Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики
  1 Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы
  вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4
  раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.
  2 Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
  3 Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание позы в одном
  положении).
  4 Соблюдать последовательность упражнений, идти от простых к сложным.
  Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
  5 Из выполняемых двух-трех упражнений новых может быть только одно, второе и
  третье даются для повторения и закрепления. Пока ребенок выполняет какое-то
  упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше
  отрабатывать старый материал.
  6 Артикуляционную гимнастику выполняют сидя перед зеркалом / прямая спина,
  тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении/. Или с
  небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен
  находиться напротив ребенка лицом к нему. Ребенок должен хорошо видеть лицо
  взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность
  выполнения упражнений.
  7. Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность
  движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает,
  движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.
  Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна
  включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие
  динамической координации речевых движений
  Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.
   Организация проведения артикуляционной гимнастики
  1 Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
  2 Взрослый показывает выполнение упражнения.
  3 Упражнение делает ребенок, а взрослый следит за качеством выполняемых
  движений: точность, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного
  движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа
  артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне
  лица.
  В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
  4 Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой
  чайной ложки или просто чистым пальцем).
  5 Подходить к выполнению упражнений творчески: намазать верхнюю губу
  вареньем, шоколадом, для того, чтобы ребенок облизал ее
  . Упражнения для губ
  1 Улыбка. Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
  2 Хоботок (Трубочка). Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
  3 Заборчик. Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.
  4 Бублик (Рупор). Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед.
  Верхние и нижние резцы видны.
  5 Заборчик - Бублик. Улыбка - Хоботок. Чередование положений губ.
  6 Кролик. Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.
   Упражнения для развития подвижности губ
  1 Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.
  2 Улыбка - Трубочка.
  Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.
  3 Пятачок. Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.
  4 Рыбки разговаривают.
  Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук-ппппп).
  5 Поцелуйчик. Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот.
  Необходимо добиться, чтобы при выполнении упражнения, раздавался звук
  "поцелуя".
  6 Недовольная лошадка.
  Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут
  вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.
  7 Мартышка
  Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам.
  8 Сытый хомячок. Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.
  9 Голодный хомячок. Втянуть щеки.
  10 Хлопушка. Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего
  воздух выходит с силой и шумом.
  11 Жадная рыбка. Удерживать губами марлевую салфетку - взрослый пытается ее
  выдернуть.
   Если губы совсем слабые:
  - сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту,
  - удерживая губами карандаш (пластмассовую трубочку), нарисовать круг (квадрат),
   Статические упражнения для языка
  1 Птенчики. Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.
  2 Лопаточка. Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
  3 Чашечка. Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка
  подняты, . но не касаются зубов.
  4 Иголочка (Стрелочка. Жало). Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут
  вперед.
  5 Горка (Киска сердится). Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы,
  спинка языка поднята вверх.
  6 Трубочка. Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.
  7 Грибок. Рот открыт. Язык присосать к нѐбу.
   Динамические упражнения для языка.
  1 Часики (Маятник).
  Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно
  тянуться под счет педагога к уголкам рта.
  2 Змейка. Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в
  глубь рта.
  3 Качели.
  Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и
  нижним резцам.
  4 Футбол (Спрячь конфетку).
  Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.
  5 Чистка зубов. Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и
  зубами.
  6 Катушка.
  Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к
  верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывается вперед и убирается в глубь
  рта.
  7 Лошадка.
  Присосать язык к нѐбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть
  подъязычную связку.
  8 Гармошка.
  Рот раскрыт. Язык присосать к нѐбу. Не отрывая язык от нѐба, сильно оттягивать
  вниз нижнюю челюсть.
  9 Маляр.
  Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до
  мягкого нѐба.
  10 Вкусное варенье. Рот открыт. Широким языком облизать сначала верхнюю,
  затем нижнюю губу по кругу.