| Этап занятия | Деятельность учителя логопеда | Картинный и речевой материал.   | Ответы детей | 
  | Организационный момент:   
 | Учитель –логопед: Здравствуйте, мои хорошие! Поздоровайтесь с нашими гостями.   Учитель –логопед:   Каждый день, всегда, везде, На занятиях, в игре Громко, чётко говорим. И никогда мы не спешим  Сегодня я хочу вам предложить отправиться в морское путешествие по островам. Превратимся с вами в добрых пиратов. Им пришло письмо с разных островов, у волшебных жителей беда, никак они не могут научится выговаривать звук [Р]. Просят помощи. Поможем им? На каком транспорте можно плыть по морю?   - корабль, катер, лодка. А мы отправимся на корабле. Занимаем свободные места.   Чтобы дорога была легкой надо к ней   хорошо подготовиться.   | 
 | Дети: Здравствуйте!   
 
 
 
 
 
 
 
 Да Корабль, катер, лодка. | 
  | Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признаком. | Перед большим путешествием мы с вами вспомним как произносим звук [Р]. Что делают губы, зубы и язык, когда мы произносим звук. Звук [р] согласный или гласный? (звук [р] согласный, так как воздух встречает преграду – язык и зубы). 
 А еще какой звук [р]? (Твердый, глухой, обозначается синим цветом). На письме звук Р обозначается буквой Р 
   Когда ты произносишь его, есть преграда во рту? Какой это звук? Когда мы его произносим, рот широко открыт. Зубки сближены, но не сомкнуты, губы в каком положении? Губы в улыбке. Язык широкий поднят за верхними зубками, прижимаем к потолочку и дуем на него, он вибрирует Струя воздуха сильная. (горлышко «дрожит») звук звонкий. | 
 | 
 
 
 
 
 
 
 
 Согласный, твердый 
 Губы в улыбке. Дети произносят звук (тянут его)   Да, звук звонкий. | 
  | Дыхательная гимнастика | Чтобы наш корабль поплыл, нам нужен ветер. Выполним упражнение «Ветерок».  (вдыхаем через нос выдыхаем через трубочку) Звучит шум моря.   | 
 | 
 | 
  | Артикуляционные упражнения |  Артикуляционные упражнения выполняются совместно с движениями рук.    1. «Трубочка улыбка» Руки согнуть перед грудью, пальцы сжаты в кулаки. Вытянуть губы трубочкой, руки отталкивающим движением выбросить вперед. Растянуть губы в улыбку, руки развести в стороны.    2 «Часики» Улыбнуться, рот приоткрыть. Руки согнуты в локтях на уровне груди, ладони смотрят вверх. Язык двигается к уголкам рта вправо-влево, руки двигаются синхронно с языком. Под счет до 5  3. «Качели» Рот широко открыт. Руки согнуты в локтях на уровне груди, ладони смотрят вниз. Язык поднять к верхним зубам, ладони поднять вверх. Язык опустить за нижние зубы, ладони опустить вниз. Язык двигается к уголкам рта вправо-влево, руки двигаются синхронно с языком.    4. «Маляр» Руки перед собой. Кисти рук опускаем-поднимаем. Под счет до 5  5. «Лошадки» Цокаем язычком. Кулачки сжимаем-разжимаем. + «Грибок» под счет до 5  6. «Дятел» Стучим кулачок о кулачок.    Теперь мы с вами готовы к путешествию.    7.«Чистим верхние зубки»  8. «Котенок лакает молоко» 
 | 
 | 
 | 
  | Автоматизация звука [Р] изолированно 
 
 
 
 
 Автоматизация звука [Р] в слогах | Но чтобы моторчик завести нужно потренироваться: найти и обвести синем карандашом все буквы [Р], четко произнося при этом звук [Р] 
 Давайте заведём моторчики у корабля и поедем в путешествие. 
 1-я остановка: остров Крабов. Крабы оставили нам послание: 
 Они не помнят, как петь свои любимы песенки, из-за того, что разучились произносить звук Р. Сейчас мы им поможем: Будем помогать им строить песочные замки. | Листок бумаги А4 (синие карандаши) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Работа выполняется на листочках | 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Ра-ро-ру-ры 
 | 
  | 
 | Начинается игра. Я прошу со слогом РА Мне помочь назвать слова! -Я начинаю слово, а вы добавьте РА: ко-ра, иг-ра, но-ра, у-ра, детво-ра, по-ра, кону-ра, ды-ра. РО-РО-РО Ты закончи слогом РО: вед-ро, доб-ро, пе-ро, сереб-ро, яд-ро, бед-ро. А теперь договори Ты слова со слогом РЫ: вет-ры, го-ры, кома-ры, топо-ры, мет-ры, кост-ры. | 
 | 
 
 
 
 Ра-ра 
 
 Ро-ро 
 
 Ры-ры | 
  | Развитие фонематического восприятия | 1.Я буду называть слова, вы внимательно слушаете, если услышите слово со звуком Р гремите, если звука Р в слове не будет, сидите тихо. (МОЛОКО, МАРКА, ПАЛКА, МАКАРОНЫ, КУПОНЫ, СЛОН, СПОР, МОТОР, ТАНЕЦ, РАНЕЦ, ПАЛЕЦ, МАТРАС, ПАЛАС, КАРАБАС) 2. Корабль привез крабам груз, но им нужны только те предметы, в названии которых есть звук [Р]. Поможем разгрузить корабль? Дети выбирают нужные картинки | Погремушки (маракасы) 
 Картинки: ракета, краб, лампа, подарок, гранат, листик, стул, стол, комар, пила, лампа, рука, тигр, рыба, ласточка, лось, робот, пирог, топор, ромашка | 
 
 
 
 
 
 | 
  | Автоматизация звука [Р] в словах (звуковой анализ) | 2-я остановка: остров Роботов.   Посмотрите, мы приплыли на остров, кто здесь живет? -Роботы Они предлагают нам с ним поиграть. Хотите? Роботы хотят собрать себе красивые камней. Но они не помнят, как произносить звук [Р] в словах, сейчас мы им поможем:   Наши слова состоят из звуков. Давай определим, где стоит звук Р в этих словах (в начале слова, в середине слова, в конце слова) берем картинку называем ее, и определяем где находится звук [Р] (в начале слова, середине слова, в конце слова) кладем камешек в определенную коробочку(ведерко) 
   Добавить в слово недостающий звук [Р]:Бульвар,клевер,двор,танцор,факир,зефир,буксир,сахар,катер,сквер | Груша, кран, фары, комар, рукавицы, рыбак, корзина, самовар, руль, тигр, шар 
 | 
 | 
  | Физкультминутка | Ра-ра-ра- марширует детвора (ребенок марширует) Ру-ру-ру- встанем рано по утру (тянется на носочках вверх) Ро-ро-ро- насыпай песок в ведро (выполнять наклоны вниз) Ры-ры-ры- надуваем мы шары (делать большой круг руками) Ор-ор-ор- подметаем двор (Имитировать подметание) Ры – ры – ры –у нас чистые дворы. (Ребенок широко разводит руками) А нам с вами пора в путь. Садимся на корабль.   Наступила ночь. Закрываем глазки. Звучит шум моря. | 
 | 
 | 
  | Автоматизация звука [Р] в словах 
 | 3-я остановка: остров Русалок. Они такие болтушки, любят играть в слова. Но у них не получается без нашей помощи. Поможем русалкам с игрой Игра с мячом:   Превратим большие слова-предметы в маленькие (назови ласково).   роза-розочка, помидор-помидорчик, карман-карманчик, кровать-кроватка, рыба-рыбка, фартук-фартучек  
  b)Упражнять в подборе антонимов: Дешевые-дорогие, плохое –хорошее, копить-тратить, длинный-короткий, трудное- простое, закат-рассвет, утро-вечер, молодой –старый, тупой-острый(карандаш) 
 | 
 | 
 | 
  | 
 | 4-я остановка: остров Пиратов. 
 Мы приплыли к нашим братьям пиратам.   Сейчас мы и им поможем вспомнить как правильно произносится звук [Р] 
 1-е испытание:   Картинки : машина-пружина; мимоза-роза; пушка-ракушка: мышка-крышка; дворец-кузнец; чашка-ромашка; флажок-пирожок; сова-трава. 2-е испытание:   На острове пиратов живут только те животные, в названиях которых есть звук [Р] Обвести животных и назвать четко, проговаривая звук [Р]. 
 3- испытание:  Фишки — это пиратские деньги. Сколько в слове слогов, столько и фишек мы оставляем на острове. Но для этого нужно выполнить последние задание: назвать сколько слогов в слове (за каждый правильный ответ дается морская звезда(фишка)) Пи-рог, реп-ка, ка-ран-даш, ро-за, гор-ка, кен-гу-ру, жи-раф, гра-нат. 
 Проверяем карту! на всех островах побывали? Всем помогли вспомнить как произносить звук Р и сами стали лучше произносить! | 
 
 
 
 
 
 
 Найти к слову рифму. 
 
 Занятие 26 (О.П. Саморокова, Т.Н. Кругликова | 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Обводят животных: зебра, тигр, носорог, жираф, кенгуру, 
 
 
 
 
 Дети: Да! Проверяют карту. | 
  | Итог занятия: 
 | Какой звук мы учились произносить изолированно, в слогах, и словах?   
  Какой он? | 
 | Звук [Р] 
 Согласный Твердый Звонкий. |