| Организационный момент Время: 5 минут | -Здравствуйте ребята. 
 - Ребята, давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся.   Когда мы улыбаемся – мы делимся своим хорошим настроением! И чем чаще мы это делаем, тем больше людей будут радоваться вместе с нами! 
 Дыхательная гимнастика:   - Надуйте шар - держа в руках воображаемый шар. На счет «раз, два» — сделать глубокий вдох через рот. На счет «три, четыре» — усиленный выдох через рот, имитируя движениями рук увеличивающийся шар (повторить 3—4 раза в медленном темпе). 
 - Ребята, какое сегодня число? Какой месяц? Какое время года? Какое время года было и что идет?   | 
 
 Дети настраиваются на урок. 
 
 
 Смотрят друг на друга, улыбаются.   
 
 
   
 
 
 Выполняют дыхательную гимнастику.   
 
 
 
 - 2, октябрь. Осень. Лето. Зима.   | 
 | 
  | Подготовка к основному этапу | - Сегодня мы с вами будем учится различать звуки, а какие, мы с вами сейчас узнаем, отгадав загадки:   На минуту в землю врос Разноцветный чудо – мост. Чудо – мастер смастерил Мост высокий без перил. (Радуга) 
 -Что это? Какой первый звук в слове радуга?   С неба хлынула вода,Дождь идёт, как из ведра.
 Будто ночь настала днём,
 Как мы дождь такой зовём? (Ливень)
 
 -Что это? Какой первый звук в слове ливень? Утром капельки водыНа траве увидишь ты,
 В каплях лепестки цветов,
 В каплях листики кустов.
 Пьёт из капельки оса.
 Эти капельки — ...(роса)
 
 -А это что? Какой первый звук в слове роса? Пришла желанная весна,Река встряхнулась ото сна
 И, как дельфины выгнув спины,
 Поплыли вниз по речке ...(льдины)
 
 -Что это? Какой первый звук в слове льдины? 
 -Ребята, как вы думаете, какие звуки мы будет учиться с вами различать?   
 - А что мы сейчас с вами отгадывали? как назвать это одним словом? 
 - А что такое сезонные изменения в природе?   Просмотр мультфильма о сезонных изменениях в природе. (4 мин.) Вопросы по просмотренному:   
 - Ребята, о чем этот мультфильм?   
 
 
 - А что происходит с природой осенью?   
 | 
 
 
 
 
 
 
 
 
 - Радуга, звук Р.   
 
 
 
 
 -Ливень, звук Л’ 
 
 
 
 
 
 
 - Роса, звук Р.   
 
 
 
 
 -Льдины, звук Л’ 
 -На уроке мы будем учиться различать звуки Р-Л. 
 -Явления природы; сезонные изменения в природе.   - Это изменение признаков и погодных условий в разные времена года.   
 
 - Этот мультфильм о временах года; о сезонных изменениях в природе.   
 - Осенью желтеют и опадают листья, становиться пасмурно и идут дожди.   | 
 | 
  | Усвоение новых знаний и способов действий   | - А сейчас мы с вами будем читать чистоговорки, четко и громко проговаривая каждое слово, особенно звуки р-л.   
 Ра-ра-ра, ра-ра-ра На дворе у нас гора. Ру-ру-ру, ру-ру-ру Собирайте детвору. Ры-ры-ры, ры-ры-ры Покатаемся с горы. Ра-ра-ра, ра-ра-ра Очень рада детвора. 
 Лы-лы-лы, лы-лы-лы забивали мы голы, лу-лу-лу, лу-лу-лу возле окон на полу, ла-ла-ла, ла-ла-ла не заметили стекла. лу-лу-лу, лу-лу-лу мы не били по стеклу, ла-ла-ла, ла-ла-ла только нет в окне стекла.   
 Рю-рю-рю, рю-рю-рю Как я много говорю! Ри-ри-ри, ри-ри-ри От зари и до зари. Ре-ре-ре, ре-ре-ре О горе и о норе. Рё-рё-рё, рё-рё-рё Про ребят и про Ря-ря-ря, ря-ря-ря Про озера и моря. Ла-ла-ла – вот пила.Лой-лой-лой – пилим мы пилой.
 Лы-лы-лы – вот нет пилы.
 Лу-лу-лу – сломали пилу.
 Лу-лу-лу – купили новую пилу.
 - Ребята, давайте вспомним характеристику звуков р – л.   
 - Р- этой буквой мы обозначаем на письме, звук р. Когда мы говорим звук р, зубки у нас открыты, язычок вверх, язычок упирается за верхние зубы, он работает, вибрирует, дребезжит. Приложите ладонь к шее тыльной стороной, почувствуйте, как дребезжит горлышко. (Опор на картинки и показ учителя).   
 -Давайте представим, что мы с вами тигры и порычим (р-р-р).   
 - Л- этой буквой мы обозначаем на письме, звук л. Когда мы говорим звук л, губы у нас немного приоткрыты, зубы открыты. Язычок смотрит наверх, упирается за верхние зубки.   
 - Давайте попробуем погудеть, как самолет ( л – л-л).   
 
 -Чем похожи эти звуки? Какими они могут быть? 
 - А какое есть различие у этих звуков? 
 Пальчиковая игра «Осень». Осень, осень, приходи! Осень, осень, погляди. Листья желтые кружатся, Тихо на землю ложатся. Солнце нас уже не греет.   Ветер дует все сильнее.   К югу улетели птицы. Дождик к нам в окно стучится.   Шапки, куртки одеваем и ботинки надеваем.   Знаем месяцы: сентябрь, октябрь, ноябрь. 
 - Обратите внимание, у вас на партах лежат листочки, возьмите их. Прочитайте задание про себя. Кто прочитает задание вслух? 
 Заменить в слове звук [р] на [л]. Произнести получившуюся пару слов, выделяя голосом звуки [р,л] .    
     | Рама –  лама Рожь – ложь Рак – лак Розы – лозы 
 | Пир – пил Бурка – булка Брошка – блошка Игра – игла 
 |  
 Лама- Южноамериканское вьючное животное из сем. Верблюдов. Ложь – Намеренное искажение истины, неправда. Лозы- название тонкой и длинной разновидности стебля. Бурка- Длинный плащ из тонкого войлока с козьей шерстью. Блошка- Маленькое прыгающее насекомое-паразит. Пир- большой званый обед, угощение. 
 - На выполнение этого задания я даю вам 2 минуты, затем мы проверим то, что у вас получилось.   
 - Чему мы с вами сейчас научились?   
 -Одинаково они произносятся?   
 Физкультминутка «Мы листики осенние» 
 Мы листики осенние, (Плавное покачивание руками вверху над головой.)  На ветках мы сидим.  Дунул ветер — полетели. (Руки в стороны.)  Мы летели, мы летели  И на землю тихо сели. (Присели.)  Ветер снова набежал  И листочки все поднял. (Плавное покачивание руками вверху над головой.)  Закружились, полетели  И на землю снова сели. (Дети садятся по местам.) | Слушают.   
 
 
 
 
 
 
 Читают чистоговорки вслух.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Р- СОГЛ., ЗВОНКИЙ, МОЖЕТ БЫТЬ ТВ. И МЯГК. 
 
 
 
 
 Внимательно слушают.   
 
 
 
 
 
 Повторяют за учителем. 
 
 
 Слушают. 
 
 
 Повторяют за учителем.   
 
 - Эти звуки согласные, они ВСЕГДА ЗВОНКИЕ могут быть звонкие и твердые.   
 - Эти звуки по – разному произносятся.   
 
 Выполняют пальчиковую игру.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Читают задание про себя; вслух. 
 
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Выполняют задание.   
 
 - Мы научились заменять один звук на другой, так, чтобы получилось слово.   -Звуки р-л произносятся по – разному.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 Выполняют физкультминутку.   | 
 
 
 
 
 
 
 Раздаточный материал | 
  | Первичная проверка понимания | - Сейчас мы попробуем с вами составить словосочетания, с помощью тех картинок, которые у меня на доске.   Картинки: солнышко, радуга, льдина, роза, трава. 
 -Ваша задача ответить мне, что и какого цвета, используя картинки на доске.   
 Разноцветная, желтое, белая, красная, зеленая.   
 - Чему мы с вами учились?   
 -Давайте вернемся к нашим листочкам с заданиями. Обратите внимание на задание под № 2. Прочитай задание про себя, попробуйте выполнить его самостоятельно. Затем мы проверим, что у вас получилось. Вставьте пропущенные буквы р-л в словах, где есть пропуски.   Вот и наступи...а осень. П…ишла пора уби…ать урожай. Ваня и Федя копают картофе…ь. Вася собирает свек…у и мо…ковь, а Феня фасоль. В саду много с…ив. Вера собирает ф…укты и отправляет их в школьную сто…овую. Там всех угощают спе…ыми и вкусными ф…уктами. Фасоль - бобовое растение с длинными узкими плодами. -Чему мы с вами учились?   | 
 
 
 
 
 
 Выполняют задания вместе с учителем.   
 
 
 
 - Мы научились составлять словосочетания со звуками р-л.   
 
 
 
 
 
 
 
 Выполняют задание самостоятельно.   
 
 
 - Мы учились вставлять пропущенные буквы р-л в словах.   | 
 
 
 
 
 
 Раздаточный материал   |