Конспект логопедического занятия в 4 классе 
  Тема: «Различение твёрдых и мягких согласных». 
  Учитель-логопед Смирнова Т.Ю. 
  Цель:  закрепить знания учащихся о твёрдых и мягких согласных; правило об обозначении твёрдости и мягкости согласного звука на письме.
  Развивать внимание, слуховое и зрительное восприятие, мышление, навыки грамотного каллиграфического письма.
  Оборудование:   памятка на доске, картинки.
  
  Ход урока. 
   Организационный момент. 
    Прозвенел звонок,
  Начинается урок.  
  Ввод в тему.  
  Сеет дождик в октябре
  Лужи на дороге.
  В жёлтой кружатся листве
  Осени тревоги.
  Тучи по небу с утра
  Стаями летают.
  Дни листки календаря
  Октябрю считают.
  
  - Какой сегодня день на листке календаря?
  - Назовите его дату.
  - Открыли тетради, записали дату.
  2. Актуализация опорных знаний. 
  Учитель сообщает тему урока «Различение твёрдых и мягких согласных» (записана на доске - открыть).
  - Какие согласные называются твёрдыми?
  - Какие согласные называются мягкими?
  - Учитель:  «А сейчас я предлагаю вам задание. Я буду произносить слова. Если в слове 1-й звук твёрдый согласный – стукните кулачком по столу, если в слове 1-й звук мягкий согласный – погладьте себя по голове».
  Слова:  дом, люк, метро, рыба, весна, стол, кот, пальто, лист, ночь, книга, мёд.
  - Что влияет на твёрдость и мягкость согласного?
  - Чтобы ответить на этот вопрос, мы с вами отправимся в путешествие по городу «Буквограду».  
  -  Какие буквы живут в нём? (гласные и согласные).
  -  Так что же влияет на твёрдость и мягкость согласных? (гласные) 
  ( работа по памятке).
  3. Изучение темы урока. 
  1.  Учитель:  Итак, какие гласные обозначают твёрдость согласного? (прописывают на 1-ой строчке)
  - Какие гласные обозначают мягкость согласного? (прописывают на 2-ой строчке).
  Вывод:  Какими парами гласных обозначается твёрдость и мягкость согласных?
  (читают на доске и в тетрадях: а-я, у-ю, о-ё, ы-и).
  Слайд 4
  2. Задание:  Допиши слова, добавив букву а или я. Подчеркни твёрдые согласные одной чертой, мягкие – двумя.
  Стран…, рыб…, земл…, трав…, мор…, Жен….
  Проверка. 
  Вывод:  Какой гласной буквой вы обозначили твёрдую согласную, какой мягкую?
  Ещё какими гласными обозначают твёрдую согласную, а какими мягкую?
  (по памятке)
  Учитель : - А сейчас отдохнём.
  4. Физминутка. 
  Если услышите слово с мягким  согласным в начале слова – делаем хлопок . Если услышите слово с твёрдым согласным в начале слова – делаем притоп.
  Слова:  доска, Люся, лук, берёза, Нюша, туша, лёд, танк.
  5. Продолжение изучения темы урока.  
  - Ребята, скажите, как обозначается на письме мягкость согласного звука на конце слова? Посмотрите на карту Буквограда. (ь знаком) 
  - Где ещё в слове может ь обозначать мягкость согласного звука? (в середине) 
  Вывод:  Какими буквами обозначается на письме мягкость согласного звука?
  (по карте Буквограда)
  Вывод:  Итак, скажите, что влияет на твёрдость и мягкость согласных? (гласные и буква ь). 
  Работа над предложением. 
   
    Задание:  Убежали гласные буквы. Догони их и верни на место. (Л,л)…ба и (П,п)ет… поливали кл…мбу с цв…тами.
  
  - прочитали предложение;
  - определили количество слов в предложении;
  - определили наличие орфограмм в предложении;
  - Вам нужно списать предложение, вставить пропущенные гласные и подчеркнуть согласные перед этими гласными: твёрдые-одной чертой, мягкие-двумя;
  - Какие орфограммы вы применили при письме?
  (большая буква в начале предложения, в именах ребят; предлог, безударная гласная; точка в конце предложения). 
  Проверка, + оценки. 
   Письмо под диктовку. Игра «Огоньки». 
    Я очень люблю свою Родину .
  Уч-ся отмечают красной пастой орфограммы, подчёркивают твёрдые и мягкие согласные.
  Проверка в виде опроса (уч-ся спрашивают друг друга).   
  6. Итог урока. 
  1. - Сегодня мы учились с вами определять на слух, в произношении твёрдые и мягкие согласные. Я буду называть твёрдые согласные звуки, а вы мягкие:
  Т, д, с, г, р, в.
  - А теперь наоборот: я мягкие, вы-твёрдые: ть, вь, ль, рь, пь, бь.
  2.  - Назовите картинки. Какие слова начинаются с твёрдого, а какие с мягкого звука? 3. Молодцы!