|  Содержание занятия I. Организационный момент. Приветствие. 1. Развитие фонематического анализа, синтеза. - Здравствуйте!   - Сядет тот, в чьём полном имени после Р – Г.   - Сядет тот, в чьём полном имени 5 звуков.   - Сядет тот, в чьём полном имени между К и Н – О.   - Сядет тот, в чьём полном имени перед Х – И.   
  2. Сообщение логопедической темы. Развитие фонематического анализа, синтеза. 1)- Сегодня я по почте получила загадочный …. Отгадайте, что это?  - Я вам буду говорить разные слова. Подобрав к схеме нужное слово, вы узнаете, что это за предмет. На доске – схема:   А) - Сначала Б, потом У, потом КЬ, потом Е, потом Т.  - Подходит по количеству звуков?  
 Б) - Сначала ПЬ, потом И, потом СЬ, потом М, потом О.  
  
 В) – Сначала С, потом О, потом С, потом У, потом Д. 
 ( В руках логопеда– стеклянный сосуд). 2)- Ребята, отгадайте, что находится в загадочном сосуде?  - Запомните первые буквы названий предметов, которые изображены на карточке. (У каждого учащегося – карточка с зашифрованным словом)  1.          2.         3.             4.              
 - Я достала из сосуда записку и размножила для вас. Записка размыта водой, сохранились не все слова.) - Прочитайте её. 
 
 Текст записки:      |   Случилась б … да. Яхта ут … нула. П … могите.  Капитан Вр … нгель. 
 |   
  - Кто автор записки?  - Из какого произведения этот герой?  (Выставляется изображение капитана Врунгеля).  
    - Выручим капитана Врунгеля? 
 II. Основная часть.  1. - Сначала определим того, кто устроил это кораблекрушение?  Найдите способ прочитать имя противника капитана Врунгеля.  На доске:  п Ф и Л р И а Н т Т  
  (Выставляется изображение - пират Флинт).    2. – В этом нелёгком пути нам нужен помощник. Определите его имя.  О А Л И  О З К С  Х Т С М  - Внимательно посмотрите на буквы в каждой строчке. Какая из 4-х букв не подходит к остальным, почему? Подчеркните лишнюю букву. Сложите из выделенных букв слово.  (Выставляется изображение помощника – матрос Лом).    3. Развитие высших психических процессов.  - Надо определить место кораблекрушения. Определите направление пути.    4. Развитие пространственных представлений и конструктивной деятельности.  (Логопед выставляет ёмкость с водой)  - Мы прибыли на место кораблекрушения. Достали со дна морского обломки яхты. Необходимо починить её, сложить разрезную картинку.      - Молодцы. Яхту починили.  (На доске - изображение яхты. Учащиеся осуществляют проверку выполненной работы).    - Капитан Врунгель решает отправиться на встречу с пиратом и поговорить с ним.  5. Грамматическая арифметика.  На доске – схема слова:  . + …. = …..  - Но яхта не начнёт движение, пока мы не определим предмет, который утащил в своё убежище осьминог.  (В ёмкости с водой – фигурка осьминога, под ним находится якорь).  - 1 слог – местоимение, употребляемое тогда, когда человек говорит о себе (Я).  - 2 слог – детская болезнь (Корь).  - В итоге, должно получиться слово, которое обозначает металлический стержень с лапами, укреплённый на цепи и опускаемый на дно для удержания на месте судна (Якорь).  
 6. Гимнастика для глаз + развитие зрительного восприятия. - Подул мощный ветер. Начинается шторм. На море появились загадочные фигуры. Что они напоминают?   На доске – таблица:    - Пробежать глазами по волнам столько раз, сколько дельфинов вы встретите в море. На доске – пособие «Дельфины».   7. Развитие умения составлять словосочетания + динамическая пауза. - Чтобы море успокоилось, назовём слова-признаки о море. На каждое слово – прыжок через волну. 8. Закрепление знаний учащихся о правописании безударных гласных в корнях слов. - В бушующем море плавали 4 дельфина. Они вынесли на поверхность моря 4 слова. Вставьте в слова пропущенные буквы, подберите проверочные слова. На доске – слова: УД … ВИТЕЛЬНОЕ  БЛ … СТЯЩЕЕ  ПР … ЛЕСТНОЕ  С … ЛЁНОЕ 
 9. «Рыбалка». Звуковые дорожки.  (В ёмкости с водой – резиновые фигурки: осьминог, дельфин, морская черепаха, морская звезда, акула, касатка).  У каждого ученика – звуковая линейка.  - Капитан Врунгель и помощник Лом проголодались. Определите, кто из морских обитателей попался им на удочку во время рыбалки?  - Какой 1-й звук в слове «КРЫЛО»?  
  - Какой 2-й звук в слове «МАЧТА»?  
  - Какой 3-й звук в слове «ШТУРВАЛ»? 
  - Какой звук находится между А и У в слове «ПАЛУБА»? 
  - Какой звук находится после П в слове «ПАРУС»? 
 - Сложите из выставленных букв слово. 
 
 - Сколько букв, звуков в слове «АКУЛА? - Назовите гласные, согласные звуки. - Дать характеристику согласным звукам.  
  
 10. Развитие оперативной речеслуховой памяти + развитие логического мышления. - Пока помощник Лом готовит обед из АКУЛЫ, выполним следующее задание. - Вспомните слова, которые я вам называла в этом задании? 
 - Какое слово лишнее из этого списка и почему? 
 - Какой предмет из списка слов есть и на самолёте и на корабле? 
 11. Буквенная арифметика. - Отгадайте слово на доске: К А Р Т И Н А  1 5 3 4 2 - В желудке акулы помощник Лом обнаружил карту.   (Выставляется изображение карты). 
 12. Закрепление фонематического анализа. - Мы должны отгадать то, что обозначено крестиком на карте. Задание: Назвать общий звук в словах, записать соответствующую букву. 1. ОСЛИК, ДОМ, РОТ 
 2. САД, БУСЫ, ПЁС - Мы отгадали один из слогов слова. Прочитайте его справа налево. 
 
 3. ИЛ, ИРИС, РИС 
 4. ВОЛ, ВЕКО, КОВЁР - Мы отгадали один из слогов слова. Прочитайте его справа налево. 
 
 5. СОМ, РОТ, КИНО 
 6. РАК, РОТ, ТОРТ 
 7. КОТ, СУК, ЛУК - Мы отгадали один из слогов слова. Прочитайте его справа налево. 
 
 8. ЛАК, АРКА, АИСТ 
 9. ЩИ, ЩЕКА, ЩАВЕЛЬ 
 - Мы отгадали один из слогов слова. Прочитайте его справа налево. - Соедините все слоги, прочитайте слово.   
  13. Закрепление пространственных представлений: вверх, вниз, вправо, влево + развитие мелкой моторики.  - Мы отправляемся на поиски сокровищ и причаливаем к берегу необитаемого острова.  (Выставляется ящик с песком и фигурками: водоём, ёлки, камни, скелет неизвестного животного).  - Используя карту, проложить путь по песку к сокровищам с помощью полосок.  
  14. Игра «Найди, что спрятано». Развитие диафрагмального дыхания.  - Набирай воздух через нос, не поднимая плечи, и надувай живот «шариком». Старайся так дуть, чтобы воздушная струя была очень долгой.    (Картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребёнок открывает изображение картинки).  
  15. Совершенствование графических умений и навыков + развитие зрительного восприятия. - А вот и пират Флинт. Он охраняет свой клад. Пират Флинт не хочет просто так отдать нам своё богатство. Предлагает нам «Морской бой». Победивший получит приз.  
 
 16. Закрепление знаний учащихся о правописании безударных гласных в корнях слов.  - Откроем сундук и посмотрим, что там находится. На доске – слова:  Ц … ПОЧКА  К … ЛЬЦО  СЕР …БРО    С … РЁЖКИ  Ж … МЧУЖИНА - Вставьте в слова пропущенные буквы, подберите проверочные слова. Проверка.   
  17*. Закрепление знаний учащихся о правописании безударных гласных в корнях слов. Работа с деформированными пословицами. - Капитан Врунгель и помощник Лом решили помочь пирату Флинту встать на правильный путь жизни.  - Были у капитана карточки с пословицами. Но Лом перепутал начало и конец предложений. Помогите вставить пропущенные буквы, собрать пословицы и объяснить их смысл.    ЖИЗНЬ ДАНА В Б … ДУ ПОПАСТЬ      Л … ГКО В … РОВАТЬ НА ДОБРЫЕ Д … ЛА  
  УКРАСТЬ Т … ЖЕЛО ОТВ … ЧАТЬ      III. Итог занятия.   1. - В какое путешествие мы сегодня отправились?  - С какими заданиями столкнулись?  - Как в будущем помогут нам эти задания? 2. Домашнее задание.    - Вспомнить слова – признаки, относящиеся к морю. 3. Оценка деятельности учащихся. 4. Организованное окончание урока. - Спасибо за работу! |  Примерные ответы учащихся Учащиеся отгадывают имена и садятся на свои рабочие места. 
 - Сергей. - Ирина. - Константин. - Михаил. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 - Букет. - Да. Но слово «букет» начинается со звонкого звука [Б]. - Письмо. Слово не подходит, так как оно заканчивается на гласный звук. - Сосуд. Подходит, это слово заканчивается на глухой звук [Т]. 
 
 
 
 
 
 - ЗАПИСКА. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Учащиеся вставляют пропущенные буквы, подбирают проверочные слова. Отгадывают героя записки. 
 Записка: «Случилась беда. Яхта утонула. Помогите. Капитан Врунгель». 
 
 - Капитан Врунгель.  Андрей Сергеевич Некрасов «Приключения капитана Врунгеля». 
 
 
 
 
 
 - Да. 
 
 
 
 
 - пират Флинт. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 - 1 строка – Л (Л - согласный, остальные – гласные) - 2 строка – О (О - гласный, остальные – согласные) - 3 строка – М (М - звонкий, остальные – глухие) 
 - Имя помощника - Лом. 
 
 
 
 
 
 
 
 Учащиеся выполняют задание на индивидуальных карточках. 
 
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 Учащиеся складывают разрезную картинку яхты. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 - Слово «ЯКОРЬ». Учащиеся из-под осьминога достают якорь. 
 
 
 
 - Волны.   
 
 
 
 Учащиеся «обводят» глазами волны 4 раза (слева направо и справа налево).   
 
 
 
 - Блестящее, тёплое, удивительное, прелестное, большое, солёное, красивое, спокойное, ласковое, сверкающее. 
 
 Учащиеся выходят к доске, вписывают пропущенные буквы в слова. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 - Гласный звук [К], на доске – буква К. - Согласный звук [А], на доске – буква А. - Гласный звук [У], на доске – буква У. - Согласный звук [Л], на доске – буква Л. - Гласный звук [А], на доске – буква А. - АКУЛА (учащиеся вынимают из воды игрушку АКУЛУ). 
 - 5 букв и 5 звуков. - Гласные: А, У, А.  Согласные: К, Л - [К]: глухой, твёрдый.  [Л]: звонкий, твёрдый. 
 
 
 
 - Мачта, крыло, штурвал, палуба, парус. Лишнее – КРЫЛО, этот предмет есть только у самолёта.   - ШТУРВАЛ. 
 
 - КАРТА. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  
 
 
 
 
 
 
 
 - Общий звук – О. На доске – буква О. - Общий звук – С. На доске – буква С. - Слог: СО 
 - Общий звук – И. На доске – буква И. - Общий звук – В. На доске – буква В. - Слог: ВИ 
 - Общий звук – О. На доске – буква О. - Общий звук – Р. На доске – буква Р. - Общий звук – К. На доске – буква К. - Слог: КРО 
 - Общий звук – А. На доске – буква А. - Общий звук – Щ. На доске – буква Щ. - Слог: ЩА - СОКРОВИЩА 
 
 
 
 
 
 
 - Учащиеся выполняют задание коллективно. 
 
 - Под песком спрятан СУНДУК. 
 
 
 
 
 
 Учащиеся в тетрадях выполняют задание по инструкции логопеда. 
 
 
 
 -Приз «КЛЮЧ» от сундука.   
 
 
 
 
 
 Задание выполняется у доски. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Задание выполняется на индивидуальных карточках. 1. Жизнь дана на добрые дела. 2. Легко воровать, тяжело отвечать. 3. Украсть – в беду попасть. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 - Полученные знания помогут нам писать без ошибок. 
 |