kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Влияние логопедической помощи на качество образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Логопедическая работа в общеобразовательной организации, является неотъемлемой частью учебного процесса, которая, параллельно с обучением, способствует успешному овладению школьной программой по родному языку учащимися с речевой патологией. Основное направление работы учителя-логопеда в школе – это коррекция нарушений чтения и письма, а также профилактика этих нарушений, которые являются самыми распространёнными формами речевой патологии у младших школьников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Влияние логопедической помощи на качество образования»

ВЛИЯНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

НА КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ


Т.А. Ганноченко, учитель-логопед ГБОУ «СШ № 8 Г.О. МАКЕЕВКА»

Е.В. Чистякова учитель-логопед ГБОУ «СШ № 34 Г.О. МАКЕЕВКА»


Речь в жизни человека играет исключительно важную роль – она служит основным средством общения людей. Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, он может понятно выражать свои мысли и желания. И наоборот, невнятная речь ребёнка затрудняет его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми людьми и даже накладывает отпечаток на характер человека в целом. Правильная грамотная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения.

Все чаще родители и учителя стали обращать внимание на то, что дети начинают позже говорить, у них слабо развита связная речь, активный словарный запас развит недостаточно или ограничен. Специальная логопедическая помощь требуется практически в каждой группе детского сада, каждом классе начальной школы. Статистика указывает на то, что около 58% детей имеют речевые патологии. За последние два десятилетия число детей с нарушениями речи увеличилось более, чем в 6 раз. Начало же систематического обучения в школе предъявляет ряд требований к ребёнку. Одно из них – наличие правильной речи.

Любые недостатки речи нарушают процесс развития ребёнка в целом, препятствуют правильному формированию познавательных процессов, затрудняют общение с окружающими, отрицательно влияют на психическое развитие ребёнка, на развитие личности – его способностей, волевых качеств, эмоций, мотиваций, социальных установок, способствуют развитию негативных черт характера (застенчивости, нерешительности, замкнутости, чувства неполноценности), затрудняют освоение школьной программы.

ФГОС начального образования указывает на речевую готовность первоклассника, которая предполагает:

  • сформированность фонематической, лексической, грамматической, синтаксической, семантической сторон речи;

  • развитие обобщающей, планирующей и регулирующей функции речи;

  • формирование особой теоретической позиции ребёнка в отношении речевой деятельности и выделение слова как ее единицы.

Логопедическая работа в общеобразовательной организации, является неотъемлемой частью учебного процесса, которая, параллельно с обучением, способствует успешному овладению школьной программой по родному языку учащимися с речевой патологией. Основное направление работы учителя-логопеда в школе – это коррекция нарушений чтения и письма, а также профилактика этих нарушений, которые являются самыми распространёнными формами речевой патологии у младших школьников.

Коррекционная деятельность школьного логопеда направлена на:

  • своевременное выявление речевых нарушений у младших школьников и квалифицированная их диагностика;

  • организация коррекционных занятий с учащимися, имеющими нарушения устной и письменной речи, препятствующие успешному усвоению школьной программы;

  • профилактика появления речевых нарушений и формирование предпосылок к полноценному усвоению детьми общеобразовательной программы по родному языку, с целью предупреждения школьной неуспеваемости, обусловленной речевой патологией;

  • пропаганда логопедических знаний среди всех участников образовательного процесса и родителей учащихся.

Основные направления логопедической работы:

  • развитие связной речи (диалогической и монологической);

  • формирование коммуникативных умений и навыков;

  • коррекция дефектов звукопроизношения и развитие звуковой стороны речи;

  • обогащение и совершенствование словарного запаса;

  • развитие грамматической стороны речи;

  • развитие артикуляционной моторики;

  • коррекция психических процессов (памяти, внимания, мышления);

  • повышение интереса к обучению и мотивации.

Эффективность коррекционной работы в условиях школьного логопедического кабинета определяется повседневным взаимодействием учителя-логопеда, учителя, психолога, воспитателя ГПД, родителей.

Логопедическая работа по коррекции речевых нарушений с применением интерактивных и демонстрационных компьютерных технологий на занятиях позволяет интересно, наглядно, информативно, интерактивно, рационально по времени для учителя и ученика, личностно-ориентировано:

  • оптимизировать процесс формирования правильной речи и коррекции её недостатков;

  • повысить темп занятия, увеличить долю самостоятельной работы детей.

Использование игровых технологий в логопедической практике способствует повышению мотивации к занятиям, увеличению результативности, развитию любознательности, интереса к русскому языку. 

Разнообразные игровые ситуации, побуждают ребёнка к своеобразному речевому общению, повышающему речевой самоконтроль, предоставляют богатые возможности для осуществления целенаправленной деятельности, освобождают детей от утомления, помогают чередовать виды речевой работы, повышают качество образования учащихся.

Перечислим некоторые виды игр, используемых на своих занятиях:

а) дидактические – для коррекции звукопроизношения, фонематического восприятия, звуко-слогового анализа и синтеза: «Весёлый паровозик», «Слоговой домик», «Звуковые дорожки», «Подбери рифму»;

б) игры для совершенствования лексико-грамматического строя речи: «Один-много», «Назови ласково», «Посчитай-ка, от 1 до 5», «Мой, моя, моё?», «Чей хвост?»; 


в) игры для развития связной речи: «Закончи предложение», «Магазин», «Небылицы», а также игры- драматизации, игры-инсценировки;

г) игры для развития высших психических функций: «Четвертый лишний», «Найди отличия», «Что спрятано?», «Лабиринты»;

д) игры на знакомство с буквами: «Допиши букву», «Найди такую же букву», «Найди букву», «Буквы спрятались», «Ребусы».

Речевые игры помогают выработать чувство родного языка и умение правильно произносить слова, легко усвоить грамматические нормы, подготовить к успешному усвоению русского языка в школе. Широко известно, что всё то, что сопровождается игрой, легко воспринимается, быстро и прочно усваивается ребёнком.

Для решения коррекционных задач нами был созданы следующие материалы: альбом-презентация «Артикуляционные уклады, характеристики звуков», который наглядно помогает учащимся характеризовать звуки и понимать особенности их произношения.







Дидактическая игра «Мой, моя, моё, мои» предназначена для обучения правильному согласованию местоимений с существительными в роде, подбору к местоимению существительного с соответствующей родовой принадлежностью и с автоматизацией звуков С, З, Ц, Ш, Ж, Л, Р.









Для коррекционных занятий по автоматизации звуков были созданы альбомы, которые в игровой форме предлагают детям закреплять изучаемые звуки, развивать фонематический слух, чувство ритма, память, внимание, логическое мышление.






Логопедическое лото «Найди ударный слог» помогает учащимся усвоить деление слов на слоги, развивает навык определения ударного звука и слога в слове.








Пособие «Домашний альбом по автоматизации звука «Л» способствует более быстрой автоматизации звука, развитию фонематического слуха, совершенствованию слоговой структуры слова, коррекции лексико-грамматического строя речи, формированию навыка звуко-буквенного анализа, профилактике дисграфии, дислексии.








По материалам книги Л.Н. Смирновой «Мы учим звуки» разработан альбом «Коррекционно-развивающие упражнения по автоматизации звуков». С помощью считалок, рифмовок, шуток и весёлых игр дети закрепляют произношение звуков, развивают фонематический слух, лексико-грамматический строй речи.






Игра «Весёлые рифмовки» помогает автоматизировать звук Р, учит подбирать рифму к данному слову, различать близкие по звучанию слова, развивать психические функции детей, обогащать лексический запас.











Игра «Где спрятался слог» развивает фонематическое восприятие, учит детей подбирать слова на заданный слог, осуществлять слоговой анализ и синтез, дифференцировать слоги на слух, различать твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в слогах, словах.







Для отработки правил орфографии был разработан альбом комбинированных игр «В стране орфограмм», который включает конспекты занятий, кроссворды, авторские рассказы, насыщенные сочетаниями ШИ, ЖИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ, -ОРО-, -ОЛО-.














Играя в речевые игры, учащиеся не осознавали, что параллельно с этим проводилось их обучение, тем самым, предоставляя возможность логопеду активно воздействовать на проблемные зоны в развитии учащихся. Доступная и привлекательная игровая ситуация на занятии делала познавательный процесс полноценным, окрашивая его положительными эмоциями, ощущениями своей успешности, столь важными для детей начальных классов с речевой патологией.

Подводя итог, можно сказать следующее: влияние логопедической помощи на повышение качества образования, успеваемости по родному языку в школе заключается в следующем:

  • коррекция речевых дефектов помогает устранить речевые дефекты и развить устную и письменную речь ребёнка до такого уровня, на котором он сможет успешно обучаться в школе; 

  • предупреждение или минимизация трудностей при коррекции является важнейшим условием интеграции детей в систему общего образования;

  • повышение мотивации к обучению способствует организации атмосферы свободного развития каждого обучающегося, сопровождаемой радостью и высоким уровнем познавательной активности; 

  • развитие личностных характеристик детей, направлено на получение ребёнком возможности развивать свои личностные качества. 

Учитель-логопед, работая с детьми с речевой патологией, делает вклад в их будущее, формируя навыки владения правильной речью, дающие перспективы для успешной жизни каждого своего ученика.

Список литературы:

1. Смирнова Л.Н. Мы учим звуки Ш, С: Коррекционно-развивающие упражнения для детей с речевой недостаточностью: Пособие для логопедов,

воспитателей и родителей. – М.: Мозаика-Синтез, 2002. – 24 с.: илл.

2. Смирнова Л.Н. Мы учим звуки Р, Л: Коррекционно-развивающие упражнения для детей с речевой недостаточностью: Пособие для логопедов,

воспитателей и родителей. – М.: Мозаика-Синтез, 2002. – 24 с.: илл.

3. Яворская О.Н. Дидактические игры для занятий логопеда со школьниками 7-11 лет / – Санкт-Петербург : КАРО, 2017. – 96с. – (Мастер-класс логопеда).


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Влияние логопедической помощи на качество образования

Автор: Ганноченко ТА., Чистякова Е.В.

Дата: 25.10.2025

Номер свидетельства: 676078

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Влияние логопедической помощи на качество образования"
    ["seo_title"] => string(62) "vliianie_logopedicheskoi_pomoshchi_na_kachestvo_obrazovaniia_1"
    ["file_id"] => string(6) "676080"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1761414096"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Влияние логопедической помощи на повышение качества образования в школе."
    ["seo_title"] => string(80) "vliianie_logopedicheskoi_pomoshchi_na_povyshenie_kachestva_obrazovaniia_v_shkole"
    ["file_id"] => string(6) "663294"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1736494160"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "«Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»"
    ["seo_title"] => string(80) "effektivnye_sredstva_formy_i_innovatsionnye_metody_raboty_s_detmi_s_ogranichenny"
    ["file_id"] => string(6) "536383"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1579423636"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Роль семьи в коммуникативном  развитии ребенка. "
    ["seo_title"] => string(47) "rol-siem-i-v-kommunikativnom-razvitii-riebienka"
    ["file_id"] => string(6) "126408"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415174155"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(209) "Использование приемов здоровьесберегающих технологий  на логопедических занятиях в коррекционной школе VIII вида "
    ["seo_title"] => string(137) "ispol-zovaniie-priiemov-zdorov-iesbierieghaiushchikh-tiekhnologhii-na-loghopiedichieskikh-zaniatiiakh-v-korriektsionnoi-shkolie-viii-vida"
    ["file_id"] => string(6) "231958"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1442683743"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства