Просмотр содержимого документа
«Практические советы для родителей ДОУ от учителя логопеда. Дыхательная гимнастика. Невидимая сила красивой речи»
Практические советы от учителя-логопеда
Ярковой Е.В.
Дыхательная гимнастика: Невидимая сила красивой речи
Каждый родитель ждет, когда же его ребенок начнет говорить чисто, плавно и выразительно. Но часто мы упускаем из виду главный «двигатель» нашей речи — дыхание. Правильное речевое дыхание — это основа для четкого звукопроизношения, звучного голоса, плавности речи и даже развития способности к самоконтролю.
Почему же так важно уделять внимание дыханию? Физиологическое (жизненное) дыхание у детей часто бывает поверхностным, учащенным и неритмичным. Для речи же нам нужно речевое дыхание: глубокий плавный вдох через нос и длительный, экономный выдох через рот, который дает энергию для голоса и слов.
Без правильной дыхательной опыты ребенок может:
· Говорить «на вдохе», захлебываться словами. · «Проглатывать» окончания слов. · Недостаточно громко или, наоборот, крикливо говорить. · Испытывать трудности в произнесении длинных фраз. · Иметь слабый, неустойчивый голос.
Важное правило: все упражнения проводятся в проветренном помещении, до еды или через час после. Нельзя переутомлять ребенка! 3-5 минут регулярных занятий дадут больший эффект, чем одно долгое.
Этапы освоения дыхательных упражнений
1. Общеукрепляющие упражнения: учимся просто глубоко дышать, чувствовать диафрагму. 2. Тренировка сильного плавного выдоха: играем с легкими предметами (вата, перышко). 3. Развитие целенаправленной воздушной струи: необходима для постановки свистящих ([с], [з], [ц]), шипящих ([ш], [ж], [ч], [щ]) и сонорных ([р], [л]) звуков.
Игровые упражнения для дома и сада
Предлагаю несколько простых и эффективных игр, в которые можно играть как с группой детей, так и индивидуально.
Для самых маленьких (3-4 года):
· «Забей гол»: На столе ворота из кубиков, ватный шарик — мяч. Нужно «забить гол» струей воздуха. · «Бабочка, лети!»: Подвесьте на ниточке бумажную бабочку. Предложите подуть на нее так, чтобы она «полетела». · «Снегопад»: Скатайте мелкие комочки ваты — «снежинки». Положите ребенку на ладошку и предложите сдуть.
Для детей 4-6 лет:
· «Футболист»: Положите легкий шарик из фольги или пенопласта на край стола. Ребенок дует, чтобы сбросить его на пол. · «Горячий чай»: Поднесите ко рту ладошку-«чашку» и долго дуйте на нее, чтобы «чай остыл» (выдох холодной струей). · «Веселая змейка»: Приклейте к карандашу длинную узкую полоску папиросной бумаги. Нужно дуть так, чтобы «змейка» извивалась, но не порвалась.
Для будущих школьников (6-7 лет):
· «Духовой оркестр:» Используйте детские духовые игрушки: дудочки, свистульки, губные гармошки. · «Мыльные пузыри»: Классика, которая идеально тренирует длительный и целенаправленный выдох. Устройте конкурс, у кого пузырь больше или дольше летит. · «Рисуем воздухом»: Нанесите на зеркало или гладкую поверхность каплю жидкой акварели. Предложите ребенку «нарисовать» картину, выдувая краску через тонкую трубочку для коктейля.
Важные советы для взрослых:
· Контролируйте плечи! При вдохе они не должны подниматься. · Щеки не надувать! Воздух должен идти по центральной струе, а щеки оставаться неподвижными. Можно придержать их ладонями. · Не переусердствуйте! 3-5 повторов за один раз достаточно, чтобы не вызвать головокружение. · Превратите в ритуал: делайте гимнастику утром, как зарядку, или перед чтением книжки вечером.
Помните: дыхательная гимнастика — это не скучное занятие, а увлекательная игра и мощный инструмент для развития вашего ребенка. Она не только готовит базу для чистой речи, но и укрепляет здоровье, насыщает организм кислородом, успокаивает нервную систему.
Учитесь дышать правильно — и речь вашего малыша станет мелодичным продолжением этого волшебного процесса!
Если вы замечаете стойкие трудности с речевым дыханием у ребенка, обратитесь за консультацией к учителю-логопеду в вашем детском саду.