Конспект индивидуального занятия с учеником, имеющим диагноз «ринолалия» «Дифференциация парных согласных [В]-[Ф]»
  Тема : Дифференциация парных согласных  «В – Ф» .
  Цель : 1. Развитие артикуляционной моторики, диафрагмально реберного типа дыхания, форсированного выдоха, фонематического слуха.
  2. Создание условий для формирования навыка дифференцировать согласные парные в-ф .
  Задачи :
  1. Формировать фонематический слух.
  2. Формировать умение дифференцировать  буквы в-ф и соответствующие им звуки.
  3. Совершенствовать умение чтения, навыки звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слов.
  4. Развивать внимание, память, мышление, мотивацию.
  Ход занятия.
  1. Организационный момент.
  Логопед : Сегодня на уроке мы с тобой поговорим о буквах В-Ф.
  2. Комплекс массажа твердого и мягкого неба.
  Логопед проводит массаж мягкого и твердого неба учащегося.
  2. Формирование ритмической организации речи
  Проводится игра «Барабанщик» . (логопед выстукивает ритм карандашом, ученик  должен повторить комбинацию за логопедом; большой круг обозначает более громкий звук.)
  3. Развитие артикуляционной моторики.
  Артикуляционная гимнастика проводится перед зеркалом. Логопед показывает упражнение, учащийся повторяет упражнение за логопедом, контролируя выполнение упражнения, наблюдая за движениями в зеркало.
  • Работа по нормализации моторики нижней челюсти :
  двигать нижней челюстью вперед при полуоткрытом рте, имитировать жевание, открывать рот с сопротивлением.
  • Для губ и щек :
  поднять верхнюю/нижнюю губу, обнажая верхние зубы; имитировать полоскание зубов (надуть губы) ; надувать верхнюю, затем нижнюю губу; производить фыркающие движения губ (фырканье лошади) .
  • Артикуляционная гимнастика для языка :
  выполнить упражнения «Часики» , «Качели» , «Почистим зубки» , покусывать язычок.
  • Гимнастика для мышц мягкого неба и задней стенки глотки :
  покашливать, позевывать, произносить гласные звуки на твердой атаке.
  4. Упражнения на дыхание.
  Дыхательная гимнастика (формирование - диафрагмального дыхания, силы ротового выдоха, дифференциации  ротового и носового дыхания).
  Логопед даёт учащемуся инструкцию по выполнению дыхательного упражнения, ребенок выполняет упражение. Сила выдоха контролируется с помощью ватного шарика.
  1. Вдохнуть носом, плавно выдохнуть через неплотно сомкнутые губы (Ф__) 
  2. Вдохнуть носом, выдохнуть через неплотно сомкнутые губы толчкообразно, прерывисто, делая короткие промежутки (ф! ф! ф) .
  5. Работа по презентации.
  1. Акустические образы звуков в-ф.
  Логопед : Отгадай загадки.
  • Дружбу водит лишь с лисой, этот зверь сердитый, злой.
  Он зубами щёлк да щёлк, очень страшный серый … волк
  • Нет ушей, не видно ножек. Шар в колючках- это … ёжик
  Логопед : Скажи, почему к нам на занятие пришли волк и ёж ?
  Ученик  : Потому что мы сегодня будем говорить о буквах В и Ф.
  2. Характеристика звуков в-ф.
  Логопед :Вспомни и расскажи, что ты знаешь о звуке «в» ?
  Ученик  : Звук «в»  согласный , твердый, звонкий
  Логопед :Вспомни и расскажи, что ты знаешь о звуке «ф» ?
  Ученик  : Звук «ф»  согласный , твёрдый, глухой. Эти звуки парные .
  Согласные , звонкая- глухая, твердые, парные .
  3. Связь звуков с буквами Вэ –эФ.
  Логопед :
  Звук «В»  обозначается буквой Вэ.
  Давай с помощью рук создадим букву Вэ.
  Посмотри как записать письменную букву В.
  Логопед :
  Звук «Ф»  обозначается буквой эФ.
  Давай с помощью рук создадим букву эФ.
  Посмотри как записать письменную букву Ф.
  Физминутка.
  Упражнение с су-джок шариком.
  Цель массажа : воздействовать на биологически активные точки по системе Су - Джок, стимулируя речевые зоны коры головного мозга.
  Логопед : Сейчас мы с тобой выполним массаж пальцев рук «Су-Джок» .
  (данный массаж выполняется специальным массажным шариком) 
  Логопед : Я буду проговаривать текст, и показывать движения, а ты повторяй за мной.
  Катится колючий ёжик, нет ни головы ни ножек
  По ладошке бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.
  (катаем шарик слегка сжимая ладонями прямыми движениями между ладонями) 
  Мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.
  Бегает туда-сюда, мне щекотно, да, да, да.
  (движения по пальцам) 
  Уходи колючий ёж в тёмный лес, где ты живёшь!
  (кладём в ладонь шарик и берём подушечками пальцев) 
  Спасибо, молодец, у тебя хорошо получилось.
  Практический блок :
  1. Звуковой анализ слов со звуками в-ф.
  Логопед : Что это за птицы?
  Ученик  : Это воробей.
  Логопед : Какой звук есть в этом слове? Где он стоит в начале, в середине, в конце?
  Логопед : Что это за птицы?
  Ученик  : Это свиристель.
  Логопед : Какой звук есть в этом слове? Где он стоит в начале, в середине, в конце?
  Логопед : Что это за птицы?
  Ученик  : Это дрофа.
  Логопед : Какой звук есть в этом слове? Где он стоит в начале, в середине, в конце?
  2. Дифференциация звуков в-ф в слогах .
  Логопед : Прочитай слоги с буквой Вэ. Найди похожие слоги с буквой эФ. Прочитай их.
  Какие слоги выбрал бы ёжик? Почему?
  Ученик  : читает слоги. Ёжик выбрал слоги с буквой Ф, потому что это его буква. Когда он пыхтит, он произносит звук «ф-ф-ф» .
  3. Дифференциация звуков в-ф в словах .
  Логопед : Подбери нужную букву к слову. Если ты верно подберёшь букву, ты увидишь изображение.
  Ученик  : Сова, фламинго, ворона.
  Логопед : Как назвать этих животных одним словом?
  Ученик  : Это птицы.
  3. Дифференциация  звуков в-ф в предложениях.
  Логопед : Перед тобой рассыпавшееся предложение.
  Посмотри внимательно и собери предложение.
  Какое слово будет первым? Вторым? …
  Прочти предложение, которое получилось.
  В каких словах встретились буквы занятия ?
  Ученик  : У совы большой клюв. Жираф живёт в Африке. Буквы занятия  встретились в словах «совы» , «клюв» , «жираф» , «Африке» .
  6. Итог урока.
  Логопед : Чему ты научился сегодня на уроке? Что тебе понравилось?