Конспект урока на тему "Осень" по предмету "Речь и альтернативная коммуникация".  Цель: Формирование умений различать изменения в погодных явлениях осенью. Развивать общие речевые навыки.
  Задачи:
  - учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы;
  - развивать умение детей замечать изменения в природе;
  - воспитывать интерес и бережное отношение к природе.
  Материал и оборудование:  картинки, трафареты листьев, мяч.
  Ход занятия.
  Здравствуйте, ребята.
  Сейчас Вы послушаете песню и подскажете мне про что эта песня.
  Звучит песня «Осень постучалась»
  Дети: Про осень
  Воспитатель: Молодцы!  
  - Посмотрите, сколько листьев, разных, разных, жёлтых, красных, оранжевых.
  - Листья солнцем наливались
  Листья солнцем пропитались,
  Налились, отяжелели
  И по ветру полетели.
  - Я предлагаю поиграть в игру: «Листья и их тень»
  Воспитатель: А сейчас поиграем в игру:
  «Погода осенью» (о природных явлениях осени) с мячом.
  У меня разноцветный мяч, мяч осенний и волшебный, будет в руки вам скакать  
  Дети: Например:
  Листья на деревьях пожелтели.
  Часто идет дождь.
  На улице похолодало.
  Дни стали короче.
  Птицы улетают в теплые края.
  Дует холодный ветер.
  С деревьев падают листья, трава и цветы вянут.
  Люди одеваются теплее.
  Осенью собирают урожай.
  Животные готовятся к зиме, утепляют свои жилища.
  Дети собирают опавшие листья.
  Осень в цвете золотом.
  Осенью много овощей и фруктов.
  Воспитатель: Спасибо, присаживайтесь на стульчики.
  Воспитатель: А сейчас давайте отгадаем загадки.
  Пустые поля, мокрая земля
  Дождь поливает,
  Когда - это бывает? (Осенью)
  Осень в гости к нам пришла
  И с собою принесла,
  Что, скажите наугад!
  Ну конечно (Листопад)
  Слезы капают из тучи –
  Плачет мастер невезучий.
  Хмурой осени художник –
  Хлюпает по лужам (Дождик)
  Что весною мы сажали,
  Потом летом поливали.
  Все, что осенью на грядках
  Поспевает: вкусно, сладко!
  Не зевай и собирай
  Наш осенний. (урожай)
  Пальчиковая игра
  Осень
  Разбросала осень листья,
  (делают волнообразные движения ладонями)
  Разукрасила их кистью.
  (делают плавные взмахи ладонями вверх- вниз)
  Мы в осенний парк пойдем,
  (шагают пальцами обеих рук)
  В букеты листья соберем.
  (скрещивают ладони с растопыриванием пальцев)
  Лист кленовый, лист с осинки,
  Лист дубовый, лист рябинки,
  Рыжий тополиный лист
  (поочередно загибают листья, начиная с большого, на обеих руках одновременно на каждый лист)
  На дорожку спрыгнул вниз.
  (звонко хлопают в ладоши)
  Гриб
  Меж еловых мягких лап
  (поглаживают ладонями обеих рук колени)
  Дождик кап – кап – кап.
  (постукивают по коленям пальцами обеих рук.)
  Где сучок давно засох –
  (постукивают ребром ладони по коленям)
  Серый мох, мох, мох.
  («мнут мох», сжимая энергично обе ладони)
  Где листок к листку прилип,
  (хлопают ладонями)
  Вырос гриб.
  (сводят руки над головой)
  Какие грибы можно встретить в осеннем лесу?  
  Дидактическая игра «Собери фрукты и овощи»
  (дети собирают овощи в одну корзину, а в другую фрукты).
  Чем мы с вами сегодня занимались? (говорили об осени). Что нового узнали? Назовите приметы осени (опадают желтые и красные листья, идет дождь).