(подготовила учитель-логопед Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Школа-интернат №4 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» г.Перми
     | Автор занятия/ должность | Скорынина Ольга Витальевна | 
  | Название занятия | Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звука | 
  | Продолжительность занятия | 20 минут | 
  | Возрастная категория   | Ребенок 8 лет (2 класс) | 
  | Клинический диагноз | ОНР III уровня при стертой дизартрии. | 
  | Цель занятия | Нормализация звукопроизношения. Автоматизация звука [Р] в словах. | 
  | Задачи   |  Образовательные:     Уточнять и обогащать словарный запас по теме “Рыбы”.   Закрепить представление о твердости и мягкости согласного звука “Р”.   Совершенствовать навык словообразования и словоизменения (подбора родственных слов).  Коррекционные:     Продолжать учить четко произносить “Р” в словах и в предложениях.   Развивать фонематический слух и восприятие, фонематический анализ и синтез слов.   Продолжать развивать общую и мелкую моторику, правильное речевое дыхание.   Развивать внимание и память.    Воспитательные:     Воспитывать умение преодолевать трудности.   Воспитывать бережное отношение к природе.   | 
  | Оборудование   | Предметы: фигуры рыбаков; красные и черные сапоги, куртки, ведра; удочка, фигуры рыбка, рак, краб; карточки разрезных слогов, слов и картинки к ним «р» «ы» «б» «а», «троп-ка», «пе-ще-ра», «до-ро-га», «кос-тер», «го-ры», «дро-ва», «тро-па» «об-рыв»; картинка “море”; сдувалка «кости для Дружка», разрезанная пословица «Терпенье и труд все перетрут»; кружочки для звукового анализа слов «гласный» (красный), «согласный твердый» (синий), «согласный мягкий» (зеленый); слоговой анализ (1-но, 2-ух и 3-х сложных слов); мешочки для скороговорки. | 
  | Используемая литература | 1.Л.Н. Ефименкова Коррекция устной и письменной речи у учащихся начальных классов Москва: Просвещение, 1991 2.И.Р. Калмыкова Таинственный мир звуков. Популярное пособие для родителей и педагогов Ярославль «Академия развития», 1998 3. В.И. Селиверстов Речевые игры с детьми Москва: Владос, 1994 4.Н.М.Теремкова Логопедические домашние задания для детей с ОНР. 2012 | 
 
  Предметы: фигуры рыбаков; красные и черные сапоги, куртки, ведра; удочка, фигуры рыбка, рак, краб; карточки разрезных слогов, слов и картинки к ним «р» «ы» «б» «а», «троп-ка», «пе-ще-ра», «до-ро-га», «кос-тер», «го-ры», «дро-ва», «тро-па» «об-рыв»; картинка “море”; сдувалка «кости для Дружка», разрезанная пословица «Терпенье и труд все перетрут»; кружочки для звукового анализа слов «гласный» (красный), «согласный твердый» (синий), «согласный мягкий» (зеленый); слоговой анализ (1-но, 2-ух и 3-х сложных слов); мешочки для скороговорки.
       | № | Название этапа занятия, продолжительность (в минутах) | Деятельность педагога | Деятельность ребенка | 
  | 1 | Организационный момент | Логопед проговаривает по одной строке стихотворения: 
 Говорю всегда красиво, Четко и неторопливо, Ясно, чисто говорю, Потому что не спешу. | Ребенок повторяет каждую строчку после логопеда. | 
  | 2 | Артикуляционная и пальчиковая гимнастика   
 | Каждое артикуляционное упражнение сопровождается динамическими упражнениями пальчиками: 1.Для губ: «Трубочка», «Заборчик», «Рупор», «Рыбка». 2.Для языка: «Часики», «Качели», «Молоточек», «Индюк», «Чистим зубы», «Маляр». 3.Для языка: «Лопаточка», «Иголка», «Грибок». | 
 Выполнение перед зеркалом | 
  | 3 | Звуко-буквенный анализ слова: 
 | 1.Слово рассыпалось: собрать слово из букв  «Р» «Ы» «Б» «А»; 
 2.Звуковая схема слова: 1)Характеристика звуков по порядку 
 2)Слоговой анализ. | 1.Выкладывание слова из разрезанных букв. 2.Обозначение гласных красными кружками, согласных твердых звуков синими кружками с проговариванием характеристики каждого звука. Подбирает схему двусоставного слова с ударным первым слогом. | 
  | 4 | Объявление темы занятия 
 | - Сегодня мы будем говорить о рыбах и рыбаках. - Кто такие рыбы и кого называем рыбаком? | 
 
 
 Животные, которые живут в водоемах (река, пруд, озеро, море) | 
  | 5 | Игра: “СЛОВА-РОДСТВЕННИКИ” | -Подбери и назови родственные слова к слову “рыба”. | рыбак, рыбачья лодка, рыболов, рыбачить, рыбье место, рыбный суп | 
  | 6 | Составление рассказа «Рыбаки»   | -Какие имена можно дать мальчикам, чтобы был твердый звук [Р]? -Какого цвета у рыбаков были куртка, сапоги и ведра? 
 
 
 | Рома Руслан   
 Рома надел красные сапоги, куртку, взял красное ведро. Руслан надел чёрные сапоги, куртку, взял черное ведро. | 
  | 7 | Выработка сильной воздушной струи | Во дворе бегал резвился Дружок 1)Чтение слогов на «сдувалке» 2)Подбор слов с такими сочетаниями | ТРА ДРА ТРО ДРО ТРЫ ДРЫ 
 Ведро, трава, ветра и т.д. | 
  | 8 | Слоговой анализ | Составление слов из слогов и соотнесение с картинками | «троп-ка», «пе-ще-ра», «до-ро-га», «кос-тер», «го-ры», «дро-ва», «тра-ва», «об-рыв» | 
  | 9 | Лексико-грамматические отношения | Сначала они шли по широкой «дороге» рядом друг с другом, потом по узкой «тропке» друг за другом – Дружок, между Ромой и Дружком Руслан. 
 -Первым шел не Рома.   -Кто шел последним?   -Кто бежал перед Русланом?   -Кто шел перед Дружком?   -После кого шел Рома?   
 С правой стороны были «горы».    С левой стороны «обрыв». В нем был виден вход в «пещеру». Руслан собирал дрова и разводил «костер». Рома ловил «рыбу». | рядом друг с другом 
 
 друг за другом 
 
 
 Руслан Рома Дружок 
 Руслан После Дружка 
 Ребенок выкладывает картинки импровизированном берегу и проговаривает слова: горы, обрыв, пещера, дрова, костер | 
  | 10 | Воспитательный момент | Где и как можно добывать дрова. | насобирал | 
  | 11 | Игра «Улов» | -1-ый раз Рома закинул удочку и ему попался … -2-ой раз Рома закинул удочку и закинул удочку и ему … -3-ий раз Рома закинул удочку и выловил … | Краб 
 
 
 Рак Рыба   
 | 
  | 12 | Подбор родственных слов | -Кого поймал первый раз? -Кого поймал второй раз? -Кого поймал третий раз? Как называем большой предмет? -Как называем маленький предмет? | Краба Рака Рыбу Рыба 
 Рыбка   | 
  | 13 | Работа с пословицей | Собрать пословицу из разрезанных слов и объяснить ее смысловое значение. | Выкладывание фразы ТЕРПЕНЬЕ И ТРУД ВСЁ ПЕРЕТРУТ 
 | 
  | 14 | Автоматизация звука в скороговорке | Проговаривание скороговорки с ритмичными движениями (на каждое слово перекладывать мешочек из одной руки в другую) | РЫБУ ЛОВИТ РЫБОЛОВ, В МОРЕ ВЕСЬ УПЛЫЛ УЛОВ. 
 | 
  | 15 |  Итог   
 Оценка деятельности   | -Какой звук учился произносить?   -Молодец! Четко, громко, правильно старался произносить звук в словах. | [Р] | 
  | 16 | Домашнее задание | Вспомнить и правильно проговорить слова | 
 |