Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия по теме "Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов" для младших школьников с ЗПР»
Конспект логопедического занятия для обучающихся 3–4 классов с задержкой психического развития (ЗПР)
Тема занятия:
«Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов»
Цель занятия:
Формирование умения образовывать новые существительные с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Задачи занятия:
Образовательные задачи: научить детей образованию существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, расширить активный словарь школьников.
Развивающие задачи: развивать зрительное восприятие, мелкую моторику рук, мыслительные операции анализа и синтеза, способность самостоятельно строить предложение.
Воспитательные задачи: воспитание аккуратности, усидчивости, положительного отношения к процессу учения, чувства ответственности за выполняемую работу.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные результаты: умение образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Метапредметные результаты: развитие произвольного внимания, памяти, мелкой моторики, воображения, креативности.
Личностные результаты: осознание важности качественного владения русским языком, проявление терпеливости и желания учиться новому.
Оборудование и материалы:
— карточки с заданиями, картинки животных и фруктов;
— рабочие тетради;
— цветные карандаши;
— доска, маркер;
— таблица с уменьшенными формами существительных;
— интерактивная презентация с изображением увеличенных/уменьшенных объектов.
Ход занятия:
I. Организационный этап (2 минуты):
Приветствие учителя и проверка готовности учащихся к занятию.
Педагог: Ребята, здравствуйте! Сегодня мы продолжаем наше путешествие в мир интересных русских слов. Посмотрите внимательно вокруг себя, подумайте, какие предметы выглядят маленькими и уютными, какими ласковыми словами вы могли бы назвать вещи вокруг вас?
II. Мотивация и постановка цели занятия (3 минуты):
Объявляется тема занятия и мотивируется интерес к нему через занимательную загадку:
Загадка: Что бывает маленьким и большим одновременно? Что легко сделать мягким и добрым словом? (Предполагаемый ответ: вещь становится маленькой и мягкой, если добавить ей ласковое имя.)
Педагог подводит итог: Мы будем изучать волшебство наших ласковых словечек!
III. Актуализация опорных знаний (5 минут):
Повторение ранее пройденного материала:
Назовите ласковые имена известных вам игрушек и продуктов питания. Пример: мяч — мячик, яблоко — яблочко.
Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных путем добавления различных суффиксов (-чик-, -ёк-, -еньк-, -оньк-).
IV. Объяснение нового материала (7 минут):
Объясняется новый материал с демонстрацией примеров и таблиц.
Исходное слово
Суффикс
Новое слово
стул
-чик
стульчик
рука
-к-
ручка
глаз
-ёнк-
глазёнки
человек
-ек-
человечек
Учащиеся совместно выполняют задания по преобразованию исходных слов в уменьшительно-ласкательные формы.
V. Практическая деятельность (10 минут):
Практическое упражнение на образование уменьшительно-ласкательных слов с опорой на иллюстрации:
Учащимся раздаются картинки с изображениями овощей, животных, мебели и посуды. Задача — придумать ласковую форму названия предмета, используя подходящие суффиксы.
Индивидуальное задание: дополнить пропущенные буквы в словах с уменьшительным значением.
Коллективное творческое задание: составить небольшой рассказ с использованием нескольких ласково-обращённых слов.
VI. Подведение итогов (3 минуты):
Подводится общий итог занятия, повторяются ключевые моменты урока. Оценивается активность ребят, подчеркиваются успехи каждого ребёнка.
VII. Домашнее задание (2 минуты):
Создать небольшую иллюстрированную мини-книжку с использованием образов существительных в уменьшительной форме.
Литература и ресурсы:
Учебники русского языка для начальных классов.
Методические пособия по работе с учащимися с ЗПР.
Материалы сети Интернет для подбора визуальных материалов и оформления презентации.
Таким образом, данное занятие направлено на формирование необходимых речевых компетенций, позволяющих ученикам уверенно выражать мысли, эмоции и эффективно общаться в повседневной жизни.