». Улыбнуться, крепко сомкнуть губы, удерживать их в таком положении под счет до «пяти» (застегнули молнию). Разомкнуть губы (расстегнули молнию).

«Большие пуговицы»--максимально округлить губы и «Маленькие пуговки»-- вытянуть губы узкой «трубочкой.

«Иголочка»-- вытянуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под счет до «пяти-шести»).

«Воротник с широкими и острыми краями». Чередовать положения «широкого» и «узкого» языка. Положить «широкий» язык на нижнюю губу («круглый воротничок»). Вытянуть «острый» язык — «воротничок с острыми краями».

«Белье на ветру». Широко открыть рот и прижать кончик языка к верхним зубам, удерживать его в таком положении.

«Шитье на разных швейных машинках». Широко открыть рот. Поднять язык за верхние зубы, боковые края прижать к коренным зубам и произносить: «Д-д-д-д-д» (шьем на электрической швейной машинке), «Т-т-т-т-т» (шьем на ручной швейной машинке).

«Строчит машинка»--губы в улыбке, чистый пальчик—под язычок, произносить: др-р-р-р.

«Строчка»--кончик языка «иголочкой» ритмично касаемся верхней губы, начиная с уголка рта.

Дождливая, на улице после дождя грязно


Выполняют упражнения для мышц лица, после показа и объяснения учителя






Выполняют упражнения для мелкой моторики, после показа и объяснения учителя


Нет, в более тёплой одежде





Выполняют артикуляционную моторику, после показа и объяснения учителя




















Ф

Презентация

Устный контроль

3.Актуализация знаний учащихся.

- Ребята! Давайте вспомним!

- Что мы знаем о звуке, а что мы знаем о букве?


-Какие буквы и звуки могут быть?

-Какие гласные буквы вы знаете?
-Какие согласные буквы вы знаете?


-Какие бывают гласные звуки?

-Каким цветом обозначается твёрдость согласного звука?
-Каким цветом обозначается мягкость согласного звука?

-Правильно, молодцы!



- Игра «Один – много»

Дождь – дожди, день - …., ветер - …, дерево - …, лист - …, трава - …, гриб - …..




Буквы мы пишем, читаем, звуки произносим
Гласные и согласные


Твёрдые и мягкие, глухие и звонкие

Ударные и безударные
Синим

Зелёным




На доске будут слова, по очереди дети выполняют упражнения по цепочки

Ф

Презентация

Устный опрос

4. Постановка учебной задачи

Сегодня мы с вами будем учиться находить и определять твёрдые и мягкие согласные перед гласными –о, -ё


Физкультминутка для глаз:

Давайте дадим отдохнуть глазкам
Нарисуйте только глазами: большой квадрат, большой треугольник. Теперь похлопайте ресничками, а теперь закройте глазки, зажмурьтесь. Нарисуйте глазами восьмёрку.
(Если это тяжело, то следить по руке, за пальцем)


Слушают и узнают тему урока




Ф

-

-

4. Открытие новых знаний


-Давайте вспомним:
-Сколько гласных букв?
Сколько согласных букв?


-Я не зря спросила вас, сколь всего гласных букв, сейчас я вам загадаю загадку, и ваша задача отгадать её в отгадке о каких гласных идёт речь! Слушайте внимательно!


«Что за дивная лошадка?
Очень странные повадки:
Конь не сеет и не пашет,
Под водой с рыбёшкой пляшет.
Назови его дружок:
Рыбок друг : (Морской конёк)


- Какие гласные буквы есть в отгадке? (О - Ё)

- Итак, гласные О и Ё будут помощниками


- Что обозначает синий кружок?



- Что обозначает зелёный кружок?



-Сколько слогов в слове конёк?


Послушайте слоги. Выделите в слогах мягкие и твердые согласные перед гласными О-Ё.

Слоги: по, пё, ло, лё, бо, бё, кё, ко.




-В начале осени мы собираем урожай, а в октябре делаем с вами заготовки на зиму.

У вас на столах лежат карточки по цифрой 1, вы должны составить новые словосочетания по образцу.

Варенье из абрикосов – абрикосовое варенье

Суп из грибов –  … (морковный салат)                                Сок из яблок –  …. (яблочный сок)

Компот из слив – … (сливовый компот)
Варенье из клубники –…. (клубничное варенье)
Компот из вишни-…(вишнёвый компот)
Салат из моркови- … (морковный салат)


Физминутка:

Если в слове есть буква О- хлопни в ладоши, а когда буква Ё - приседание. Встаньте, пожалуйста. Начинаем.

Конфета, рука, ёлка, кружка, овал, дом, ёжик, матрёшка.


Развитие фонематического восприятия.
Игра «Выбери картинку»

- У меня на доске картинки, назовите предметы на картинках (Ёлка, Гриб, Дождик, Пальто, Дуб, Тыква, Листопад, Лужи)

- Назовите только те, в названиях которых вы слышите звук:

А - 4 картинки

О - 3 картинки

Ё – 1 картинка

И – 4 картинки

Развитие буквенного анализа, зрительного внимания.

-Проверим, то самый зоркий?

- У меня на доске изображены картинки, ваша зада- запомнить их, я из уберу и ваша задача нарисовать то, что запомнили.(6 картинок)

 

Работа над словообразованием
На доске образец выполнения задания, я вам говорю слово, а вы должны образовать новые слова:
лист-листок, листочек, …

голос - …  (голосок, голосочек)                    
гриб - …  (грибок, грибочек)                            
волос - …  (волосик)          
ботинок -… (ботиночек)

рисунок - …(рисуночек)
 лес - …(лесок, лесочек)                              
сын - …(сынок, сыночек)                        
кусок - …(кусочек)


-Какие согласные стоят перед гласной?

Гласных букв-10
Согласных букв – 21




Отгадывают загадку







О,Ё


Согласные перед О звучат твёрдо


Согласные перед Ё звучат мягко






2 слога


Выделяют на индивидуальных карточках мягкие и твёрдые согласные перед гласными О,Ё
















Составляют в парах






Выполняют физкультминутку

Вместе с учителем смотрят на картинки, называют предметы, которые изображены.

Называют только те слова, в которых есть определённый звук.



Вместе с учителем выполняют задание. Запоминают картинки, которые учитель убрал, пока дети закрыли глаза, рисуют то, что запомнили




В парах выполняют задание под контролем учителя.






По очереди дети выполняют упражнения по цепочки

ФП

Индивидуальные карточки, презентация





















Инд.карт





Физкультминутка





















Физкультминутка
















































6.Итог урока.


-О каком месяце мы говорили?
-Какой это месяц по счёту?
-В какому времени года относится октябрь?
- Чему учились на занятии?
-Какие звуки и повторили?
-Как можно определить твёрдость и мягкость согласного перед гласными –о,-ё?

Анализируют работу на уроке

Ф


Устный опрос

7. Рефлексия

У вас на столах лежит лесенка успеха. Ваша задача оценить себя. Возьмите фломастер и нарисуйте смайлик на ступенях. Ступени- это ваша работа на уроке.

- Как вы считаете, в чём ваши затруднения?

- Вы молодцы, что не испугались признаться в своих ошибках.

- Как вы в дальнейшем будете работать над ними?

- Спасибо вам за урок!

Отвечают на вопросы учителя, анализируют свои действия

Ф

Карточки с лесницей успеха

Самоанализ своих действий










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Клубова Екатерина Валерьяновна

Дата: 15.12.2025

Номер свидетельства: 679115


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства